Меню

альбом коррекционно развивающих упражнений

Сборник адаптивных коррекционно- развивающих упражнений по развитие мыслительных операций для учащихся коррекционных школ VIII вида.

Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благода­ря мышлению он познает такие особенности, свойства и призна­ки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредст­венно.

Необходимым условием развития мышления учащихся с особыми образовательными потребностями это специально подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений направленный на развитие всех типов мышления. Поэтому мною был составлен сборник заданий и упражнений на развитие мышления детей с особыми образовательными потребностями

В него включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

Просмотр содержимого документа
«Сборник адаптивных коррекционно- развивающих упражнений по развитие мыслительных операций для учащихся коррекционных школ VIII вида.»

ЦЕЛЬ: научить ребенка сравнивать предметы, слова, числа, находить их общие признаки.

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОШКА КНИГА КРЫШКА?

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов: КНИГИ ТЕТРАДИ

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МОРЕ МОЛОКО МАНГО?

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: ПЕЧЬ ТЕЧЬ РЕЧЬ?

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МОРЖ НОЖ КОВШ?

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки предметов: ЯБЛОКО АРБУЗ

ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: РУЧКА КАРАНДАШ?

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОЛЕСО ПОЛОСА ЯБЛОКО?

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 77 и 17; 24 и 624?

Чем они отличаются?

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 7 и 71; 31 и 38?

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 3и 13; 84 и 14?

Чем они отличаются?

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КОШКИ СОБАКИ?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: КНИГА ТЕТРАДЬ?

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа: 12 и 21; 5 и 15?

Чем они отличаются?

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: МЫШЬ БРОШЬ РОЖЬ?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются предметы: САНИ ТЕЛЕГА?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются слова: РАССКАЗ СТИХОТВОРЕНИЕ?

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки следующих чисел: 8 и 18; 20 и 10

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: ЧИСЛО ВЕСЛО КРЕСЛО?

ЗАДАНИЕ: найди общие признаки: ЕЛЬ СОСНА

ЗАДАНИЕ: чем отличаются ОСЕНЬ ВЕСНА?

ЗАДАНИЕ: чем похожи числа каждой пары: 5 и 50; 17 и 170?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛЕТО ЗИМА?

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: БЕРЕЗА ОСИНА

ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары: 6 и 60; 42 и 420

Чем они похожи и чем отличаются?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ДЕРЕВО КУСТАРНИК?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО?

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: ВОРОБЕЙ ВОРОНА

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: БЕЛЫЙ ГРИБ МУХОМОР?

ЗАДАНИЕ: прочитать числа каждой пары: 21 и 201; 13 и 31

Чем они похожи и чем отличаются?

ЗАДАНИЕ: сравни слова: ОКНО СУКНО ОБЛАКО

Чем они похожи и чем отличаются?

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: РЕКА ОЗЕРО

ЗАДАНИЕ: даны числа: 13; 17; 31; 21

Чем они похожи и чем отличаются?

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: СТОЛ СТУЛ

ЗАДАНИЕ: даны числа: 5; 15; 563; 25

Чем они похожи и чем отличаются?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: ЛИНЕЙКА ТРЕУГОЛЬНИК?

ЗАДАНИЕ: назвать общие признаки: ВИЛКА ЛОЖКА

Чем отличаются эти предметы?

ЗАДАНИЕ: чем похожи слова: КАМЫШ КОВШ ШАЛАШ?

Чем они отличаются?

ЗАДАНИЕ: даны числа: 4; 14; 48; 24

Чем они похожи и чем отличаются?

ЗАДАНИЕ: даны числа: 12; 16; 20; 24

Чем они похожи и чем отличаются?

ЗАДАНИЕ: чем отличаются: АЛЬБОМ ТЕТРАДЬ?

ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:

у бабочки крылья красивые, а у стрекозы – прозрачные;

у клена листья резные, а у березы зеленые.

ЗАДАНИЕ: определить, правильно ли проведено сравнение:

Мухомор несъедобный, а у белого гриба коричневая шляпка.

У снегиря красная грудка, а у ласточки раздвоенный хвост.

Игра «Меняем порядок»:

Цели: развивать у детей такие мыслительные операции, как анализ расположения, порядка следования.Учить составлять сложноподчинённые предложения с союзами «Если …, то»

ЗАДАНИЕ: Придумай, что будет, если…

Сначала утро, потом ночь.

Сначала взрослый, потом ребёнок.

Сначала согреют суп, потом зажгут огонь.

Сначала спят, потом ложатся в кровать.

Возможный ответ: Если бы сначала было утро, а потом ночь, то все люди ложились бы спать, только что проснувшись.

Игра «Складываем слова из половинок»

Цели: упражнение формирует способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всём слове в целом, установку на тщательный анализ буквенного состава слова для правильного его прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по звучанию, и их недопустимо путать друг с другом.

ЗАДАНИЕ: Задача детей, имея целый ряд карточек с началами и окончаниями слов, быстро сложить их так, чтобы получилось целое слово. Как усложнённый вариант предлагается к одной первой половинке подобрать несколько окончаний и наоборот. Затем предлагается прочитать слова.

Цели: использовать для развития аналитического мышления. Каждая загадка имеет ярко выраженную принадлежность к какой-либо теме работы по ознакомлению с окружающим, по экологии. Необходимо связно, логично аргументировать свой ответ:

ЗАДАНИЕ: Кто быстрее долетит до цветка-бабочка или гусеница?

Конечно, бабочка, она может летать, а гусеница нет;

Неизвестно кто, если гусеница летит на листике и дует сильный ветер, то может и гусеница прилететь раньше.

Одновременно, если гусеница летит на бабочке.

Ответы на лжезагадки принимаются и реальные и сказочные. По каждой отгаданной загадке можно составить рассказ или сказку.

ЗАДАНИЕ: Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее слово.

ЗАДАНИЕ: Спишите, исправив ошибки. ( текст на доске)

У Васютки ушки чутки. Усы длинные, шубка шёлковая. Глазки огневые ,когти цепкие. Ласков Васька да хитёр. Днём на солнышке лежит и всё сказки говорит.

По чистому снегу бежит мышка. За мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали. Увидела мышка сосновую шишку и поглядывает, нет ли хоря.

ЗАДАНИЕ: Подбери к каждому слову родственные слова.

ЗАДАНИЕ: Подбери к именам прилагательным антонимы.

Примером игр на развитие операции синтеза могут служить разного рода «нелепицы», где ребёнку требуется «навести порядок», задания на восстановление последовательности слов в предложениях, фраз в рассказе. Воспитателем или логопедом может быть задано начало, середина или конец рассказа, а ребёнку предлагается придумать недостающую часть.

Игра «Расставь по местам»

Ход: Детям предлагается расставить правильно строчки у перепутанного стихотворения, которое или нарисовано –символически или (если дети читают) – написано. Наиболее эффективно, если соединены надпись и картинка, изображающая героя или действие.

Злой кабан сидел на ветке,

Пароход томился в клетке,

Соловей – точил клыки,

Дикобраз – давал гудки,

Ёж – накрыт к обеду был

Чиж – усами шевелил,

Рак – летал над облаками,

Стол – гонялся за мышами,

Чайник – прыгал во дворе.

Мальчик – булькал на костре

УПРАЖНЕНИЕ 1. Установление связи между понятиями

ЦЕ:ЛЬ: установление отношений, в которых находятся данные слова.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач.

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас я прочитаю тебе ряд слов. Из этих слов ты должен будешь выбрать только два, обозначающие главные признаки основного слова, т.е. то, без чего этот предмет не может быть. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например: сад. Как вы думаете, какие из данных слов главные?: растения, садовник, собака, забор, земля, т.е. то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему. Без садовника. собаки. забора. земли. Почему?» Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Формирование способности оперирования смыслом.

ЗАДАНИЕ: «Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а ты попробуй подобрать к ней подходящую фразу, отражающую общий смысл пословицы, например:

Семь раз отмерь, а один раз отрежь

а) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы
б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать
в) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал

Правильный выбор здесь — «Прежде чем сделать, надо хорошо подумать», а ножницы или продавец — лишь частности и не отражают основного смысла».

1. Лучше меньше, да лучше.
а) Одну хорошую книгу прочесть полезней, чем семь плохих.
б) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
в) Важно не количество, а качество.

2. Поспешишь — людей насмешишь.
а) Клоун смешит людей.
б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать.
в) Торопливость может привести к нелепым результатам.

Читайте также:  аэробные упражнения для быстрого похудения

3. Куй железо, пока горячо.
а) Кузнец кует горячее железо.
б) Если есть благоприятные возможности для дела, надо сразу их использовать.
в) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

4. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
а) Не стоит причину неудач сваливать на обстоятельства, если дело в тебе самом.
б) Хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла.
в) Зеркало висит криво.

5. Не красна изба углами, а красна пирогами.
а) Нельзя питаться одними пирогами, надо есть и ржаной хлеб.
6) О деле судят по результатам.
в) Один вкусный пирог стоит десяти невкусных.

6. Сделал дело — гуляй смело.
а) Если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть.
б) Мальчик вышел на прогулку.

7. Умелые руки не знают скуки.
а) Петр Иванович никогда не скучает.
б) Мастер своего дела любит и умеет трудиться.

Подбери обобщающее понятие

мак, ромашка, роза _______________________________________________

чашка, тарелка, миска ______________________________________________

рубашка, брюки, платье ____________________________________________

морковь, капуста, свекла ___________________________________________

кукла, мишка, мячик _______________________________________________

кисель, кефир, сок, чай _____________________________________________

серьги- браслет, цепочка, кулон ______________________________________

муравейник, нора, логово, берлога ____________________________________

двойка, тройка, пятёрка, единица _____________________________________

топор, лопата, пила, отвёртка ________________________________________

глина, шерсть, дерево, пластмасса ____________________________________

самолёт, корабль, лодка, мотоцикл ____________________________________

дирижёр, шофёр, воспитатель, портной ________________________________

утюг, холодильник, пылесос _________________________________________

волейбол, баскетбол, футбол _________________________________________

храбрость, доброта, трудолюбие, честность ____________________________

Цель: научить ребёнка выделять общий признак в словах – понятиях, классифицировать.

Найди лишнее слово: АНДЕРСЕН, ПЕРРО, БР. ГРИММ, ПУШКИН

Найди лишнее слово: ГУСЬ, ОСЕЛ, КУРИЦА, ИНДЮК

Найди лишнее слово: СКАЗКА, БЫЛИНА, ПОВЕСТЬ, ПОСЛОВИЦА

Найди лишнее слово: СТЕКЛЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, ХРУПКИЙ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

Найди лишнее слово: КИЕВ, МИНСК, ЯРОСЛАВЛЬ, МОСКВА

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

Найди лишнее слово: ВТОРНИК, СРЕДА, ЗИМА, ЧЕТВЕРГ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

Найди лишнее слово: ТРАМВАЙ, МЕТРО, ТРОЛЛЕЙБУС, САМОСВАЛ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

Найди лишнее слово: СМЕЛЫЙ, ТРУСЛИВЫЙ, ХРАБРЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

Найди лишнее слово: ПАСМУРНО, НЕНАСТНО, ЯСНО, ДОЖДЛИВО

Найди лишнее слово: МАТЕМАТИКА, ЧТЕНИЕ, ТЕТРАДЬ, ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Найди лишнее слово: БОЛЬ, БОЛЬШОЙ, БОЛЬНИЦА, БОЛЬНОЙ

Найди лишнее слово: БЕРЕЗА, ОСИНА, ДЕРЕВО, ТОПОЛЬ

Найди лишнее слово: ГОРЕНИЕ, ЗАГОРАТЬ, ГОРА, ГОРЕТЬ

Найди лишнее слово: ИДТИ, БЕЖАТЬ, РИСОВАТЬ, ЗАХОДИТЬ

Найди лишнее слово: ГРУСТЬ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ

Найди лишнее слово: СТАРШЕКЛАССНИК, КНИГА, УЧЕНИК, ШКОЛЬНИК

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

Найди лишнее слово: МОРЕ, МОРЩИНЫ, МОРСКОЙ, МОРЯК

Найди лишнее слово: ОГУРЕЦ, КАБАЧОК, КЛУБНИКА, ПОМИДОР

Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?

ЦЕЛЬ: развить у ребенка способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определенным параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим.

Задание: даны слова: ПТИЦЫ ЛИСИЦА ОГУРЕЦ

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

Например: 1) лишний «огурец» — он не живой.

2) лишнее «птицы» — слово во множественном числе и т.д.

Задание: даны слова: СОБАКА ПОМИДОР СОЛНЦЕ

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

Задание: даны слова: КОРОВА БОТИНКИ ТРОВА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

Задание: даны слова: КУРИЦА ПШЕНИЦА ПОДУШКА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

Задание: даны слова: ГУСЬ ЛЯГУШКА ТИНА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

Задание: даны слова: КУРИЦА ЦЫПЛЕНОК МИМОЗА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

Задание: даны слова: ЗОНТ ДОРОГА СУМКА

Оставь из них только два, которые имеют сходные свойства.

ЦЕЛЬ: научить ребенка классифицировать

Задание: что в ряду лишнее и почему?

Задание: что в ряду лишнее и почему?

Задание: что в ряду лишнее и почему?

Задание: что в ряду лишнее и почему?

Задание: какая буква лишняя и почему?

Задание: какая буква лишняя и почему?

Задание: что в ряду лишнее и почему?

Задание: что в ряду лишнее и почему?

Задание: что в ряду лишнее и почему?

ЦЕЛЬ: классифицировать предметы, слова, формировать умение выбирать основание для классификации.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

Выбери подпись к каждому столбику:

слова распределены по количеству букв;

слова распределены по количеству слогов;

слова распределены по родам.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

Выбери подпись к каждому столбику:

слова распределены по количеству букв;

слова распределены по количеству слогов;

слова распределены по родам.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

Выбери подпись к каждому столбику:

слова распределены по количеству букв;

слова распределены по количеству слогов;

слова распределены по родам.

Задание: дан перечень слов (два столбика):

Выбери подпись к каждому столбику:

Задание: дан перечень слов (два столбика):

Выбери подпись к каждому столбику:

слова распределены по количеству букв;

слова распределены по количеству слогов;

слова распределены по родам.

Задание: даны слова: ЛИМОН, АПЕЛЬСИН, ГРУША, МАЛИНА, ЯБЛОКО, ЗЕМЛЯНИКА, СЛИВА, СМОРОДИНА.

Задание: даны слова, которые разбиты на три группы по родам:

МАМА ПОЛОТЕНЦЕ КЛЕН

Вставь пропущенные слова в предложения:

в первом столбике слова …рода,

во втором столбике слова …рода,

в третьем столбике слова …рода.

Задание: даны слова: СТОЛ, ЧАШКА, СТУЛ, ТАРЕЛКА, ШКАФ, ЧАЙНИК, ДИВАН, ЛОЖКА, ТАБУРЕТ, КРЕСЛО, КАСТРЮЛЯ.

Подчеркни название мебели одной чертой, название посуды – двумя чертами.

Задание: даны слова, которые разбиты на три группы количеству слогов:

Вставь пропущенные слова в предложения:

в первом столбике — слова, имеющие – слог;

во втором столбике – слова, имеющие – слога;

в третьем столбике — слова, имеющие – слога.

Задание: дан перечень растений (4 столбика):

БЕРЕЗА ЕЛЬ ШИПОВНИК ОДУВАНЧИК

КЛЕН СОСНА ОРЕШНИК ВАСИЛЕК

ТОПОЛЬ ЛИСТВЕННИЦА ЖИМОЛОСТЬ КОЛОКОЛЬЧИК

Выбери подпись к каждому столбику:

Задание: назови фамилии одноклассников, которые начинаются с букв В и С.

Задание: раздели слова на группы по количеству слогов: ПЕНАЛ, ВАЗА, ЛАМПА, АБАЖУР, ПЕРО, КАРАНДАШ, ТЫКВА, ПАРТА, ЛИНЕЙКА, ТЕТРАДЬ, СТОЛ, МЫШЬ, ПОЛ.

К какой группе относятся слова: СОЛЬ, РУЧКА, МОЛОТОК, КОРЕНЬ?

Задание: раздели существительные по родам: ЕЛЬ, ГРИБ, СОСНА, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЯНИКА, ГНЕЗДО, СОЛНЦЕ, ОДУВАНЧИК, ОКНО, БРОШЬ.

К какой группе следует отнести существительные: ДВЕРЬ, СТЕКЛО, СТОЛ, ПОЛОТЕНЦЕ, ВЕРЕВКА?

Задание: даны числа: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10

Раздели их на 2 группы:

К какой группе следует отнести числа: 16; 31; 42; 18; 37?

Задание: даны числа: 2; 13; 3; 43; 6; 55; 18; 7; 9; 31

Раздели их на 2 группы:

Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай название каждой группе: МАК, ЛИПА, КЛЕН, РОМАШКА, ШИПОВНИК, ЛАНДЫШ, МАЛИНА, СМОРОДИНА, ДУБ.

Задание: распредели названия животных на группы; дай название каждой группе: ГОЛУБЬ, ВОРОБЕЙ, ВОЛК, СИНИЦА, КАРП, МЕДВЕДЬ, ЩУКА, РЫСЬ, ТИГР, СНЕГИРЬ, СУДАК.

Задание: распредели названия животных на группы; дай название каждой группе: КОШКА, ЕЖ, СОБАКА, ВОЛК, КОЗА, ЛИСА, ЗАЯЦ, ОВЦА.

Задание: буквы Е; Ё; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О распредели две на группы; гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?

Е; Ё; И; К Ж; З; Л; М; Н; О

Е; Ё; И; О Ж; З; К; Л; М; Н

Е; Ё; Н; О Ж; З; И; К; Л; М; Н

4. И; Е; Ё; Ж; З; К; Л; М; Н; О

Задание: распредели названия следующих растений на группы; дай название каждой группе: СОСНА, ЛИПА, КЛЕН, ЕЛЬ, ЛИСТВЕННИЦА, БЕРЕЗА.

Задание: числа 22; 35; 48; 51; 31; 45; 27; 24; 36; 20

разбиты на 2 группы: четные и нечетные. На какой строчке классификация проведена правильно?

31; 35; 27; 45; 51; 22 48; 24; 20; 36

31; 35; 27; 45; 51 27; 20; 24; 36; 22; 48

27; 31; 35; 45; 51 20; 24; 22; 36; 48

4. 26; 31; 36; 35; 45; 51 20; 24; 22; 48

Задание: числа 1; 2; 3; 5; 8; 12; 16; 24; 35; 48

разбиты на 2 группы: однозначные и двузначные

В какой строчке классификация проведена правильно?

1; 2; 3; 5; 12; 8; 16; 24; 35; 48

1; 2; 3; 5; 8 12; 16; 24; 35; 48

1; 2; 3; 5; 8; 16 12; 24; 35; 48

4. 2; 3; 5; 8 24; 1; 12; 6; 16; 35; 48

Задание: раздели на две группы по родам слова: ПОЛОТЕНЦЕ, ПОЛ, МЫЛО, ПОТОЛОК, РАМА, СТЕНА, НОЖ, КАША.

Читайте также:  упражнения по теме паст симпл и презент перфект

В какой таблице классификация проведена правильно?

ПОЛ КАША ПОЛОТЕНЦЕ

РАМА КРЫЛЬЦО ПОЛОТЕНЦЕ

ПОЛ ПОЛОТЕНЦЕ КАША

ПОТОЛОК КРЫЛЬЦО РАМА

Задание: раздели на две группы по количеству слогов слова: ДВЕРЬ, БРОШЬ, СОЛНЦЕ, КИНО, МАРКА, СОЛОВЕЙ, КАРАНДАШ, КОЛОКОЛ, МАРТ.

В какой таблице классификация проведена правильно?

БРОШЬ СОЛНЦЕ СОЛОВЕЙ

БРОШЬ СОЛНЦЕ СОЛОВЕЙ

ДВЕРЬ МАРКА КАРАНДАШ

ДВЕРЬ КИНО КАРАНДАШ

МАРТ МАРКА КОЛОКОЛ

СОЛОВЕЙ КИНО БРОШЬ

БРОШЬ КИНО СОЛОВЕЙ

КАРАНДАШ СОЛНЦЕ ДВЕРЬ

ДВЕРЬ СОЛНЦЕ КАРАНДАШ

Задание: раздели на две группы по количеству букв слова: КОРКА, РАМА, ВОЛНА, КОРА, ЛАПА, СОР, ПАЛКА, КОН, МАЙ.

В какой таблице классификация проведена правильно?

Задание: даны названия растений: ЕЛЬ, СОСНА, ЛИСТВЕННИЦА, КЛЕН, БЕРЕЗА, ШИПОВНИК, ОРЕШНИК, ТОПОЛЬ, СИРЕНЬ.

Раздели их на две группы: хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники.

В какой таблице классификация проведена правильно?

Задание: по какому признаку объединены слова: УТЮГ, ВЬЮГА, ПАЛКА, ЧАСЫ, ЛАМПА, СТАКАН, ДИВАН?

Выбрать правильный ответ:

в этих словах одинаковое количество букв;

в этих словах одинаковое количество слогов;

эти слова мужского рода;

эти слова женского рода.

Задание: даны три группы слов:

КОШКА ОКНО МОЛОТОК

ДОСКА ВЕДРО ЦВЕТОК

Что послужило основанием для такой классификации?

Выбрать правильный ответ:

слова сгруппированы по количеству букв;

слова сгруппированы по родам;

слова сгруппированы по количеству слогов.

Задание: определи, что послужило основанием для такой классификации слов:

Выбрать правильный ответ:

слова сгруппированы по количеству букв;

слова сгруппированы по родам;

слова сгруппированы по количеству слогов.

Задание: даны две группы слов:

Что послужило основанием для такой классификации?

Выбрать правильный ответ:

слова сгруппированы по количеству букв;

слова сгруппированы по родам;

слова разделены на цветы и ягоды.

Задание: определи, по какому признаку проведена классификация растений:

ЕЛЬ ЛАНДЫШ ШИПОВНИК

КЛЕН КОЛОКОЛЬЧИК СМОРОДИНА

БЕРЕЗА ГВОЗДИКА ОРЕШНИК

Выбрать правильный ответ:

слова сгруппированы по родам;

слова сгруппированы по количеству слогов;

слова разделены на группы: деревья, кустарники, цветы.

Задание: числа сгруппированы в три строчки:

321; 324; 547; 625; 744

Что послужило основанием для такой классификации?

Задание: распредели числа на группы двумя способами (т.е. выбрать основание для классификации):

1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20

Развитие логических операций.

1. У сапога всегда есть…

Шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет…

Волк, медведь, олень, верблюд, пингвин, морж.

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

Сентябрь, март, февраль, ноябрь.

5. В нашей стране не живет…

Соловей, аист, страус, синица, скворец.

6. Отец старше своего сына…

Часто, всегда, никогда, редко, иногда.

Год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У деревьев всегда есть…

Цветы, плоды, листья, корень, тень.

Август, суббота, утро, осень, каникулы.

10. Пассажирский транспорт…

Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, море, озеро, мост, пруд.

3. Кукла, юла, мяч, скакалка, песок.

4. Стол, табурет, ковер, кресло, кровать.

5. Тополь, береза, ель, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, индюк, гусь.

7. Окружность, треугольник, указка, квадрат, четырехугольник.

8. Саша, Витя, Стас, Семёнов, Игорь.

9. Весёлый, быстрый, вкусный, осторожный, грустный.

10. Москва, Владивосток, деревня, Томск.

1. Окунь, карась, щука…

2. Лопата, молоток, пила…

4. Огурец, помидор, морковь…

5. Шкаф, диван, кровать…

6. Июнь, июль, январь…

8. Синица, снегирь, ворона…

9. Слон, тигр, лев, лиса…

10. Ель, пихта, сосна, дуб…

Развитие словесно-логического мышления

Может ли стол, у которого отвинтили 2 ножки, стоять? Почему?

Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?

3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?

Может ли кубик катиться? Почему?

Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?

Если по телевизору показывают футбол — может ли мяч вылететь и ударить мальчика?

У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картош­кой. Что легче нести?

Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?

Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?

10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

11Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!- («Ночью был дождь».) Как она догадалась?

12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?

По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?

Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

Летом можно кататься на лыжах? Почему?

16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?

17. Чем столб отличается от дерева?

18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?

19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и за­был. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?

Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?

Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?

Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее падёт на землю?

Для чего зимой надевают шубы?

Если шубу положить на снег, снег под ней растает

Цель: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и по­втори получившуюся фразу целиком.

Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки ( лупу, бинокль, очки)

Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить)

Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъ­езде была (старая, грязная, узкая).

Машина не смогла двигаться дальше, так как у нее сломалось(зеркало, багажник, руль)

Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё ( прутик, камни, крошки)

Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую(металлическую, деревянную, пластмассовую)ручку сковородки.

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного
признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыплёнок, лимон, василёк

Огурец, морковь, трава

Халат врача, помидор, снег

Форма: телевизор, книга, колесо

Косынка, арбуз, палатка

Величина: бегемот, муравей, слон

Дом, карандаш, ложка

Материал: банка, кастрюля, рюмка

Альбом, тетрадь, ручка

Вкус: конфета, картошка, варенье

Торт, селёдка, мороженое

Вес: вата, гиря, штанга

Мясорубка, перышко, гантеля

«Почему это случилось».

Цель: закончить предложение, обьяснив названное событие. Исполь­зовать конструкцию сложноподчинённого предложения с союзом пото­му что.

Мама отругала сына, потому что .

Мальчик решил переодеться, потому что .

Девочка поднялась с сиденья автобуса .

Мальчик быстро бежал к школе .

У Саши заболели глаза .

Учительница весело рассмеялась .

Бабушка выключила телевизор

Собака грозно зарычала

Гости громко рассмеялись

Собака весело завиляла хвостом

Кот выгнул спину и зашипел

Петя громко вскрикнул

Стая ворон поднялась над полем

Машины резко затормозили

Милиционер громко засвистел

Цель: проанализировав 3 логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений. Пример: книга — альбом — тетрадь. Лишним предметом окажется книга, так как в ней есть рассказ, а альбом и тетрадь рассказа не содержат, это просто скрепленная бумага.

Ночник, торшер, свеча

Простыня, пододеяльник, наволочка

Слива, яблоко, персик

Кофта, свитер, рубашка

Коза, свинья, корова

Картошка, морковь, огурец

Трамвай, электричка, троллейбус .

Сковородка, чашка, кастрюля .

Петух, гусь, воробей .

Цель: выбрать из ряда слов, отражающих некоторые детали основного объекта, одно — два главных, без которых указанное понятие не существует. Подробно объяснить свой выбор. Для удобства анализа ряда понятий взрослый может, называя по одному слову, каждый раз уточнять с ребёнком, важна ли данная деталь для отражения основных свойств объекта.

Пример: (огород). Без теплицы может быть огород? А без пугала? И т.п.

ОГОРОД: пугало, теплица, грядки, забор, участок, сорняки.
САД: забор,
фруктовые деревья, собака, скамейки.

УЛИЦА: дорога, дома, фонари, люди, магазины. ЛЕС: ягоды, грибы, звери, цветы, деревья, птицы. МОРЕ: пляж, солёная вода, песок, отдыхающие, рыбы. РЕКА: лодки, течение, берег, вода, рыбак, рыба

УПРАЖНЕНИЕ: «Во что превратился …»
Цель: рассказать, во что превратится

Стул без спинки ___________________________ .

Мороженое без холодильника .

Всадник без лошади .

Самолёт без крыльев .

Подушка без перьев .

Снеговик без холода .

Телевизор без электричества .

Карандаш без грифеля .

Кепка без козырька .

Цель: закончить предложение, используя союз чтобы. К началу каж­дой фразы подобрать по 2-3 возможных варианта её продолжения. Про­говорить получившееся высказывание целиком.

Мама надела нарядное платье .

Петя закрыл лицо руками .

Катя подняла с земли птенчика .

Вова взя1 собаку на поводок .

Дедушка поставил в огороде пугало .

Рабочие привезли кирпич .

Читайте также:  памятка дыхательная гимнастика стрельниковой упражнения в картинках

Лена размахивала руками .

Дима нагнулся над кустом_________________ .

Водитель открыл багажник автомобиля_________________ .

Мама подошла к телефону_____________________________ .

Лена налила в миску суп________________________________.

Марина открыла окно_________________________________ .

Серёжа подошёл к ручь________________________________ .

Цель: из группы предметов выбрать один, который по какому-ли: признаку отличается от всех остальных. Подробно рассказать, в чем отличия.

Пример: три предмета всегда холодные (снег, мороженое, сосулька чашка чая, от которой поднимается пар — горячая. Поэтому чашка здесь — лишняя, она не подходит ко всем остальным предметам. (Объяснение может даваться другими, более доступными ребёнку словами. Однако формулировка должна быть максимально полной и чёткой).

Муравейник — нораскворечник — дупло.

Снежинка — мороженое — горячий чай — сосулькаснеговик.

Велосипед конькисанки — лыжиснегокат.

Расчёсказубная щеткабант мочалказубная паста.
Курица
сосиска — сыр — колбаса — ветчина.

Ложка — вилка — ножножницы — половник.

Называть словосочетания наоборот

Чем похожи и чем отличаются

Платье и сарафан . _

Наволочка и пододеяльник .

Упражнение :Составь рассказ

Цель: объединить в наименьшем количестве предложений 3 далёких по смыслу понятия.

Пример: Каша — листья — рыба. Семья отправилась в поход. Папа поставил палатку на засыпанную листьями землю. Вечером все вместе ва­рили кашу и жарили пойманную в реке рыбу.

Пример: Похожие на рыбок желтые листья сыпались на мокрую зем­лю, которая напоминала густую кашу.

Лодкакарандаш — муравейник .

Самостоятельно подобрать 3 далёких по смыслу понятия и объединить их в маленьком рассказике.

Цель: назвать как можно больше функций одного предмета

Пример: (карандаш) он годится для письма, рисования, его можно использовать как указку, жёрдочку для попугая, палочку для размешива­ния краски, им можно измерять другие предметы.

Банка с масляной краской .

Упражнениен: «Дорисуй половинки»

Задание «Дорисуй половинки» развивает мышление, воображение, внимание, зрительную память, графические навыки ребёнка. Дорисовывая вторую половинку рисунка можно познакомить ребенка с таким понятием, как «ось симметрии» и объяснить, что значит «отобразить зеркально». Задания составлены таким образом, чтобы ребёнок смог дорисовывать и левую и правую половинки рисунка.

Среди всех познавательных процессов, представляющих собой формы отражения человеком окружающего мира, наивысшим и наиболее сложным является мышление. Если в процессе восприятия человек познает единичные и конкретные предметы, когда они непосредственно воздействуют на его органы чувств, то благода­ря мышлению он познает такие особенности, свойства и призна­ки предмета, которые он мог и не воспринимать непосредст­венно.

Особенностью мышления является отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, зако­номерных связях и отношениях, которые существуют между частями, сторонами, признаками каждого предмета и между разными предметами и явлениями действительности.

Раскрыв связи, существующие между предметами, человек может заглянуть в глубь вещей и предвидеть их изменение под воздействием разных причин.

Мышление — психический процесс, благодаря которому че­ловек отражает предметы и явления действительности в их существенных, признаках и раскрывает разнообразные связи, существующие в них и между ними. Благодаря деятельности мышления человек не должен сотни раз проводить вслепую пробы, идти от ошибки к ошибке. Они пользуются уже открытыми законами, применяют известные им зависимости и затем своей практикой подтверждают их правильность или отбрасывают их как ошибочные.

Именно благодаря знанию законов и зависимостей объек­тивной действительности деятельность человека разумна, а зна­чит, целенаправленна и осмысленна. Мыслящий зрелый человек уже наперед знает или предполагает, что у него получится. Он решает задачу «в уме», на основе своего и чужого опыта, кото­рый использует в мышлении.

Проблемы мышления умственно отсталых детей кроются, прежде всего, в свойствах нервных процессов у таких детей. Слабость функций коры головного мозга обуславливает замедленный темп формирования новых условных связей, а также непрочность их в результате возникают проблемы процесса мышления, проблемы начинаются с потребности что-то понять узнать и объяснить и имеют наибольшую проблематичность на стадии анализа и синтеза явлений.

Для мышления умственно отсталых детей характерно:

нарушение всех мыслительных операций (в большей степени обобщение и абстрагирования);

снижение активности мыслительных процессов;

наиболее сохранный вид мышления — наглядно-действенный;

неосознанность и хаотичность действий в процессе решения;

слабая регулирующая роль мышления;

низкая мотивация мыслительной деятельности.

Анализ у таких детей характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью. При анализе объекта они выделяют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести детальный анализ, пропускают ряд важных свойств. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых детей в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам а часто — по несоотносимым (например цвет одного объекта и форму другого). При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.

В наибольшей степени страдает такая мыслительная операция, как обобщение. У умственно отсталых детей оно также основано на выделении несущественных второстепенных свойств объектов. При обобщении такие дети опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки. Дети самостоятельно не обобщают свой опыт повседневного действия с предметами-орудиями, имеющими фиксированное назначение. Поэтому у них отсутствует этап осмысления ситуации требующей применения фиксированного (общепринятого) орудия. В тех случаях, когда дети с помощью взрослого применяют вспомогательные средства, они недостаточно обобщают свой собственный опыт действий и не могут использовать его при решении новых задач, т. е. у них отсутствует перенос способа действия.

Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное. Причем, решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, повторяя пробы в неизмененном виде и, соответственно, получая все время один и тот же неверный результат. Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. Их затрудняет решение даже простейших практически-действенных задач, таких, как объединение разрезанного на 2 — 3 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры, по своей форме и величине идентичной соответствующему, на плоской поверхности углублению («почтовый ящик») и т.п. Надо сказать, что осуществление практических действий само по себе затрудняет умственно отсталых детей. Их движения неловки и стереотипны, часто импульсивны, чрезмерно быстры или, наоборот, слишком замедлены.

У детей отмечается малая динамичность образов, их фрагментарность. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не проводят проверки решения задания, часто не замечают своих ошибок.

При решении мыслительных задач отмечается не достаточность ориентировки отсутствие планирования. Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Мотивации мышления у них снижена: привлекают легкие задания, не требующие мыслительного напряжения и преодоления препятствий.

Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения мыслительных задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путем анализа своих действий во внешней речи. Это дает им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребенку планировать свои действия.

У умственно отсталых детей такая потребность почти не возникает. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением отмечается явный разрыв между действием и словом. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы-представления формируются замедленно и фрагментарно.

У детей с отклонениями в развитии наблюдается слабая взаимосвязь между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Необходимым условием развития мышления учащихся с собыми образовательными потребностями это специально подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений направленный на развитие всех типов мышления. Поэтому мною был составлен сборник заданий и упражнений на развитие мышления детей с особыми образовательными потребностями

В него включены задания на формирование умения выделять существенные свойства (признаки) конкретных объектов и абстрагирование от второстепенных качеств, умение отделять форму понятия от его содержания, устанавливать связи между понятиями (логические ассоциации), формирование способности оперирования смыслом.

Источник

Adblock
detector