Меню

активные процессы в современном русском языке упражнения

Разработка урока по русскому языку » Активные процессы в современном русском языке»

Тема: «Активные процессы в современном русском языке».

Цель: * рассмотреть основные аспекты изменения современного русского языка;

* определить, к совершенствованию или деградации языка ведут данные процессы.

* повышать культуру речевого общения.

Учитель: Ребята, сегодня у нас открытый нестандартный урок русского языка – разговор о самом русском языке.

Давайте подтвердим высказывание Алексея Николаевича: вспомним и прочитаем высказывания, стихотворения наших замечательных поэтов и писателей, «постреляем» пословицами и поговорками . Вы получали опережающее домашнее самостоятельное задание.У кого есть заготовки?

У меня стихотворение горца Абдуллы с Кавказа о нашем русском языке.

Учитель: Действительно, стоит выучить наш русский язык, ведь это язык Пушкина, Толстого, Горького.

Народная мудрость гласит: (Слайд №3)-читаю

Задание на смекалку:(Слайд№4)

Учитель: Сколько информации о словах и русской речи содержится в разных видах слроварей-внимание на выставку-среди них толковые, орфографический и другие-специальные…..Все они есть в нашей училищной библиотеке.В них-все богатство русского языка.Изучайте!

Но почему нас предупреждают о том, чтобы не оскудела наша речь?

(Слайд№5) Тургенев призывал нас еще в 19 веке –читаю

Вопрос: От чего беречь?———

-И все это происходит в нашем современном русском языке.

Учитель: Запишите дату и тему урока:(Слайд№6)-читаю.

-Задание:По моей лекции делайте краткие записи основных положений.

— В последние десятилетия состояние русского языка вызывает много споров: оно нестабильно и не поддаётся однозначной оценке, равно как и события, происходящие в обществе… Журналисты и публицисты, политики и обычные граждане, постоянно сталкивающиеся с языковыми катаклизмами, активно дискутируют на тему состояния родной речи. Одни ратуют за «очистку» языка от иноязычных заимствований, просторечных и жаргонных словечек, заполонивших в последнее время не только разговорную речь, но и средства массовой информации. Другие считают этот процесс полезным для языка, делающим последний разнообразнее, доступнее, выразительнее. Третьи бьют тревогу по поводу вопиющей неграмотности и речевых ошибок не только в повседневной речи, но и в публичных выступлениях, печатных изданиях.

Что происходит с русским языком? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно осмыслить всё то, что происходило и происходит в нашем обществе.

Наметим пути исследования активных процессов в современном русском языке.

( Слайд№9)- Нам необходимо осветить следующие процессы: -схема- комментирую

А теперь подробнее-(Слайд№10)-

Самые видимые изменения в языке — изменения условий его функционирования.

Вопрос:А какие функции выполняет язык? (говорение,письмо общение,сообщение…)——

Раскрепощение языка — признак нашего времени-времени революционных перемен, перестроек и переворотов.Понимание свободы как вседозволенности вызвало желание исключить нормативность и изящество речи. Но не стоит подменять раскованность распущенностью и вседозволенностью! С тревогой наблюдаем мы пришедшую плеяду непрофессиональных теле- и радиожурналистов, общественных деятелей и даже политиков, калечащих наш язык и засоряющих его непристойными выражениями. Языковые монстры «нАчать», «слазь с трибуны», многочисленные «пи-и-и» в передачах радио и телевидения заполнили наш речевой эфир.

Публичная речь стала действительно публичной: митинги, собрания, средства массовой информации приобщили к публичной речи широкие массы населения. Изменился и сам характер публичной речи: люди стали смело говорит «не по написанному». За непринужденность язык расплачивается проявлениями бескультурья, невежества, потоком речевых и орфографических ошибок!

Один из известных мастеров русской речи сетовал:

Вопрос:А как правильно?

-Для этого есть правила произношения и прописаны они-(орфоэп. Словарь)————

-Внимание(Слайд№13)-! Выполните задание:

читаю задание –ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА ВСЛУХ!-по слову по рядам

(Слайд№14)-читаем в исправленном виде.

Вопрос:У кого были ошибки?Поднимите руки..

Задание: Составьте 2 – 3 словосочетания с этими словами.

-Зачитайте словосочетания… ( Внимание на ошибки произношения.)

А вот вам следующий вопрос:

Читайте также:  тренировочные упражнения по немецкому языку прилагательные

— Итак-Второй аспект исследования – построение текста.

А какие СЛОВА приходят в тексты русского языка на современном этапе его развития?

-Жаргон, просторечие, разговорная лексика, всё то, что до 90-х годов практически не употреблялось в средствах массовой информации, т. е. было запрещено. По отношению к нейтральному уровню русского языка эти элементы характеризуются своей «сниженностью».Наступило время резкой активизации просторечной лексики и жаргона.

В результате перестройки произошла криминализация общества, что привело к криминализации речи, к повальному распространению у нас уголовно-блатного жаргона или, так называемой, фени. «Феню» изобрели не только для того, чтобы понимали сказанное лишь посвященные, то есть кто «в законе». Кто-то неглупый понял: заменить привычные слова иными — значит нарушить сигнализацию. Не отзывается сердце, ум, тело страхом, состраданием на: «Замочил Егора, он жмурик. «——— — Ну а «Убил подставного парня, мертв. » — согласитесь, если это коснулось вас и впервые — реакция другая.- И сыплется на нас из СМИ нечто, похожее на содержимое мусорного ведра: кто-то кому-то «отфигачил», что-то где-то «хряпнули», да так, что все «очумели» и «башню сорвало», как после «крупного наезда», а оказалось, это просто «братву колбасит».-Понятно выразилась?

-И это все вместе с разговорными лексикой и просторечиями называют демократизацией языка.-то есть народностью.Так что же , у нас весь народ криминализирован?-Конечно-нет!—Дермократизация это!

Попробуйте понять выражение одного из лихих парней еще начала 20-ого века:

(Слайд№18)-Не хочется даже читать- язык ломать

.Вопрос:Что это за выражения?На каком языке изъясняется этот парень из подворотни?— читаю

-Обратите внимание, что все эти элементы речи (просторечие и жаргонизмы) находятся за рамками литературного языка.

Молодёжный жаргон(а современнее он называется СЛЕНГ)всё больше выходит за свои пределы и охватывает всё более и более широкие слои нашего населения. Одни молодые люди употребляют свои жаргонные словечки, другие — свои. Недаром людям пожилого и среднего возраста трудно понять нынешнюю молодежь: вместо того, чтобы объединять поколения, жаргон их разъединяет» .

Вопрос:-А как по вашему, Опасен ли для языка такой мощный поток сниженной лексики?

-А вот вам творческая работа-(Слайд№20)-читаю.

(Слайд№21)-выполняем задание ——— NB !-проверка задания…(заимствованные-исконно-русские,склоняемые – несклоняемые(неизменяемые)

А мы исследуем процесс построения текста-создайте хотя бы элемент текста—составьте предложение с одним из несклоняемых слов, записанных сейчас вами.—(проверяем-зачитываем)

-Иноязычных слов очень много в нашем лексиконе.В разные исторические моменты из многих стран попадали они в русскую речь, « обрусели»,но, как правило, остались для нас неизменяемыми.А мы при построении предложений все стараемся применить к ним русские правила согласования.Отсюда и «кофе холодное» и «отдыхал в СочАх».Кстати, а как надо сказать это?

Учитель: Давайте послушаем стихотворение детского поэта-известного юмориста Аркадия Хайта…-пожалуйста,Юля……

Учитель:-Ну, и третье направление- это

-Пользоваться огромным количеством иноязычных слов небезопасно: вы рискуете попасть в неловкое положение!

«Зима! Пейзанин, экстазуя, ренувелирует шоссе!» А до «перевода» это были строки из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Вопрос:-Кто их вспомнит?

— Замечу лишь, что эту пародию сочинил в начале XX века русский поэт И. Северянин… Это к нашему разговору о том, что опасность вульгаризации языка – явление не новое!

-Современные исследователи русского языка озабочены проблемой влияния мобильных сообщений на письменный язык. Растущая популярность SMS и других мобильных сообщений несёт в себе угрозу стандартам письменного языка, и в первую очередь эта проблема затрагивает школьников. Современные школьники осваивают SMS-язык быстрее, чем «великий и могучий». Я думаю и вы без труда прочитаете это сообщение————читаем.

Читайте также:  упражнения при переломе лучезапястной кости

Больше всего волнует то, что в SMS повсеместно встречаются ошибки: «фонетическая» орфография («как слышится, так и пишется»), практически отсутствует пунктуация, уже сформировался своего рода жаргон, далёкий от литературного языка. Но хорошо ли это?

(Слайд№23)- Мат. Матерщина.

-Как отмечают историки, за тот мат, который мы слышим сейчас, можно благодарить татаро-монгол. Все-таки три века ига не прошли для России бесследно.

Матерщина живёт и процветает до сих пор. В чём феномен матерщины? Почему она так живуча? Ответ напрашивается сам собой: она обладает богатейшими эмоционально-экспрессивными возможностями.

Подобно тому, как многие люди не могут обходиться в своей речи без таких слов-паразитов, как «значит, ну, типа, как бы, это самое» и т.п., многие люди в качестве «смазки» для своих ржавеющих мозгов, производящих речь, используют матерщину.

Привлекательность матерной лексики в этой функции состоит в том, что она выступает как средство, позволяющее сблизиться друг с другом самым разным людям. Очевидно, с помощью этой функции подростки внедряются в мир взрослых, а также и в мир своих сверстников.

Мат позволяет людям дистанцироваться друг от друга, заявлять о своей независимости от кого-либо.

Именно эту функцию имел в виду Владимир Даль в своём словаре. Он определял матерщину как «похабную, непристойно мерзкую брань».

-Что ж, пора подвести итог.

-Какова была тема нашего урока?

-Какие же основные процессы происходят сейчас в русском языке?

-К совершенствованию или к деградации языка это ведет?

После нашего сегодняшнего исследования современного русского языка нам надо прийти к какому-то решению-

-Поэтому я предлагаю вам своеобразное

-Ну, и раз у нас сегодня нестандартное занятие — домашнее задание тоже такое:

-Провести и оформить исследовательскую работу по изучению современного молодежного сленга.

Источник

Урок по русскому языку на тему: «Активные процессы в современном языке». 10 класс.

Знакомство с активными процессами в лексике, морфологии и орфоэпии ( устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку на тему: «Активные процессы в современном языке». 10 класс.»

Активные процессы в современном русском языке.

Познакомиться с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии и орфоэпии (устаревшие формы слов, нормы орфоэпии, архаизмы).

I. Проверка домашнего задания

Связный ответ по основному тезису текста упр. 270 («В наши дни русский язык активизирует свои динамические тенденции и вступает в новый период своего исторического развития»).

Учащиеся приводят аргументы, доказывающие основной тезис текста.

II. Работа по теме урока

1. Наблюдение над изменением орфоэпических норм.

— Поставьте ударения в словах:

Амфора, библиоте́ка, заслу́женный, засне́женный, индустри́я, иногоро́дний, козырно́й, сахари́стый, си́вко, обрёк, эпи́граф, при́зрак, си́мвол.

— Сравните с устаревшими нормами:

Амфо́ра, библио́тека, заслужённый, заснежённый, инду́стрия, иногородны́й, козы́рный са́харистый, сивко́, обре́к, эпигра́ф, призра́к, симво́л.

— Подобные изменения происходят не только в орфоэпии, но и на других языковых уровнях, меняются формы слов, часть слов выходит из употребления, изменяются суффиксы.

2. Лексический анализ текста (текст для анализа записывается на доске).

Настал день, назначенный для судного поединка. Ещё до восхода солнца народ столпился на Красной площади. Место, на которое указывал гусляр, было приготовлено для самого царя. Оно состояло из дощатого помоста, покрытого червлёным сукном. На нем были поставлены царские кресла, а торчавшие там копья и рогатины принадлежали опричникам, окружавшим помост. Вокруг оцеплённого моста расхаживали поручники и стряпчие обеих сторон. Тут же стояли боярин и окольничий. (А. К. Толстой. «Князь Серебряный»)

Вопросы для анализа текста:

— Прочитайте отрывок из текста. Определите его тему. Все ли слова, которые встречаются в этом отрывке, вам понятны?

Читайте также:  дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения

— Если нет, можете ли вы предположить, что они означают? Пояснение значения историзмов, использованных А. К. Толстым:

Судный (поединок) — тот, который будут судить, определяя победителя.

Гусляр — музыкант, народный певец, играющий на гуслях.

Царские кресла — кресла для царя.

Копьё — старинное колющее или метательное оружие на древке.

Рогатина — охотничье оружие в виде копья с длинным древком, употребляется при охоте на медведей.

Поручник — ходатай, поверенный.

Стряпчий — ходатай по делам.

Окольничий — один из высших боярских чинов.

Опричник — состоящий в рядах опричнины, то есть специального войска в Древней Руси.

— Для чего в этом отрывке использованы историзмы? (Изображаются далёкие события времён Ивана Грозного. Описана подготовка к кулачному бою, в котором вершится судьба героя.)

— Чем отличаются историзмы от архаизмов? (Историзмы — это названия устаревших предметов. Архаизмы — это устаревшие наименования вполне обычных предметов и понятий, с которыми мы часто сталкиваемся в жизни.)

— К какому периоду истории русского языка относится данный отрывок из текста? (К третьему.)

3. Текст для самостоятельного лексического анализа.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями в гриднице высокой

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

— Выделите историзмы (гридница, князь), архаизмы.

Укажите различные типы архаизмов (фонетический архаизм — «меньшую», словообразовательный — «тяжкий», семантический — «мед»).

— Для чего поэт использовал историзмы и архаизмы? (Для создания колорита древности при изображении старины и как средство возвышенного звучания речи.)

— Каких архаизмов в этом отрывке вы не обнаружили? (Морфологических.)

— Приведите примеры. (Как сходилися, собиралися удалые бойцы московские. — пишет М. Ю. Лермонтов В «Песне про купца Калашникова. ».)

— Многие устаревшие корни сохранились и в современной лексике. Зная правила написания этих корней, не допустишь ошибок в написании современных слов, в которых данные корни уже не выделяются.

Бахвалиться, обаятельный (баять — говорить и хвалиться); багровый, багряный (от старославянского багр — пурпурный цвет); одиннадцать (один на десять); одолеть (от доля, в значении «превозмочь», произошло от «получить свою долю», «выиграть»).

4. Наблюдение за изменением грамматических форм слов.

Шумит порывный ветр

И, желтый лист, крутя,

— Обоснуйте постановку знаков препинания в данном предложении. (Деепричастный оборот.)

— Назовите ключевые слова. («Порывный ветр», «дерев нагих», «желтый лист».)

— Какие из названных слов не употребляются в современном русском языке? Назовите современные варианты этих слов. (Порывный — порывистый, ветр — ветер, дерев — деревьев.)

— Охарактеризуйте этот процесс изменения формы слов. (Полногласие — ветер; изменения в образовании прилагательных с помощью суффикса —ист-; образование множественного числа существительных — деревьев. Все изменения относятся к историческим процессам.)

5. Самостоятельный анализ учащимися данных предложений:

Пройдёт по всей Руси великой,

Всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян,

И финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

Гляжу ль на дуб уединенный

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой прах забвенный,

Как пережил он век отцов.

— Прочитайте данные строчки в строгом соответствии с требованиями к рифме.

А ведь ворон не жарят, не варя́т. (И. А. Крылов.)

— Назовите слова, которые, по вашему мнению, не соответствуют современным языковым нормам.

— Обоснуйте постановку знаков препинания в данных отрывках.

Подобрать из произведений авторов ХIX века примеры, показывающие процесс изменения форм слов.

Источник

Adblock
detector