Меню

альбом словарно логические упражнения по родному языку кирюшкина

Использование словарно-логических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников
статья по развитию речи на тему

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Поэтому очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций.

Скачать:

Вложение Размер
statya.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование словарно-логических игр и упражнений в развитии речи у дошкольников

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами. Поэтому очень важно научить ребенка ясно выражать свои мысли, планы, настроение и желания с помощью слов и предложений, а не только посредством одних эмоций. К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. Эта задача состоит из ряда специальных, частных задач:

— воспитание звуковой культуры речи;

— обогащение, закрепление и активизация словаря;

-совершенствование грамматической правильности речи;

— формирование разговорной (диалогической) речи;

— развитие связной речи;

— воспитание интереса к художественному слову;

— подготовка к обучению грамоте.

Как показывает практика, речи нужно учить путём примера. Слышит ребёнок речь правильную, в которой используются сравнения, антонимы, синонимы, обогащённую образами невольно воспринимает её и мало- помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.

Педагоги закладывают в детях образец правильной речи, постоянно заботясь о расширении словарного запаса детей, развитии детских представлений, формировании общих понятий, подводят к усвоению грамматической системы в любом режимном моменте, на любом занятии.

Наибольший эффект работы по развитию речи дошкольника будет получен, если проводить ее через многообразие игр. Ведь еще Я.А.Коменский считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям. Игра – серьезная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире; в совместных играх ребенок сближается со сверстниками, при это развивается речь и мышление.

Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит игра, содержащая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для развития самостоятельности и активности их мышления. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее, так как игра – вид деятельности, присущий этому возрасту. В игре ребенок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

Одним из видов таких игр является словарно-логические игры. В этих играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Каждый педагог знает, что дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию.

Словарно-логические игры окажут существенное влияние на формирование речи у дошкольников при соблюдении следующих условий:

— игры должны учитывать особенности психического развития детей ;

— игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта;

— игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности дошкольников;

— игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Проводить словарно-логические игры, можно на разных этапах занятий с дошкольниками:

— при объяснении нового учебного материала;

— при усвоении и закреплении учебного материала

— при повторении пройденного материала (этот этап учебного процесса является наиболее актуальным). Здесь ребенок должен уметь применить усвоенные ранее знания на практике, проявить способность их применения в условиях, отличных от стандартных, показать абстрагированность полученных навыков от конкретных ситуаций, рассмотренных ранее на других этапах учебного процесса.

Специальные упражнения и словарно- логические игры имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

1. развивать понимание обобщающего смысла слова,

2. развивать понимание отношений «целое и его часть»,

3. развивать понимание отвлеченного смысла слова,

4. развивать языковое чутье в области морфологии,

5. добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов,

6. развивать стилистическое чутье,

7. добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой)

Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников

1) Исключение понятий

Из пяти слов необходимо определить одно, которое является лишним. И назвать все это общим словом (оценивается правильность обобщения и наличие – отсутствие классификации , т.е.называние обобщающего слова).

Примерные группы слов:

1 . Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

4. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

5. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

6. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

7. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

8. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

9. Тигр, пингвин, лев, кот, леопард.

10. Хоккей, футбол, теннис, игра, баскетбол.

2) Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах.

Ребенку задаются следующие вопросы и по правильности ответов ребенка устанавливаются данные особенности мышления:

1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?

3. Днем на улице светало, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груша, слива и яблоко – это…?

6. Почему когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск?

8. Который сейчас час (Ребенку показывают часы и просят назвать время), (Правильный ответ такой, в котором указаны часы и минуты).

9. На кого больше похоже собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

10. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля)

11. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывают, что это инструменты, выполняющие в чем то похожие функции).

12. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих признака).

13. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание.

14. Какие ты знаешь виды транспорта (в правильном ответе как минимум 2 вида транспорта).

15. Чем отличается старый человек от молодого? (правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака).

16. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом?

17. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать?

18. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка – это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

Замечание! Правильным могут считаться не только те ответы, которые соответствуют приведенным примерам, но и другие, достаточно разумные и отвечающие смыслу поставленного перед ребенком вопроса.

Замените подчеркнутую букву, чтобы получилось новое слово:

4) Игра «Перепутались слова»

Ведущий составляет предложения, но так что бы слова в них были перепутаны. Из предложенных слов нужно попробовать составить предложение так чтобы, заблудившиеся слова вернулись на место, и сделать это по возможности быстро.

1. Пойдем в мы воскресенье поход. (В воскресенье мы пойдем в поход).

2. Играют кидая дети мяч в другу его друг. (Дети играют в мяч, кидая его друг другу).

3. Максим утром дома из рано вышел. (Максим вышел из рано утром).

4. Библиотеке интересных в взять книг можно много. (В библиотеке можно взять много интересных книг).

5. Клоуны и завтра в обезьяны приезжают цирк. (Завтра в цирк приезжают обезьяны и клоуны).

5) Игра «Узнай предмет»

Необходимо узнать предмет по заданным признакам.

— Назови предмет, про который можно сказать:

желтый, продолговатый (овальный), кислый;

продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

— Какой предмет обладает следующими признаками:

пушистый, ходит, мяукает;

гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

— Кто или что может быть:

высоким или низким;

холодным или горячим;

твердым или жидким;

6) Игра «Что в коробке?»

Из группы детей выбирается один ведущий, остальные садятся на стулья. Необходима большая коробка, в которой лежат картинки с изображениями различных предметов (или сами предметы). Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии, следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Проблема владения словом актуальна на сегодняшний день для всех возрастов, об этом говорит тот факт, с каким энтузиазмом включаются родители в процесс игр со словами, с какой гордостью дети рассказывают им о своих достижениях. Поэтому применение словарно-логических игр повышает эффективность речевого развития детей, позволяет сформировать у них разнообразные умения и навыки, которые станут основой дальнейшего успешного обучения. Правильно организованные и систематически проводимые игры помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь детей более грамотной, выразительной.

Список использованной литературы

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005, № 4 — с. 24-32
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников . Учеб. пособие для студ. высших. и средних, педагогических учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  3. Бражников А. И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению. – М. Чистые пруды, 2006, 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (12) / 2006).
  4. Василишина О. Умную речь приятно послушать: цикл упражнений для формирования образной речи / О. Василишина, Е. Коновалова // Дошкольное воспитание . — 2009. — № 11. — с. 49-57.
  5. Василишина, О. Умную речь приятно послушать: цикл упражнений для формирования образной речи / О. Василишина, Е. Коновалова // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 29-34.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По ходу изложения игр и упражнений, раскрытия цели и формулировки заданий даются методические указания, на которые взрослый должен обратить внимание. Можно неоднократно возвращаться к выполнению этих .

Цели — формирование умения находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. развитие наблюдательности, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта учить выделять.

Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих в.

Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звуко­подражаниям соотносить названия взрослого животного и его де­теныша.формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки .

Выступление на научно-исследовательской конференции для воспитателей ДОУ.

Источник

Альбом словарно логические упражнения по родному языку кирюшкина

Все рассмотренные (как и другие, конечно) задачи повышения эффективности методики развития речи дошкольников в детском саду могут быть успешно решены только совместными усилиями многих исследователей — научных работников, преподавателей пединститутов и педучилищ, методистов, воспитателей.

Литература

Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. Изд. 2-е, М., «Медицина», 1972.

Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение а рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. М., «Просвещение», 1977.

Бородич А. М. Методика развития речи детей. Курс -лекций. М., «Просвещение», 1974.

Воспитание детей раннего возраста (Пособие для работников яслей-садов). Под ред. Г. М. Ляминой. М., «Просвещение», 1974.

Дидактические игры и занятия с детьми раннеговозраста. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1977.

Журова Л. Е., Туманова Г. А. Родной язык. — В кн: Сенсорное воспитание в детском саду. Под ред. Н. П. Сакулиной и Н. Н. Поддьякова. М., «Просвещение», 1969.

Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика», 1972.

Каше Г. А., Филичева Т. Б. Дидактический материал цо исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста. Наглядное пособие для детских садов. М., «Просвещение», 1971.

Кирюшкин В. А., Ляховская Ю. С. Альбом для словарно-логических упражнений на занятиях по родному языку в детском саду. М., «Просвещение», 1973.

Леонарди Е. И. Дикция и орфоэпия. М., «Просвещение», 1967.

Мелехова Л. В., Фомичева М. Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М., «Просвещение», 1967.

Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». М., «Просвещение», 1975.

Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение», 1969. Петрова В. А. Занятия по развитию речи с детьми до трех лет. Изд. 3-е. М., «Просвещение», 1970.

Подготовительная к школе группа в детском саду. Под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М., «Просвещение, 1975.

Радина Е. И., Езикеёва В. А. Картины для расширения представлений об окружающем и развития речи детей второго и третьего года жизни. Изд. 2-е. М., «Просвещение», 1968.

Pay Е. Ф., Синяк Е. А. Логопедия (пособие для учащихся педагогических училищ). М., «Просвещение», 1969.

Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста. Изд. 5-е. М., «Просвещение», 1968.

Источник

Читайте также:  упражнения выполняемые на скорость должны чередоваться с упражнениями на
Adblock
detector