Меню

алгоритм выполнения физических упражнений для дошкольников в картинках

Техника выполнения общеразвивающих упражнений с детьми дошкольного возраста

Техника выполнения общеразвивающих упражнений в детском саду.

Любое занятие по физическому развитию детей дошкольного возраста включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений.

Примерные комплексы можно найти и в методической литературе, и в сети интернет. Но во многих источниках, к сожалению, нет подробных рекомендаций по технике выполнения упражнений. А ведь гармоничное, физическое развитие ребенка невозможно без технически правильного выполнения общеразвивающих упражнений. Зачастую воспитатели, которые проводят физкультурные занятия, не обращают должного внимания на правильность выполнения детьми упражнений общеразвивающего характера.

Во-первых, при выполнении любых упражнений у детей необходимо формировать навыки правильного дыхания: носом вдох, ртом выдох. Выдох происходит при максимальной нагрузке, вдох же наоборот, при расслаблении. При выполнении детьми упражнений педагог должен проговаривать периодичность вдохов и выдохов, например: «Поднимаем руки вверх –вдох, опускаем руки вниз – выдох».

Во-вторых, при выполнении каждого упражнения важно контролировать сохранения детьми правильной осанки: плечи отведены назад, голова не запрокидывается назад и не опускается вперед, в поясничном отделе сохраняется естественный прогиб.

Ниже, на примере одного комплекса общеразвивающих упражнений (Пензулаева Л.И. Фuзкультурные занятuя в детском саду. Средняя группа. Конспекты занятий), я бы хотела рассмотреть основные моменты, на которые следует обращать внимание при выполнении детьми упражнений общеразвивающего характера.

Исходное положение (далее И. п.) — стойка ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны руки вверх, хлопнуть в ладоши. Опустить руки через стороны, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

При подъеме рук вверх, необходимо сохранять руки прямыми, напряженными, не сгибая их в локтевом суставе, осуществляя вытяжение всего тела, в верхней точке.

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо, отвести правую руку в сторону, вернуться в исходное положение. То же в другую сторону (по 3 раза).

При выполнении поворотов нижняя часть тела должна оставаться неподвижной, рука сохраняется прямой, напряженной, без сгиба в локтевом суставе.

И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Присесть, руки вынести вперед, хлопнуть в ладоши перед собой, встать, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

При выполнении приседания необходимо следить за тем, чтобы колени не выходили за ступни, а колени не разворачивались в стороны. Приседания не должным быть слишком глубокими, а туловище не должно наклоняться при приседании вперед.

И. п. — стойка ноги врозь, руки за спину. Поднять руки в стороны: наклониться вперед и коснуться пола между носками ног. Выпрямиться, руки в стороны, вернуться в исходное положение (5 раз).

В этом упражнении руки должны быть прямыми, напряженными, при наклоне важно сохранять спину прямой, не округляя ее в грудном отделе. Если ребенку трудно достать рукой до пола, сохраняя при этом правильное положение спины, можно касаться рукой щиколотки, или колена.

И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. Прыжки на двух ногах на месте, в чередовании с ходьбой (3 раза).

Необходимо контролировать в прыжках мягкое приземление: сначала на носки, а потом плавное опускание на пятки.

При выполнении упражнений для плечевого пояса, например, вращение плечами, необходимо следить, чтобы остальные части тела оставались неподвижными. При круговом вращении плечами назад происходит раскрытие грудной клетки, лопатки стремятся к друг другу, при этом ноги, таз и живот, остаются неподвижными. При вращении плечами вперед, спина в грудном отделе округляется. То же характерно и для упражнений, связанных с разведением рук в стороны, прогиб в спине происходит только в грудном отделе, поясничный отдел, остается неподвижным.

Таким образом можно обозначить следующие, основные моменты на которые следует обращать внимание при выполнении детьми общеразвивающих упражнений:

сохранение правильного положения спины;

четкая фиксация на тех частях тела для мышц которых, предназначено данное упражнение;

важно предоставить детям возможность выполнять упражнение в комфортном для них варианте, то есть в таком, когда оно будет выполняться технически правильно;

постоянный контроль за положением головы, шея должна оставаться прямой, голова не закидывается назад и не опускается вперед.

При освоении детьми правильной техники выполнения общеразвивающих упражнений можно постепенно включать в комплекс ОРУ элементы аэробики. В последующим полностью заменив его на аэробную связку.

Источник

«Схематические изображения физических упражнений»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Схематические изображения упражнений МАОУ «Лицей №5» г. Советск Учитель физической культуры Булгакова Н. В.

Стойка, руки вверх Стойка, ноги врозь, руки на пояс

Читайте также:  игры и упражнения на коррекцию эмоционально волевой сферы

Полуприсед Стойка на коленях

Стойка на правом колене Стойка на руках

Стойка на голове Сед на пятках

Упор сидя Упор сидя углом

Упор лёжа сзади на предплечьях Упор стоя на коленях

Упор стоя согнувшись Упор углом

Упор углом вне Горизонтальный упор

Горизонтальный упор на локте Выпад правой назад

Выпад вправо, руки в стороны Сед ноги врозь с наклоном, руки за голову

Наклонный выпад вправо, руки вверх Лежа на спине, руки вперёд

Руки к плечам Руки перед грудью

Руки перед собой Согнуть руки вперёд

Согнуть руки в стороны Согнуть руки назад

Левую вправо на носок Согнуть правую

Согнуть правую в сторону Согнуть правую на носок

Согнуть правую назад, колено в сторону Палку горизонтально вниз

Палку перед грудью Наклон вправо, палку вперёд

Палку вперёд – кверху Палку вертикально перед грудью, левая сверху

Палку вперёд наклонно, правая сверху Палку вертикально влево, левая сверху

Палку вертикально вперёд, правая сверху Палку к плечу

Палку к ноге С палкой вольно

Палку в правой вперёд вертикально Палку в левой вверх поперёк

Правую вперед или в сторону, палку вверх Руки вверх, палку вправо

Пра­вую с палкой вперед или в сторону Правую с пал­кой вверх

Палку на голову и вле­во Палку к правому плечу и вверх

Стоя лицом на расстоянии шага друг от друга с полунаклоном вперед, руки на плечи друг другу Сед спиной друг к другу с захватом под локти

Равновесие на левой Акробатический мост

Мост на левой ноге Прямой шпагат

Шпагат правой Шпагат левой

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1619637

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Методика подготовки и проведения физкультурных занятий в детском саду

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.
Читайте также:  упражнения для младенцев в ванной с кругом

Эти цели конкретизируются задачами занятий с детьми разного возраста в рамках работы над образовательным направлением «Физическое развитие».

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Группа Задачи
Первая младшая группа
(1,5–3 года)
  • учиться выполнять прыжки на месте, двигаясь при этом вперёд (обе ножки толчковые);
  • тренировать непрерывный бег в течение 30–40 секунд;
  • отрабатывать навык залезать на 2–3 рейки гимнастической стенки;
  • осваивать манипуляции с мячом (бросать, держать, переносить, катать);
  • учиться перешагивать препятствия высотой около 10 см;
  • практиковаться в метании обеими руками на расстояние до 1 м;
  • приобщаться к выполнению имитационных упражнений (скакать, как лошадка, стоять на одной ноге, как цапля и др.).
Вторая младшая группа (3–4 года)
  • учиться бегать, поднимая ноги, глядя прямо перед собой, а также перекрёстно ориентируя руки и ноги;
  • практиковаться в построении в шеренгу, колонну, круг;
  • осваивать умение и начинать, и заканчивать упражнение в одной позе — исходной;
  • тренироваться в выполнении подачи и приёма мяча двумя руками;
  • отрабатывать навык перехватывать рейки при продвижении вперёд по шведской стенке;
  • учиться выполнять условия подвижных игр;
  • воспитывать творческий взгляд на участие в играх через отношения сотрудничества, а также поощрение инициативы в выборе игр и персонажей.
Средняя группа (4–5 лет)
  • тренировать бег и ходьбу в определённой технике (к примеру, приставляя шаг);
  • учиться лазить по гимнастической стенке, опираясь на руки, пальчики ног, коленки;
  • совершенствовать навыки обращения с мячом (в том числе и отбивать о пол, не теряя, до пяти раз);
  • учиться удерживать равновесие в динамике и статике;
  • отрабатывать умение кататься на двухколёсном велосипеде, выполняя повороты в разные стороны;
  • воспитывать культуру движений, выполняя их пластично и выразительно.
Старшая группа (5–6 лет)
  • пополнять комплексы упражнений сочетаниями движений (например, бегать спиной вперёд, приставными шагами и пр.);
  • совершенствовать пластику движений (в подвижных, хороводных играх);
  • создавать правильный образ «культуры спортивного поведения» (к примеру, контролировать эмоции при выигрыше или проигрыше);
  • отрабатывать культурно-гигиенические навыки (без помощи взрослых одевать и переодевать спортивную форму, обувь, мыть руки и умываться после занятия);
  • продолжать стимулировать интерес к спорту (например, за счёт просмотра и обсуждения выступлений известных спортсменов на крупных соревнованиях);
  • воспитывать стремление к ЗОЖ (например, пополняя багаж знаний относительно здоровой и нездоровой пищи);
  • привлекать к подготовке и проведению спортивных досуговых мероприятий (так, малыши с родителями могут предложить по 1–2 игры на праздник, посвящённый Дню защиты детей, а педагог из этих вариантов составит общий сценарий).
Подготовительная группа (6–7 лет)
  • тренировать умение держать равновесие, выполняя переходы от более активных к менее активным движениям (например, из бега в ходьбу, из ходьбы в приседания и т. д.);
  • учиться подтягиваться, используя опору;
  • приучать следовать правилам спортивных игр (в футболе, баскетболе, волейболе и пр.);
  • воспитывать навык прогнозирования двигательной активности, то есть распределения сил для выполнения упражнения;
  • поощрять стремление организовывать игры со сверстниками.

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Видео: физкультурное занятие на улице в подготовительной группе

Разновидности физкультурных уроков в детском саду

В арсенале педагога есть шесть видов занятий, различающихся содержанием отрабатываемого материала, а также тонкостями организации:

  • традиционные, которые строятся на упражнениях общеразвивающего характера, заданиях с мячом и дыхательной гимнастике;
  • танцевальные, основывающиеся на отработке хореографических элементов (как правило, такие уроки организуются перед общими утренниками, например, перед Новым годом, чтобы дети могли ещё раз повторить движения танцев);
  • самостоятельные, отданные на откуп детям (обычно такие занятия проводятся на улице в тёплое время года);
  • сюжетные, в которых ход урока определяется придуманной коллизией (как правило, такие занятия являются открытыми);
  • игровые, подразумевающие, что малыши играют в спортивные игры — футбол, волейбол, баскетбол и др. (организуются для дошкольников старшего возраста);
  • спортивные (плавание, фигурное катание, урок в тренажёрном зале).
Читайте также:  как можно исправить осанку при помощи упражнений

Видео: сюжетное занятие по физкультуре на тему «Цирковое представление» в первой младшей группе

Гимнастика

Отдельно стоит остановиться на таком характере организации занятий, как проведение гимнастики. Существует несколько видов уроков гимнастики, которые могут проводиться как отдельная НОД (непосредственная образовательная деятельность), а могут включаться в занятия других разновидностей или в выполнение режимных моментов.

В занятия могут включаться элементы разных видов гимнастики

Таблица: виды гимнастики в детском саду

Вид Тип упражнений Назначение Пример
Коррекционная Гимнастика для глаз Профилактика нарушений зрения В средней группе упражнение может быть такое:

  • «Солнышко и тучки». Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз) Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, чёрные тучки. Лёгких — две штучки, Тяжёлых три тучки Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладонями) Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазками).
Дыхательные упражнения (или иммунная гимнастика) Способствует укреплению дыхательной системы. Подборка упражнений для детей разного возраста есть здесь.
Корригирующие задания (ортопедические упражнения) Направлены на профилактику болезней опорного свода стопы и коррекцию плоскостопия. «Резиночка»: надеваем резинку на большие пальцы ног и растягиваем её 10–15 раз.
Корригирующие упражнения (остеопатические комплексы) Для коррекции ортопедических и психомоторных нарушений (к таким относят случаи, когда малышу, например, сложно держать карандаши или ручки). «Велосипед» (традиционное упражнение после сна): имитируем езду на велосипеде, описывая стопами круги в течение 20–30 секунд.
Речевой комплекс (кинезиологическая гимнастика) Для активизации взаимодействия полушарий мозга.
  • Чтоб внимательными быть — Нужно на ладонь давить. Раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать на точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. При нажатии — выдох, при расслаблении — вдох. То же самое с правой рукой.
Психоэмоциональная гимнастика Для улучшения настроения, снятия напряжения. Для расслабления мышц лица (например, после того как малыш плакал) можно провести упражнение «Солнечный зайчик».
Педагог говорит, что Солнечный Зайчик забежал в гости. И предложил с ним поиграть: сначала Зайчик заглянул в глазки — их надо закрыть, а затем стал гладить лоб, нос, шею, рот, щёчки, голову. По мере перечисления ребёнок гладит эти части тела. Вот мы и подружились с Зайчиком. А теперь улыбнёмся ему, глубоко вздохнём и на выдохе откроем глаза.
Релаксационная или гимнастика до/после сна. Для перехода всех систем организма в спокойное состояние или, наоборот, в активную фазу. Практикуется с младшего дошкольного возраста.
Упражнение «Гвоздик» (перед сном)

  1. И.п.: лёжа на спине; руки вытянуть за головой.
  2. Вдох руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя; выдох — расслабиться.
  3. Вдох — расслабиться, выдох — руки и ноги с усилием тянуть, носки ног на себя.
  4. Пауза — расслабиться.

Примеры упражнений для гимнастики после сна даны здесь.

Лечебная физкультура (ЛФК) Направлена на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, приобщает к закаливанию. Элементами ЛФК является ходьба по массажным коврикам во время утренней гимнастки, после сна, а также самомассаж и элементарные закаливающие процедуры (умывание холодной водой, например). Пищеварительная Направлена на профилактику проблем с пищеварением и нормализацию работы ЖКТ. Упражнение для малышей любого возраста – «На птичьем дворе»: малыши ходят по комнате, высоко поднимая колени, как петух на птичьем дворе. Йога Стабилизирует развитие физических качеств, а также балансирует эмоциональный фон малышей. С малышами средней и старших групп проводится упражнение «Окно и дверь».

  1. Стоим прямо.
  2. Ритмично дышим, представляя, что вдох — это процесс попадания воздуха через «окно», а выдох — покидание организма через «двери».
  3. После этого поочерёдно закрываем одну ноздрю и повторяем задание.
Креативная Может использоваться на танцевальных занятиях. Для ребят старшей группе задания могут быть следующие:

  • «пробеги как… бык, волк, медведь и пр.»;
  • «придумай задание с мячом»;
  • «представь, что ты … (любой неодушевлённый предмет), как ты будешь себя вести?»
Художественная гимнастика Обычно это комплексы общеразвивающих упражнений, в которые включаются элементы художественной гимнастики, например, упражнения с лентами. А также художественная гимнастика в детском саду может быть отдельным образовательным направлением (к примеру, в формате кружка), в рамках которого дети занимаются этим видом спорта профессионально.

Это интересно. В наши дни педагогу «тесно» в рамках какой бы то ни было одной разновидности занятий. Поэтому чаще всего на уроках по физкультуре специалист прибегает к сочетанию упражнений разного вида, то есть проводит интегрированные занятия.

Источник

Adblock
detector