Меню

алтухова егорова занимательные игры и упражнения тетрадь 3

Тетрадь 2 для занятий с логопедом. Тетрадь 2 Алтухова Т. А., Егорова Н. А

Название Тетрадь 2 Алтухова Т. А., Егорова Н. А
Анкор Тетрадь 2 для занятий с логопедом.docx
Дата 30.10.2018
Размер 2.12 Mb.
Формат файла
Имя файла Тетрадь 2 для занятий с логопедом.docx
Тип Документы
#57496
страница 1 из 21
Каталог

Тетрадь 2
Алтухова Т.А., Егорова Н.А.

Занимательные игры и упражнения для речевого и ин­теллектуального развития детей 5-6 лет с общим недо­развитием речи. Тетрадь 2. — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с: ил.

(Библиотека практикующего логопеда)
ISBN 5-89415-423-5

Пособие содержит занимательные игровые упражнения и зада­ния, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексиче­ским темам, изучение которых в старшей логопедической группе предусмотрено Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с лексическими темами подобраны также загадки и стихотворения для заучивания.

Цель пособия — обеспечить тесное сотрудничество учителя-ло­гопеда и родителей в реализации коррекционно-развивающей под­держки детей с общим недоразвитием речи, поэтому структура и содержание пособия позволяют родителям использовать дидакти­ческий и речевой материал для закрепления знаний, умений и навы­ков, полученных детьми на фронтальных и индивидуальных логопе­дических занятиях.

Пособие адресовано логопедам и педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу­ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про­движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий лого­педа. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недораз­витие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи­телю-логопеду, так и родителям.

Задачи пособия:

  • способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
  • обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуаль­ного развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про­блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе­нок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред­ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух пред­ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи­ки и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при ус­ловии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте­нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло­жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос «почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксиче­ская, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях:

1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук­ты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насеко­мые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

Вашему вниманию предлагается 2-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

  • лексики;
  • грамматического строя речи;
  • связной речи;
  • зрительного восприятия;
  • зрительно-моторных координации;
  • внимания;
  • памяти;
  • логического мышления.

Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают:

а)расширение и уточнение предметного словаря ребенка («Что забыл нарисовать художник?», «Назови части тела у животных» и др.);

б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Ответь на вопрос: какой зайчик? Подбери 3—4 признака»);

в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом», «Рассмотри рисунки и назови все одним словом», игра «Четвертый лишний»);

г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами (игра «Какую кашу съел Петя?»);

д)образование притяжательных прилагательных (« Назови части тела у животных и ответь на вопросы: чей? чья? чье? чъи?);

е)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (« Назови все части тела и черты лица ласково»);

ж)образование существительных с ласкательными и увеличительными оттенками (игра «Маленький — огромный»: глазикглазище);

з)согласование прилагательных с существительными в роде и числе (игра «Подбери признак»: Подснежник какой? Мать-и-мачеха какая? Незабудки какие?);

и) согласование числительных с существительными (игра «Один — одна»);

к) составление простых предложений по вопросам и схемам («Составь предложение к схеме для каждого рисунка: Кто это? Что делает? Что?);

л) падежное согласование существительных (игра «У кого — кто?»: «Назови детенышей живот­ных», «Кто чем управляет?»: «Закончи предложения: Летчик управляет. »);

м) составление короткого рассказа по вопросам и серии картин, пересказов («Составь описатель­ный рассказ о зайце по плану: Кто это? Где живет? Жилище. Каков внешний вид? Чем питается? Кто у него детеныши?‘». «Внимательно послушай историю «Как дети поздравили маму с праздни­ком». Расскажи по картинкам эту историю»).

Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и зада­ния:

а)для развития зрительного восприятия — «Найди на рисунке тени масок», «Какие предметы спрятались на рисунке»;

б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Что перепутал художник?», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», игра «Угадай птицу по описанию»;

в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;

г) для развития логического мышления — «Догадайся, ориентируясь на план, куда лесник несет елку», «Догадайся, куда надо поместить еще один кораблик, покажи стрелкой. Расположи клеточки-схемы в том же порядке, что и кораблики», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.

Такие задания, как «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Рас­крась картинки», «Выполни штриховку по образцу», «Дорисуй картинку, соединяя точки», ориен­тированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации. Их наличие является необ­ходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

Не все задания могут быть доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индиви­дуальные возможности детей, должен порекомендовать родителям выполнение определенных уп­ражнений и заданий.

Все упражнения и задания выполняются ребенком с помощью взрослого, который читает зада­ния, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендация­ми логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадыва­ние и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.

В пособии использованы специальные графические схемы для предложений:

— слова-предметы (подлежащее или дополнение, выраженное существительным);

— слова-действия (сказуемое, выраженное глаголом);

— слова-признаки (определение, выраженное прилагательным);
— предлоги (на, под, с).

ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
1. Обведи по точкам рисунки животных, раскрась и назови их ласково.

2.Назови части тела у этих животных и ответь на вопросы:

Источник

Картотека занимательных игр и упражнений для речевого и ин-теллектуального развития детей 5-6 лет с общим недо¬развитием речи.

Картотека занимательных игр и упражнений для речевого и ин­теллектуального развития детей 5-6 лет с общим недо­развитием речи.

Алтухова Т.А., Егорова Н.А.

Занимательные игры и упражнения для речевого и ин­теллектуального развития детей 5-6 лет с общим недо­развитием речи. Тетрадь 1. — М.: АРКТИ, 2005. — 40 с: ил. (Библиотека практикующего логопеда)

В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу­ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про­движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей к выполнению домашних заданий лого­педа. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недораз­витие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи­телю-логопеду, так и родителям.

• способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

• обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.

Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуаль­ного развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.

Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про­блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей — неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе­нок испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы и т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин. Почему желтая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред­ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны — состоят из одного-двух пред­ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи­ки и акулы. И лечка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло».

Такие явления можно наблюдать у многих детей в младшем возрасте, когда речь только начинает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточности уходят сами собой, правда, при ус­ловии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок — особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.

Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте­нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло­жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет истинного их смысла.

Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос « почему?».

Таким образом, общее недоразвитие речи — это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка — фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксиче­ская, — а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.

Пособие включает задания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях:

1-я тетрадь— первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук­ты», «Осень», «Посуда», «Одежда и головные уборы», «Обувь».

2-я тетрадь — второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные», «Дикие животные», «Черты лица и части тела», «Продукты питания», «Перелетные и зимующие птицы», «Зима», «Новый год», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».

3-я тетрадь — третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насеко­мые», «Транспорт», «Сад-огород», «Профессии людей», «Лето».

Вашему вниманию предлагается 1-я тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме представлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:

• грамматического строя речи;

Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают:

а)расширение и уточнение предметного словаря («Что забыл нарисовать художник?», «Какие игрушки «спрятались» на рисунке?» и др.);

б)расширение и уточнение словаря признаков («Раскрась картинку. Карандаши какого цвета тебе понадобятся?», «Подбери по 3-4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине и вкусу»);

в)уточнение значений обобщающих слов («Какая картинка лишняя? Почему? Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их»);

г)образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, различными материалами («Если игрушки сделаны из резины, то они какие?» «Какой сок делают из фруктов?»);

д)образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Назови овощ ласково»);

е)согласование притяжательных местоимений мой — моя — мои с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа («Про какую одежду можно сказать мой, а про какую — моя? Про что можно сказать мои?»);

ж)согласование прилагательных с существительными в роде и числе («Подбери по 3—4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине и вкусу. Банан какой? Бананы какие? Груша какая? Груши какие?»);

з)согласование числительных с существительными (игра «Пересчитай-ка». Пересчет грибов: один мухомор, два мухомора, . пять мухоморов).

Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и за­дания:

а)для развития зрительного восприятия — «Соедини линией каждый овощ и геометрическую фигуру, на которую он похож», «Найди нужную заплатку», «Назови посуду, которая «спряталась» на рисунке»;

б)для развития внимания — «Что забыл нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Сравни картинки. Чем они отличаются?», «Найди каждому яблоку пару», игра «Узнай по описанию»;

в)для развития памяти — заучивание загадок и стихотворений;

г)для развития логического мышления — «Догадайся, какой сапог забыл нарисовать художник», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.

Такие задания, как «Раскрась геометрические фигуры», «Раскрась картинки», ориентированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координации, являющихся необходимым условием становления графического навыка в процессе овладения письмом.

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.

Не все задания доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индивидуальные возможности детей, может порекомендовать родителям выполнение определенных упражнений и заданий.

Все упражнения и задания должны выполняться ребенком с помощью взрослого, который читает задания, в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, а в случае затруднений предлагает совместное выполнение.

К каждой лексической теме подобраны загадки и стихотворения. В соответствии с рекомендация­ми логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадыва­ние и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.

1. Рассмотри картинки и назови предметы, которые на них нарисованы. Какой пред­мет лишний? Почему?

Назови все предметы одним словом и раскрась их, кроме лишнего.

2. Назови игрушки, которые нарисовал художник,

Скажи, что он забыл нарисовать. Чего не хватает у каждой игрушки — у собачки, у самолета, у автомобиля, у слона, у телефона, у куклы, у домика, у лошадки? Дорисуй.

3. Рассмотри внимательно и сравни картинки. Скажи, чем отличаются игрушки на этих картинках? Раскрась их.

4. Ответь на вопрос: если игрушки сделаны из дерева, то они какие?

Слон из дерева какой? — Деревянный.

Шарик из дерева какой?

Кубик из дерева какой?

Грузовик из дерева какой?

Лопатка из дерева какая?

Если игрушки сделаны из резины, то они какие?

Собачка из резины какая? — Резиновая.

Кукла из резины какая?

Лошадка из резины какая?

Обезьянка из резины какая?

Подумай и ответь, из какого еще материала можно сделать игрушки.

5. Назови геометрические фигуры, которые нарисовал художник. Рассмотри внимательно игрушки. На какую фигуру похожа каждая игрушка? Раскрась игрушку и фигуру, на которую она похожа, одним цветом

6. Назови игрушки, которые «спрятались» на рисунке.

Загадки

Это что за очень странный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный?

Кто же это. (Буратино)

Совсем не нужен ей водитель,

Ключом ее вы заводите —

Колесики начнут крутиться,

Поставьте, и она помчится. (Машинка)

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

Если ты его отпустишь с поводка,

Улетит он от тебя за облака. (Воздушный шарик)

Бросишь на землю — а я подскочу.

Я из ладоней в ладони лечу —

Смирно лежать не хочу! (Мяч)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (Матрешка)

Стихотворения для заучивания

Из цветной пушистой байки

Малышам игрушки шьем —

Куклы, мячики и зайки.

Их все больше с каждым днем.

Здесь игрушек целый угол:

Белый выводок зайчат,

И косички толстых кукол

Кверху бантами торчат.

Вот тигренок полосатый.

У тигренка добрый вид,

Потому что только ватой

У него живот набит. (А. Барто)

Андрюшка

— Ты будешь охотником.

Ты молодец! (С. Михалков)

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в коробку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать.

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлет поклон. (А. Барто)

ТЕМА «ОВОЩИ»

1. Раскрась картинку. Карандаши каких цветов тебе понадобятся? Молено ли назвать предметы, которые ты раскрасил, одним словом? Назови, какие овощи ты раскрасил.

2. Игра «Собираем урожай».

Нарисуй на каждой грядке овощ и назови его ласково.

Поздним летом в огород

Зрел все лето урожай.

Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто,

Летом выросла. _________________________________

Собираем мы в лукошко

Очень крупную. __________________________________

От дождя земля намокла —

Вылезай, толстушка. __________________________________

Надо поклониться низко,

Чтобы вытащить. _________________________________

Помогает деду внук —

Собирает с грядок. _________________________________

Вот зеленый молодец,

Сочный, длинный. _________________________________

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали.

3. Раскрась картинку.

Дай каждому клоуну имя.

Какой клоун собрал самый большой урожай перцев?

Посчитай, сколько перцев собрал каждый клоун.

4. Соедини линией каждый овощ и ту геометрическую фигуру, на которую он похож. Назови каждый овощ ласково.

5. Игра «Назови сок, суп» .

Сок из моркови какой? — Морковный.

Сок из томатов (помидоров) какой?

Сок из свеклы какой?

Сок из капусты какой?

Суп из гороха какой?

Суп из овощей какой?

6.Рассмотри внимательно и сравни картинки. Скажи, чем они отличаются.

7. Догадайся, какой овощ забыл нарисовать художник. Дорисуй.

Загадки

На грядке вырос куст.

Под кустом. (картошка).

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня в них ищи. (Капуста)

Сидит красная девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Желтые, соленые. (Огурцы)

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков. (горох).

Как на нашей грядке

К осени краснеют. (Помидоры)

Стихотворения для заучивания

В огороде много гряд.

Тут и репа, и салат,

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год. (А. Прокофьев)

Приходите в огород

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Все растет, все цветет,

Приходите в огород —

Очень интересно. (Е. Благинина)

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Вот овощи спор завели на столе —

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!

И суп овощной оказался не плох!

1. Раскрась фрукты. Карандаши каких цветов тебе понадобятся? Назови каждый фрукт ласково. Скажи, где растут фрукты?

2. Найди каждому яблоку пару. Сколько пар яблок у тебя получилось? Раскрась каждую пару одинаково.

3. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано.

Какая картинка лишняя? Почему?

Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их.

4. С каких деревьев упали фрукты? Яблоко упало с какого дерева? — С яблоневого. Назови каждое дерево. (Яблоневое, грушовое, вишневое.)

5. Найди ошибку художника. Зачеркни то, что не растет на дереве. Скажи, где растут овощи.

6. Игра «Какой сок делают из фруктов?».

7. Игра «Какое варенье можно сварить из фруктов? ».

8.Подбери по 3-4 признака к фрукту. Скажи, какой фрукт по цвету, форме, величине, вкусу.

Банан какой? — Желтый, сладкий, спелый.

9.Догадайся по описанию, какой фрукт тебе надо нарисовать: этот фрукт желтый, овальной формы, полезный, кислый.

Очень любят обезьяны

Кушать спелые. (бананы).

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой,

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Вишня)

А снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья,

Будем кушать ты и я. (Апельсин)

У нас фамилия одна:

Цитрусовых мы семья.

Я апельсина младший брат,

Я витаминами богат. (Мандарин)

Спелый, сочный, ароматный,

Если пополам разрежешь,

Внутри ты косточку найдешь. (Персик)

Стихотворения для заучивания

Прекрасен нага осенний сад.

В нем слива есть и виноград.

На ветках, как игрушки,

А к ночи веет холодок,

И желтый лист шуршит у ног.

Плоды мы утром соберем

И всех соседей созовем.

И солнышку помашем,

Спасибо, осень! — скажем.

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла:

Осень принесла. (В. Волина)

1. Внимательно рассмотри картинки.

Догадайся, какие времена года изображены на них.

Как ты догадался, на какой картинке лето, а на какой — осень? Назови признаки лета и осени.

2. Игра «С какого дерева детки?».

Рассмотри внимательно осенний букет, который собрала белочка.

Проведи стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Назови эти деревья.

Как называется явление, когда с деревьев опадают листья?

Лист дуба какой? — Дубовый. Лист березы какой?

Лист каштана какой?

4.Сосчитай, сколько всего листьев в осеннем букете белочки.

Закрась красным карандашом столько треугольников, сколько в осеннем букете дубо­вых листьев.

Закрась зеленым карандашом столько квадратов, сколько в осеннем букете березо­вых листьев.

Закрась синим карандашом столько кругов, сколько в осеннем букете рябиновых ли­стьев.

Закрась желтым карандашом столько прямоугольников, сколько в осеннем букете кленовых листьев.

Закрась коричневым карандашом столько овалов, сколько в осеннем букете каштано­вых листьев.

5. Рассмотри картинки и назови одним словом, что на них нарисовано.

Назови каждый гриб.

Какой гриб лишний? Почему?

Раскрась все грибы, кроме лишнего.

Какие ты еще знаешь съедобные и несъедобные грибы? Какой гриб растет под березой? А под осиной?

6.Игра «Узнай по описанию».

Узнай гриб по описанию. Покажи его на рисунке к предыдущему заданию.

«Съедобный гриб. Растет возле пней на длинной ножке с коричневой шляпкой». (Опенок.)

«Несъедобный гриб. Белая ножка с белой юбочкой, красная шляпка.

А по шляпке рассыпаны белые горошины». (Мухомор.)

7.Игра «Пересчитай-ка». Пересчитай грибы, деревья:

Один мухомор, два мухомора, . пять мухоморов.

Один боровик, два боровика, . пять боровиков.

Один каштан, два каштана, . пять каштанов.

Один клен, два клена, . пять кленов.

8.Рассмотри внимательно рисунок и назови, какие припасы заготовили себе ежик и белочка на зиму.

Пусты поля, мокнет земля,

Когда это бывает? (Осень)

Краснеют и желтеют,

С деревьев опадают,

В воздухе кружатся

И на землю ложатся. (Листья, листопад)

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

Бредут мешки дырявые,

Из мешков течет вода.

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Но не касаюсь елок и сосен,

Потому, что я. (осень).

Потянулись с неба нити!

Что за тоненькая нить

Землю с небом хочет сшить?

Не ответишь — подождем,

Отгадаешь под. (дождем).

Стихи для заучивания

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят.

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

На полях и в рощах

Темны, темны ночи. (А. Плещеев)

Не слыхать веселых

В дальние края. (А.Арикеев)

В октябре, в октябре

Частый доне дик на дворе.

На лугах мертва трава,

На зиму для печек. (С. Маршак)

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетели:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали. (М. Ивенсен)

Наступит осень. (В. Степанов)

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

1. Раскрась игрушки в желтый цвет, а остальные предметы — в зеленый. Как назвать зеленые предметы одним словом? Назови каждый предмет ласково.

2. Назови посуду, которая «спряталась» на рисунке.

3. Подбери к продуктам посуду. Соедини их линиями.

Назови посуду. (Конфетница, селедочница, сахарница, хлебница.)

Игра «Как называется посуда».

Для перца — перечница. Для сухарей? Для супа? Для салфеток? Для соуса? Для кофе? Для молока ?

4. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано.

Какая картинка лишняя? Почему?

Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их.

5.Игра «Какая бывает посуда?».

Ложка из дерева какая? — Деревянная.

Ложки из дерева какие?

Половник из дерева какой?

Половники из дерева какие?

Кружка из металла какая?

Кружки из металла какие?

Нож из металла какой?

Ножи из металла какие?

Стакан из стекла какой?

Стаканы из стекла какие?

Тарелка из фарфора какая?

Тарелки из фарфора какие?

6.Назови предметы, которые нарисовал художник. Скажи, что он забыл нарисовать.

Ответь, чего не хватает у чайника, у ковшика, у кастрюли, у бутылки, у молочника. Дорисуй.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу —

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

Все к столу — вода вскипела. (Чайник)

Сделаны они все из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока.

Если я пуста бываю,

Про тебя не забываю.

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Вы — за стол, а он — на стол,

Потому что хлебосол.

И к обеду, и к чайку

Даст вам хлеба по куску. (Нож)

А вся в дырках. (Дуршлаг)

Щука — и море, а хвост — на заборе. (Ковш)

Стихотворения для заучивания

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее мальчик Иван

Тоже разбил. стакан.

Совет

Не ссорься напрасно —

Это очень опасно! (Р. Сеф)

ТЕМА «ОДЕЖДА И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

1. Рассмотри рисунок. Скажи, какую одежду носят девочки, а какую — мальчики. Проведи красные линии от одежды к мальчику и девочке. Какая одежда зимняя, какая — летняя, осенняя, весенняя (демисезонная)? Какие головные уборы зимние, какие — летние?

Соедини синими линиями одежду и головные уборы с весенним, осенним и зимним деревьями.

Назови одежду ласково.

2. Найди подходящие заплатки к свитеру и гетрам. Проведи стрелки от заплаток к свитеру и гетрам.

Про какую одежду можно сказать мой, а про какую — моя?

Проведи стрелки от одежды к нужному слову.

4. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано.

Найди в каждом ряду лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя.

Раскрась все картинки, кроме лишних.

5. Вклей в каждый квадрат ткань, из которой шьют одежду.

Скажи, как будет называться одежда из этой ткани?

Например: Блузка какая? — Шелковая.

Брюки какие? — Вельветовые.

6. Назови одежду, которую нарисовал художник.

Скажи, что он забыл нарисовать.

Чего не хватает у рубашки, у юбки, у платья, у халата, у кофты? Дорисуй.

Назови, какие ты знаешь части и детали одежды.

В печке вязаной сидят. (Варежки)

Разошлись пальчики в темные чуланчики.

Каждый пальчик — в свой чуланчик. (Перчатки)

Через голову суйся.

И пойдешь на покой. (Рубашка)

По обеим пошел. (Брюки)

Надену — ободом сведет,

Сниму — змеей упадет.

А без него холодно. (Пояс)

Сижу верхом, не знаю, на ком,

Знакомца встречу — соскочу, привечу. (Шапка)

Прикрою и мальчишке

От солнца я защита —

Для того и сшита. (Панама)

Я — как зонт — не промокаю,

От дождя вас защищаю

И от ветра вас укрою.

Ну, так что же я такое? (Плащ)

1. Рассмотри картинки и назови то, что на них нарисовано.

Найди в каждом ряду лишнюю картинку. Объясни, почему она лишняя.

Назови все предметы, кроме лишнего, одним словом и раскрась их.

2. Назови обувь, которую нарисовал художник.

Скажи, что он забыл нарисовать?

Чего не хватает у туфли, у кроссовки, у сапога, у ботинка. Дорисуй.

3. Найди каждому валенку пару. Раскрась каждую пару одним цветом. Сколько пар валенок у тебя получилось?

4. Игра «Мой — моя — мои».

Про какую обувь можно сказать мой, а про какую — моя, про какую — мои?

Проведи стрелки от обуви к нужному слову.

5.Игра «Какая бывает обувь?».

Ботинок из кожи какой? — Кожаный.

Ботинки из кожи какие? — Кожаные.

Сапог из кожи какой?

Сапоги из кожи какие?

Калоша из резины какая?

Калоши из резины какие?

Тапок из вельвета какой? Тапки из вельвета какие?

6.Догадайся, какой сапог забыл нарисовать художник. Дорисуй.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром — в садик, днем — домой. (Валенки)

Если дождик, мы не тужим —Бойко шлепаем по лужам.

Выйдет солнышко опять —

Нам под вешалкой стоять.

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Тапочки)

Везде с нами гуляют,

Наши ноги защищают. (Сапоги)

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Если дождь — у нас работа:

Топать-шлепать по болотам.

Они совсем маленькие, а зовут их. (валенки)

Стихотворения для заучивания

У девчонки, у Варюшки

Помогали две Валюшки

Искать Варе варежки. (А. Тараскин)

Шел я лесом и боялся.

Чей-то шарфик мне попался.

Сразу лес не страшным стал.

Эй, кто шарфик потерял?! (Г. Виеру)

Неудача

У Джона превосходный плащ, Отличные галоши,

А дождик не идет — хоть плачь!

День, как назло, хороший. (А. Милн)

У маленькой Мариночки

Самые лучшие. (А. Бродский)

Если только захочу.

Я и маленького братца

Этот — с левой ножки.

Этот — с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Эта — с правой ножки.

Эта — с левой ножки.

Вот как хорошо! (Е. Благинина)

Раз! Два! Три! Четыре!

По дорожке я скачу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Башмачок скакать учу.

Раз! Два! Три! Четыре!

Раз! Два! Три! Четыре!

Заблудился башмачок. (М. Яснов)

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. — СПб., 2001.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошколь­ников. — М., 1990.

Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — СПб., 1998.

Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М., 1998.

Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недораз­витием речи. — СПб., 2003.

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. — М., 2002.

Ткаченко ТА. В первый класс — без дефектов речи. — СПб., 1999.

Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит. — СПб., 1997.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Учебно-методическое пособие. — М., 1999.

ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. — М., 1993.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. — М., 1997.

Источник

Читайте также:  упражнения для плеч с резиновым эспандером
Adblock
detector