Меню

алябьева стихотворные упражнения для развития речи детей

«Логоритмические упражнения» и «Расскажи стихи руками»
консультация (средняя группа) на тему

Ознакомление родителей со зоровьесберегающими технологиями по методике Е. А. Алябьевой

Скачать:

Вложение Размер
alyabeva_e.a.docx 90.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление родителей со зоровьесберегающими технологиями по методике Е. А. Алябьевой

«Логоритмические упражнения» и «Расскажи стихи руками»

Логоритмические упражнения – это стихотворный материал. Выбор стихов достаточно велик, чтобы позволить отбирать необходимый в соответствии с речевым диагнозом и этапом коррекционной работы. В основе содержания стихов — любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отраженный в стихах, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.

Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

Средства этой методики:
— ходьба и маршировка в различных направлениях;
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;
— самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;
— игровая деятельность;
— упражнения на развитие творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Стихотворный материал имеет ряд требований:
— разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи; для развития словаря (глагольного, именного); для автоматизации звукопроизношения;
— определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
— среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
— насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
— сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
— при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Движения, предложенные автором, не обязательно воспринимать как догму. Их можно обогащать и видоизменять.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

Приведу примерные логоритмические упражнения в стихах:

Источник

Конспект открытого занятия по развитию речи младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Тема: «Заботливое солнце».

Скачать:

Вложение Размер
zabotlivoe_solntse.docx 18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи использованием дидактических игр детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) на тему «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце».

Тема: «Заботливое солнце».

Цель: Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;

Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;

Вырабатывать у детей умение ненапряженно улыбаться, показывая верхние и нижние передние зубы;

Активировать словарь ребенка понятиями: восходит, заходит, золотит, покой;

Подготовить артикулярный аппарат к произнесению стихотворного текста; Развивать общую и мелкую моторику;

Совершенствовать умение продолжительного, целенаправленного выдоха, длительность и интенсивность речевого дыхания, добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка;

Посредством дидактических упражнений и заданий развивать психические процессы (память, мышление, восприятие, внимание);

Повышать эмоциональный настрой детей, желание участвовать и взаимодействовать с педагогами и сверстниками;

Формирование у детей проявления самостоятельности;

Воспитывать дружеское отношение, взаимовыручку между детьми.

Беседа с детьми по темам «Весна — Красна», «Изменение в природе»;

Наблюдения на прогулках за солнцем, отмечать зависимость погоды от солнца;

Аппликация «Солнышко в окошке»;

Рассматривание иллюстраций по темам;

Упражнения по развитию мелкой моторики, тонких движений пальцев рук;

Развитие артикуляционного аппарата «Веселый язычок», «Вкусное варенье», «Ладошки», «Чашки» и т.д.;

Дидактические игры «Собери солнышко», «Забей гол в ворота»;

Логоритмика «Заботливое солнце»

Материалы и оборудование:

Краски, кисти, полоски бумаги;

Диск из серии «Весенняя песенка» Феликса Мендельсона — Бартольди;

Под музыку дети вместе с воспитателем входят в группу.

Дети с воспитателем встают в кружок.

Мы смеёмся целый день,

Улыбаться нам не лень!

Дети улыбаются друг другу и воспитателю.

Будем дружно мы играть,

Будем в сказку попадать.

— А чтобы в сказку нам попасть надо книжку в руки взять. Я в библиотеку ходила книжку там интересную нашла, вам принесла. Будем книжку мы читать в сказку будем попадать. (Воспитатель показывает книгу). На книжку мою посмотрите, что на книжки нарисовано скажите. (Ответы детей). (Воспитатель открывает книгу и читает стихотворение).

Светит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы похлопаем в ладоши

Очень рады солнышку.

Звучит музыка и в группы входит солнышко (педагог в костюме).

Здравствуйте ребята! Ручки к солнышку протяните со мной гулять идите. (Солнышко играет с детьми в игру «Погуляем»).

-Ребята, кто это? (Дети: – Солнышко!).

-Даже «Солнышко» заглянуло к нам посмотреть на ваши ослепительные улыбки. Ребята, а кто хочет рассказать о солнышке, какое оно?

(Дети: — Круглое, жёлтое, горячее).

-А что солнышко делает? (Дети: — Греет, светит, восходит, заходит!). Поощрять ответы детей.

-Мне кажется, что ваши язычки не совсем проснулись. Надо сделать гимнастику для языков. Садитесь удобно на стульчики, выпрямите спинки, ножки поставьте ровно.

Артикуляционная гимнастика « Жил веселый язычок-чок-чок»

— Жил- был веселый язычок-чок-чок. За зубами на замок-ок-ок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко вот так (показ артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.

— Захотелось ему погулять, но перед прогулкой нужно подкрепиться и решил язычок попить чаю с вареньем, а варенье было такое вкусное и он облизнулся вот так (показ артикуляционного упражнения «Вкусное варенье»).

— Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).

— Увидел качели и захотел прокатиться вот так (показ артикуляционного упражнения «Качели»).

— Покатался на качеле и стало ему так весело и он запел ля-ля-ля, ля-ля-ля, а потом начал весело бормотать вот так – дети балуются язычками бл-бл-бл.

Солнышко предлагает подуть на лучики ( приготовленные маленькие солнышки, солнышко держит их в руках, а дети дуют на них).

-Ну, а ваши язычки готовы повторить стихотворение? Встанем в круг и покажем «Солнышку», как мы учим стихотворение о нем.

Проговаривание стихотворения хором и индивидуально, напомнить о выразительном чтении, проговаривать все слова, громко, четко, но не кричать.

Солнышко предлагает поиграть Этюд «Росток», «Садовник».

Дети сели на корточки в форме маленького семечка, под слова семечка ростки (дети) начинают тянуться к солнышку. Превращаясь в красивые цветы (ромашку, розу, василек и т. д.).

Физкультминутка (проводит солнышко).

Пальцы рук соприкасаются друг с другом и как бы здороваются, произнося слова.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Мы живем в родном краю,

Всех вас я приветствую.

-Молодцы, ребята, хорошо запомнили стихотворение и вам в этом помогали: язычок, струя воздуха и ваши ручки. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пожелаем им чаще улыбаться и смеяться!

Солнышко проводит релаксационный этюд.

Руки к солнышку подняли,

Лучики взяли, к сердечку прижали,

Людям (или друг другу) отдали.

К столику скорей спешите кисточку вы все возьмите. Будем краску набирать лучики для солнышка раскрашивать. К солнышку скорей идите лучики несите. Будет солнышко сиять нашу библиотеку освещать!

Коллективная работа с детьми (тестопластика)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепить у ребенка умение слушать, понимать и запоминать стихотворный текст;Учить запоминать текст, чётко проговаривая слова, тренировать интонационную сторону речи;Вырабатывать у детей умение ненапр.

Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 50». Исполнительного комитета Нижнекамского Муниципального района Республики Тата.

Вызвать желание участвовать в совместной игре, дать образец новой сюжетно – ролевой игры. Побуждать детей высказываться на темы из личного опыта. Развивать речевое внимание, речевое дыхание, артикуляц.

Конспект НОД на развитие речи детей 3-4 лет.

Конспект открытого занятия по развитию речис использованием дидактических игр детей младшегодошкольного возраста (3-4 года)Тема: «Заучивание стихотворения Алябьевой Елены Алексеевны «Заботливое солнце.

Конспект занятия «Играем с Машей и Медведем».

Конспект занятия по развитию речи детей раннего возраста (1-2 года) на тему: «В гости к петушку».

Источник

Стихотворные упражнения для развития речи и мышления ребенка
картотека (подготовительная группа) на тему

Данные короткие стихотворные текст с заданиями помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.

Скачать:

Вложение Размер
prilozhenie_k_rabote.docx 13.61 КБ

Предварительный просмотр:

Стихотворные упражнения для развития речи мышления ребенка.

Устанавливать причинно-следственные связи и отображать их в речи ребенку проще, если речь идет о ситуациях, доступных его пониманию, связанных с личным опытом.

Данные короткие стихотворные тексты с заданиями помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.

На улице такой мороз,

Что щиплет уши он и нос.

Пошла на улицу Наташа

Без шапки, шарфа, нараспашку.

И вот теперь моя Наташа

Лежит в кровати, хрипит и кашляет.

Что случилось с Наташей?

Почему Наташа заболела?

Как надо одеваться в мороз?

Мальчик маму не послушал,

Долго бегал он по лужам.

Как же он не осторожен!

Догадаться нам не сложно,

Что промок он и простужен

И не хочет больше в лужу.

Почему мальчик заболел?

Почему по лужам нельзя ходить по холодным лужам без специальной обуви?

Чем можно пораниться в луже?

Мальчик дома развлекался,

Спичкой чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол, не заметил ее он.

Так сгорел от этой спички деревянный, старый дом.

Почему нельзя играть со спичками детям?

Как надо обращаться с огнеопасными предметами?

Осень пришла, стали ночи длиннее.

Света, тепла не хватает деревьям.

Листья желтеют, ах-опадают!

Дети по листьям шуршащим шагают.

Почему с деревьев опадают листья?

Почему листья желтеют, краснеют осенью?

Что будет, если листья на зиму останутся на деревьях?

Саша драться любит очень, обижает всех подряд.

В детском садике ребята с ним играть и не хотят.

Не хотят на день рожденья Сашу в гости приглашать,

Не хотят с ним поделиться, слова доброго сказать.

Почему дети не хотят играть с Сашей?

Почему не приглашают его на день рождения?

Почему не хотят с Сашей ничем делиться?

Как надо себя вести, чтобы все хотели с тобой дружить?

Своего щенка Андрюша покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшин загрустил и заболел.

Мальчик очень огорчился, он щеночка пожалел:

Накормил его сметаной, и щенок повеселел.

Почему щенок заболел?

Почему мальчик огорчился?

Как надо ухаживать за животными?

Вчера были лужи, сегодня –мороз.

Он всюду повесил сосульки из слез.

Он талые лужи в каток превратил

На улице все совсем изменил.

Почему после теплой погоды появились сосульки зимой?

Почему лужи превратились в каток?

Мальчик Коля жадным был, только лишь себя любил.

Не делил ни с кем конфеты и игрушки не давал.

Сам все ел, играл в игрушки и себе все забирал.

С ним ребята перестали и делиться и дружить.

Жадиной его прозвали: очень трудно с Колей жить.

Почему дети прозвали Колю жадиной?

Почему дети перестали делиться с Колей?

Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с вами?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и стихи, упражнения, которые родители могут использовать дома, служат для выработки правильного произношения, помогают размышлять над звуковым, смысловым, грамматическим содержанием слова, развив.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал.

Учить ребенка расказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления.

Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными .

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии новог.

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и нала.

Источник

Читайте также:  могут ли болеть глаза после упражнений для глаз
Adblock
detector