Меню

автоматизированное действие сформированное в процессе упражнений это

4.3. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсменов

Если говорить о психологическом обеспечении технической подготовки спортсмена, то в первую очередь следует обратиться к его структуре:

  1. специальные знания;
  2. специальные умения и навыки;
  3. образы движений и действий.

Специальные знания

Понятия о технике двигательных действий – это обобщенное отражение в сознании спортсмена сущности наиболее рациональных способов решения двигательных задач.

Понятия о технике движений составляют основу спортивно-технического мышления. Уровень спортивного мастерства находится в определенной зависимости от богатства приобретенных понятий о технике двигательных упражнений.

Двигательные представления – это образы движений и действий спортсмена, обеспечивающие решение конкретной двигательной задачи. Они формируются при многократном выполнении определенных движений и действий. Следует различать представления о движениях (несут в себе информацию о внешних признаках движения; где ведущими являются зрительные процессы) и двигательные представления (отражают внутреннюю сущность движения; раскрываются при непосредственной двигательной активности; когда ведущая роль переходит уже к кинематическим процессам).

Специальные умения и навыки

Двигательный навык – это целостное, сознательное, автоматизированное действие, доведенное в процессе упражнения до определенного уровня совершенства, выполняемое точно, экономично, с высоким качественным и количественным результатом (СНОСКА: См.: Психология: Учеб. для ИФК. – Указ. изд.).

Двигательные умения – это усовершенствованные способы выполнения действий, основанные на полученных знаниях и опыте. Умения требуют творческого использования знаний и навыков в разнообразных, не стандартных условиях спортивной деятельности.

Двигательная реакция – это осознаваемое двигательное действие в ответ на определенный сигнал.

Особенности психических процессов в осуществлении технической подготовки спортсменов

Техника физических упражнений связана с многообразными ощущениями, основными из которых являются мышечно-двигательные, вестибулярные, осязательные, органические, зрительные, слуховые.

Мышечно-двигательные ощущения имеют исключительное значение для правильного выполнения физических упражнений. Экспериментальные исследования, проведенные А.Ц. Пуни (СНОСКА: См.: Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – М., 1969.), позволяют говорить о том, что, развивая отчетливость мышечно-двигательных ощущений, мы овладеваем техникой спортивных упражнений; в то время как совершенствование техники приводит к дальнейшему развитию мышечно-двигательной чувствительности. Установлено, что между уровнем развития «мышечного чувства»: (И.М. Сеченов) и уровнем спортивного мастерства имеется прямая связь. Указанные ощущения играют большую роль в правильной координации движений.

Вестибулярные ощущения особенно важны в тех видах спорта, для которых характерны резкие движения, повороты, внезапные ускорения.

Экспериментальным путем было доказано, что специальные упражнения для тренировки вестибулярного аппарата повышают эффективность выполнения многих элементов спортивной деятельности в таких видах спорта, как гимнастика, спортивные игры, акробатика.

Осязательные ощущения в совокупности с мышечно-двигательными участвуют в формировании восприятия предметов: их формы, величины, веса, твердости, упругости и положения в пространстве, что важно при работе на спортивных снарядах или с мячом.

Из данных ощущений особенно следует выделить:

  • ощущение прикосновения;
  • ощущение давления (помогает определить силу хвата в тяжелой атлетике, гимнастике и т.п.);
  • ощущение вибрации (помогает «слить» свои движения со спортивным снарядом).

Особая роль в комплексе ощущений, формирующих восприятие движения, принадлежит органическим ощущениям, которые сигнализируют о состоянии самого двигательного аппарата. К ним относятся болевые ощущения в мышцах, суставах, ощущения свободы и легкости сокращения мышц.

Зрительные и слуховые ощущения в основном выполняют ориентирующую и регулирующую функции, помогают осмыслить особенности действия, выделив в нем наиболее существенные моменты, оценить качество выполнения и внести определенные коррективы, чтобы управлять собственной двигательной деятельностью.

2. Особенности восприятия

Восприятие движений при выполнении спортивного действия отражает различные особенности и свойства этого действия (характер, форма, амплитуда, направление, усилие, продолжительность, скорость, положение).

Восприятие времени имеет большое значение, так как отражает длительность, скорость, последовательность, темп и ритм движений. Наиболее сложные формы временных отношений спортсмена – это восприятие темпа и ритма.

Читайте также:  комплекс упражнений гимнастика для девочек видео

В основе восприятия темпа лежит последовательная смена мышечно-двигательных ощущений, так как темп определяет быстроту, с которой одно движение сменяется другим. От темпа действий во многом зависит интенсивность физических упражнений и их координационная структура, поэтому овладеть оптимальным темпом движений – важная задача технической подготовки спортсменов, особенно в циклических видах спорта.

В основе восприятия ритма лежит определенное чередование действий, движений и их размеренность. Ритм позволяет установить правильное чередование движений и их элементов, поэтому восприятие ритма исключительно важно в технической подготовке спортсмена. Во многих видах спорта достаточно часто подчеркивается «ритмический рисунок» спортивного действия. В таких случаях говорят, что этот рисунок нельзя изменять, так как это нарушит характер движения или действия.

В процессе занятий конкретным видом спорта у спортсмена следует сформировать специализированное восприятие. В основе специализированных восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторные системы. В спорте имеют место такие, например, специальные восприятия, как «чувство дистанции», «чувство высоты», «чувство воды» и т.д.

3. Особенности внимания и памяти

В технической подготовке спортсмена внимание выполняет организующую, координирующую, контролирующую, регулирующую и стимулирующую функции. Достаточно отметить следующие особенности внимания:

  • сосредоточение внимания, т.е. способность спортсмена направлять свое сознание на выполнение физического упражнения, не отвлекаясь на восприятие всего остального, необходимо в любых видах спорта;
  • распределение внимания на несколько объектов (особенно важно при выполнении технических приемов в сложной обстановке);
  • переключение внимания помогает быстро и точно переходить от одних действий и движений к другим;
  • устойчивость внимания обеспечивает стабильность и надежность выполнения технических приемов на протяжении длительного времени.

Важную роль в технической подготовке спортсмена играет осознанное запоминание изучаемых движений. Развитие двигательной памяти, основу которой составляют мышечно-двигательные образы заученных движений и логически обоснованные компоненты движений, характерные для данного вида технического приема пространственные и временные отношения, а также взаимосвязанность отдельных элементов движения или действия.

Источник

3.6. Роль представлений в управлении движениями

Особая роль принадлежит представлениям о двигательных действиях.

Обучение технике физических упражнений в физическом воспитании и спорте всегда начинается с создания представления об изучаемом действии. Это необходимо для того, чтобы сформировать в сознании ученика образ реального действия, который должен служить эталоном при практическом исполнении движений, с помощью которого спортсмен осуществляет контроль и управление в своей деятельности. Любое двигательное действие или физическое упражнение каждый человек выполняет только так, как он его себе представляет.

Представление служит программой для реализации двигательных действий.

Имеющийся в памяти человека эталон (идеальный образ) действия является тем необходимым элементом деятельности, который в определенных условиях следует воспроизвести с максимальной точностью. В этом заключается программирующая функция представления.

Перед выполнением двигательного действия представление о движении с помощью механизмов идеомоторных реакций (регулировка функций) позволяет организму подготовиться к предстоящей деятельности. Так сочетаются программирующая и регулирующая функции.

В процессе выполнения действия по каналам обратной связи в кору больших полушарий головного мозга поступает информация о внешних условиях деятельности и о самом действии. Эта информация сравнивается с программой движений (представлением), и если она соответствует ему, – деятельность продолжается. Если возникают какие-либо рассогласования, то в деятельность вносятся необходимые коррективы. В данном случае ведущая роль принадлежит регулирующей функции представления.

Регулирующая функция проявляется и после окончания действия. Воспоминания об ощущениях, возникших в ходе выполнения движений, позволяют человеку, анализируя свою деятельность, понимать причины тех или иных ошибок. Такая мыслительная работа заключается в переработке имеющейся информации в представлениях об идеальном образе и реально исполненном действии.

Читайте также:  как сесть на шпагат если не умеешь упражнения

Представления о двигательных действиях выполняют еще одну функцию, которая успешно используется в спортивной практике. Эта функция – тренирующая. Известно, что, представляя себе движения, можно упражняться, совершенствуя технику любых двигательных действий. На практике эта функция называется идеомоторной тренировкой. Она характеризуется тем, что спортсмен: оживляет систему механизмов произвольных движений, вследствие чего возникают микро-реакции нервно-мышечной, вегетативной и других функциональных систем организма. Эти реакции идентичны реальным, которые возникают при практическом выполнении движений. В результате осуществления идеомоторной тренировки (многократного мысленного повторения) происходит закрепление структуры механизмов тренируемого произвольного действия.

Важно отметить, что идеомоторная тренировка имеет свои принципы, позволяющие повышать эффективность функции:

  • чем ярче и отчетливее представление, тем ярче выражен тренирующий эффект;
  • эффект возрастает, если представление сопровождается «мысленным проговариванием» процесса выполнения действия;
  • эффект станет особенно ярким, если спортсмен овладел пространственными признаками движений;
  • тренирующий эффект может быть негативным, если представление ошибочно.

Источник

Тесты по физической культуре

Олимпийский талисман – часть олимпийской символики. Олимпийский талисман для каждой Олимпиады выбирается принимающей стороной по своему усмотрению. Впервые талисманы Олимпийских игр появились на Играх …

а) В 1956 году (Мельбурн) Австралия.

б) В 1960 году (Рим) Италия.

в) В 1964 году (Токио) Япония.

г) В 1968 году (Мехико) Мексика.

Физические упражнения – это…

а) Такие двигательные действия, которые направлены на формирование двигательных умений и навыков.

б) Виды двигательных действий, направленные на морфологические и функциональные перестройки организма.

в) Такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.

г) Виды двигательных действий, направленные на изменение форм телосложения и развитие физических качеств.

Под техникой физических упражнений понимают…

а) Способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большой интенсивностью.

б) Способы выполнения двигательного действия, оставляющие эстетически благоприятное впечатление.

в) Определенную упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения.

г) Видимую форму, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических параметров движения.

Сущность метода сопряженного воздействия состоит в том, что техника двигательного действия…

а) Разучивается в условиях, требующих уменьшения физических усилий.

б) Совершенствуются в условиях, требующих увеличения физических усилий.

в) Закрепляется в условиях внешних и внутренних сбивающих факторов.

г) Выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких – либо функций, называется…

Педагогический процесс, направленный на системное освоение рациональных способов управления своими движениями, приобретение необходимых двигательных навыков, умений, а также связанных с этим процессом знаний, называется…

а) Физическим образованием.

б) Физическим воспитанием.

в) Физическим развитием.

г) Физической культурой.

8. Обучение двигательному действию начинается с …

а) Разучивания общеподготовительных упражнений.

б) Создания общего первоначального представления о двигательном действии и способе его выполнения.

в) Непосредственного разучивания техники двигательного действия по частям.

г) Непосредственного разучивания техники двигательного действия в целом.

В рамках одного занятия на этапе начального разучивания техники двигательного действия обучение движениям необходимо осуществлять…

а) В подготовительной части занятия.

б) В начале основной части занятия.

в) В середине основной части занятия.

г) В конце основной части занятия.

Физические качества — это…

а) Индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

б) Комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности.

в) Комплекс способностей занимающихся физической культурой и спортом, выраженных в конкретных результатах.

г) Врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.

Читайте также:  какие упражнения делать грудничку для живота

Абсолютная сила – это…

а) Способность человека преодолевать внешнее сопротивление.

б) Сила, проявляемая за счет активных волевых усилий человека.

в) Максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела.

г) Проявление максимального мышечного напряжения в статическом режиме работы мышц.

Важную роль в развитии силы играют гормоны, обеспечивающие увеличение синтеза сократительных белков в скелетных мышцах, — …

При использовании силовых упражнений величину отягощений дозируют количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином…

а) Объем силовой нагрузки.

б) Весосиловой показатель.

Ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой) называется…

а) Простой двигательной реакцией.

б) Скоростью одиночного движения.

в) Скоростными способностями.

г) Быстротой движения.

Способность как можно дольше удерживать достигнутую максимальную скорость называется…

а) Скоростным индексом.

б) Абсолютным запасом скорости.

в) Скоростной выносливостью.

г) Коэффициентом проявления скоростных способностей.

Число движений в единицу времени характеризует…

в) Скоростную выносливость.

г) Сложную двигательную реакцию.

17. Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы называется…

а) Физической работоспособностью.

б) Физической подготовленностью.

в) Общей выносливостью.

Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности называется…

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее…

а) 3-5 минут, выполняемые в анаэробном режиме.

б) 7-12 минут, выполняемые в аэробно-анаэробном режиме.

в) 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме.

Если интенсивность работы при воспитании выносливости выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд/мин, то повторная работа возобновляется тогда, когда ЧСС снижается до…

Способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственной активности соответствующих мышц называется…

а) Специальной гибкостью.

в) Подвижностью в суставах.

г) Динамической гибкостью.

Гибкость (амплитуда движений) измеряется…

а) Показателем суммы общей и специальной гибкости (запас гибкости).

б) Показателем разницы между величиной активной и пассивной гибкостью.

в) В угловых градусах или в линейных мерах (см) с использованием аппаратуры или педагогических тестов.

г) Временем и параметрами удержания определенной позы в растянутом состоянии.

Упражнения с направленностью на воспитание и совершенствование координационных способностей рекомендуется выполнять…

а) В подготовительной части урока.

б) В первой половине основной части урока.

в) Во второй половине основной части урока.

г) В заключительной части урока.

Можно ли совершенствовать координацию движений на фоне утомления?

а) Можно, потому что с утомлением объективно возникает необходимость более экономного выполнения движений.

б) Нельзя, так как при утомлении сильно снижается четкость мышечных ощущений.

в) Можно, так как утомление снимает координационную напряженность.

г) Можно, потому что на фоне утомления повышается чувствительность участвующих в управлении двигательными действиями сенсорных систем.

Выберите из перечисленных ниже основную форму организации занятий физическими упражнениями в общеобразовательной школе.

а) Урок физической культуры.

б) Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.

в) Массовые спортивные и туристские мероприятия.

г) Тренировочное занятие в спортивной секции.

26. В физическом воспитании широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность характерны для…

а) Уроков совершенствования учебного материала.

б) Контрольных уроков.

в) Уроков общей физической подготовки.

г) Уроков освоения нового материала.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются на следующие медицинские группы…

а) Слабую, среднюю, сильную.

б) Основную, подготовительную, специальную.

в) Без отклонений в состоянии здоровья, с отклонениями в состоянии здоровья.

г) Оздоровительную, физкультурную, спортивную.

Укажите оптимальное количество общеразвивающих упражнений для подготовительной части урока физической культуры.

Автором программы аэробики является…

Источник

Adblock
detector