Меню

активные и пассивные конструкции в русском языке упражнения

Методическая разработка открытого занятия «Активный и пассивный словарный запас»

Министерство общего и профессионального образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАГАНРОГСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

по дисциплине «Русский язык»

« Активный и пассивный словарный запас

русского языка: архаизмы, историзмы, неологизмы»

Преподаватель Биянова А.П.

Составитель: преподаватель русского языка и литературы Биянова А.П.

Рассмотрено на заседании

ЦК социально-экономических и гуманитарных дисциплин

Пр. №______ от « »________2014 г.

Председатель цикловой комиссии Белова Н.А.

Тема урока: Активный и пассивный словарный запас русского языка: архаизмы, историзмы, неологизмы.

Обогащение словаря учащегося — одна из главных задач обучения языку, условие успешного речевого развития и усвоения знаний и умений по предмету . На уроках русского языка, литературного чтения и других дисцип лин реализуется сложная система обогащения словарного запаса и активиза ции новых слов — как специальных по предмету, так и общеупотребительных. Эта система обычно именуется словарной работой и рассматривается как со ставная часть системы развития речи учащихся.

В ходе работы c лексикой активного и пассивного словарного запасов у учащихся формируется целостное представление о лексической системе русского языка, развивается умение различать группы историзмов, архаизмов, неологизмов, то есть умение проводить аналогии между словами устаревшими и современными.

Знакомясь с устаревшими словами, студенты должны прежде всего представлять ту языковую среду, в которой эти слова были обычными, всем понятными. Пассивный словарь увеличивается за счёт потенциального словаря, включающего слова, о значении которых учащиеся могут догадаться по сходству с родным языком, по словообразовательным элементам, по контексту. Обращение к словарям – важная составляющая в такого рода работе.

Следует помнить, что уроки русского языка должны помогать находить общий язык с окружающим социальным миром. Те изменения, которые происходят в исторической, экономической, культурной и других ее сферах, вызывают необходимость пополнять словарный запас. Люди стремятся жить интереснее, удобнее, безопаснее, то есть комфортнее. Для этого они совершают открытия, изобретают. В результате мы получаем много новых вещей и услуг. Они требуют своего названия.

При усвоении этой лексики студентам доступен эмпирический метод (наблюдение над языковым материалом), анализ учебных изданий изучаемых дисциплин (в том числе связанных с будущей профессией), а также анализ справочной литературы.

Компьютеризация является неотъемлемой частью информационного процесса. Она относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в образование в последнее время. Возможности современных информационных технологий позволяют качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Занятие с использованием информационных технологий усиливает интеллектуальные возможности учащихся в информационном обществе, а также способствуют индивидуализации, интенсификации и повышению качества обучения.

закрепить представление об общеупотребительных и ограниченных в употреблении словах;

систематизировать знания по лексикологии русского языка;

расширить знания учащихся об историзмах и архаизмах, углубить представления о сфере употребления устаревшей лексики, причинах возникновения в языке неологизмов.

содействовать формированию умения применять лингвистические знания при работе с языковым материалом: определять лексическое значение слова, фразеологизма, употреблять слова в соответствии с их значением, характеризовать изученные языковые группы и особенности их употребления в речи;

способствовать развитию общепредметных компетенций: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

способствовать совершенствованию орфографических навыков;

способствовать осознанию роли языка и речи в жизни людей;

содействовать уважительному отношению к русской культуре, родному языку, слову.

Тип урока: урок применения и закрепления знаний, умений и навыков

Метод (форма) проведения: практическое занятие

Методы обучения: воспроизводящие (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), проблемно-поисковый (проблемное изложение, частично-поисковый), словесные (устное изложение, беседа); наглядно-демонстрационные (демонстрационные, иллюстрации, наблюдения); практические (упражнения).

Межпредметные связи: русский язык – литература (закрепление и дальнейшее совершенствование стилистических знаний и умений учащихся на материале специализированных текстов); русский язык – история (связь генетического характера – история понятий, употребления определенных вариантов словесных форм); русский язык – иностранные языки (толкование иноязычных заимствований).

а) раздаточный материал: карточки-задания

Читайте также:  лечебная гимнастика упражнения на расслабление

б) технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук (ПК)

Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. – М., 2003.

Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избранные труды. – М., 2007.

Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1969.

Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. – М., 1999.

Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: Исследование по современному русскому языку и социолингвистике. – М., 2004.

Русский язык конца ХХ столетия (1985 – 1995) / Отв. редактор Е.А. Земская. – М., 1996.

Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. 3-е изд. – М, 1999.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку – М: Просвещение, 2009.

Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. – М., 2001. – С. 165-179.

Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000. – С. 55-60; 155-165.

Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб, 2002.

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М., 2001. – С. 57-71.

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. – М.: Академия, 2013.

I. Организационный момент. Целевая установка.

II . Актуализация опорных знаний (повторение усвоенного по изучаемому разделу).

II .1. Фронтальный опрос.

II .2. Контроль знаний – выполнение упражнения (развитие речи).

I II . Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений:

III .1. Наблюдение над языковым материалом (выборочный лингвистический анализ отрывка оды М.В. Ломоносова).

III .1.1. Применение первичных умений в стандартных ситуациях (заполнение подготовленной таблицы после эвристической беседы).

III .1.2. Обобщение знаний об историзмах и архаизмах, формулировка, уточнение и обогащение понятий.

III .2. Упражнения на применение знаний и умений в измененных условиях:

III .2.1. Подберите синонимы к найденным в тесте архаизмам.

III .2.2. Допишите фразеологизмы. Охарактеризуйте лексику устойчивых единиц. Какое значение имеют эти фразеологизмы. Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограммы.

I V. Творческое применение знаний и умений:

IV .1. Закрепление полученных знаний – блиц-опрос (по определению узнать слово, найти ему место в колонках устаревших или новых слов).

IV .2. Самостоятельное формулирование определения понятия «неологизм».

VI. Итоги занятия с оценкой работы учащихся: активность, эрудированность, грамотность.

VI . Домашнее задание : творческая работа (сочинение-рассуждение) на тему «Могут ли историзмы стать неологизмами?»

I. Орг. момент. Целевая установка.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о составе нашего языка, обобщим знания о лексике, обогатим имеющийся словарный запас и знания о языковых явлениях, исторических процессах в русской лексике.

II . Актуализация опорных знаний (повторение усвоенного по изучаемому разделу).

Продолжаем разговор о нашем языке. Обобщим имеющиеся сведения. Вспомним, что нам о нем известно.

II .1. Фронтальный опрос.

— Почему мы говорим о языке как о явлении развивающемся? (Это культурные, политические, экономические связи нашей страны с другими государствами мира).

— Что такое лексика? Что изучает лексикология?

— На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? (Однозначные и многозначные).

II .2. Контроль знаний – выполнение упражнения (развитие речи).

Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

(Языковой материал для справок: кожа, город, колосья, ночь, нервы)

— На какие группы делится лексика в зависимости от смысловых связей между словами? (Синонимы, антонимы, омонимы).

— Каково деление лексики в зависимости от употребления слов разными группами людей? (Общеупотребительные и необщеупотребительные).

— А с точки зрения происхождения слов? ( Исконно русские слова и иноязычные слова).

СЛАЙД 3 – представим все пласты лексики в виде схемы.

I II . Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

III .1. Наблюдение над языковым материалом (выборочный лингвистический анализ отрывка оды М.В. Ломоносова).

Читайте также:  какие упражнения снимают боль при поясничной грыже

Мы подошли к знакомству с еще одним пластом русской лексики. В этом нам поможет работа с отрывком «Оды на день восшествия на престол Елисаветы Петровны, 1747 года» М.В.Ломоносова. Елизавета после знакомства одой поручает знаменитому ученому открытие Московского университета.

Царей и царств земных отрада,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И классы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты,

На бисер, злато и порфиру,

на все Земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,-

Но краше в свете не находит

Ты, кроме той, всего превыше;

Но дух ее зефира тише

И зрак приятнее рая!

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец ,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец:

Тебя, прияв , облобызала :

Мне полно тех побед, — сказала,-

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

III .1.1. Применение первичных умений в стандартных ситуациях (заполнение подготовленной таблицы)

— Выберите из текста слова и разместите следующим образом: в левый столбик записываете слова, произношение которых устарело, но лексическое значение нам понятно, а в правый – те слова, значение которых определить трудно ( краше – красивее, облобызала – расцеловала; венец – венок; прияти – принять, порфира, царь ).

Слайд 5 – объяснение незнакомых слов.

Слайд 6 – проверка выполнения задания (таблица в готовом виде).

— К какому составу языка можно отнести эти слова: к активному или пассивному? (С пассивным составом мы встречаемся в произведениях художественной литературы).

Слайд 7 – лексический состав языка.

Комментарии к слайду:

Язык наш непрестанно обогащается, пополняется, обновляется. Одни слова живут на протяжении многих веков и будут жить в языке, другие постепенно отмирают, уходят из него.

Понятия, которые вы должны сегодня хорошо усвоить, — это историзмы, архаизмы, неологизмы.

Слайд 8 – Лексика пассивного запаса.

III .1.2. Обобщение знаний об историзмах и архаизмах, формулировка, уточнение и обогащение понятий.

Итак, историзмы – слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали.

— В каком столбике они у вас? ( Порфира, царь. Подписываем заголовок).

Архаизмы – слова, которые в процессе развития языка были заменены синонимами – другими наименованиями того же понятия.

-Что из себя они представляют в нашем тексте? (Читаем слова первого столбика и подписываем заголовок.).

III .2. Упражнения на применение знаний и умений в измененных условиях

III .2.1. Подберите синонимы к найденным в тесте архаизмам.

Слайд 10 – проверка (ОДНО-, РАЗНОКОРНЕВЫЕ АРХАИЗМЫ).

III .2.2. Допишите фразеологизмы. Охарактеризуйте лексику устойчивых единиц. Какое значение имеют эти фразеологизмы. Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограммы.

Сам с вершок, а голова c л..к..ток.

Сам с ноготок, а борода с к..мара.

Семи пядей пр..гл..тил.

За семь верст искали в.. лбу.

I V. Творческое применение знаний и умений:

IV .1. Закрепление полученных знаний – блиц-опрос (по определению узнать слово, найти ему место в колонках устаревших или новых слов).

Блиц-опрос. Ответы распределяем по колонкам таблицы:

Все программы и данные хранятся в долговременной памяти компьютера в виде чего? (Файлов)

Как называется устройство, предназначенное для вывода на бумагу числовой, текстовой и графической информации? (Принтер)

Как называют человека, который поступает в высшее или специальное учебное заведение? (Абитуриент)

Как называется специальные устройства, для вывода сложных и широкоформатных графических объектов (плакатов, чертежей, электронных схем)? (Плоттер)

Загадка. Оружие это не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались?

Читайте также:  какие упражнения для снятия боли в пояснице

Какая самая минимальная единица измерения количества информации? (Бит)

Обязательные платежи, которые взимаются со всех граждан (от их доходов) и предприятий (от их прибыли) в пользу государства. (Налоги)

Устройство для обмена информацией с другими компьютерами, соединяет компьютер с телефонной линией? (Модем)

Как по-другому называют наклонный типографический шрифт, подобный рукописному почерку? (Курсив)

Знаете ли вы, что обозначает гривенник? (10 копеек)

Электронная вычислительная машина? (Компьютер)

Это одновременный рост цен на все или почти все товары, связанный с падением ценности денег? (Инфляция)

Это человек, который выполняет обязанности по управлению, но является наемным работником? (Менеджер)

Знаете ли вы, что такое алтын? (3 копейки)

Почему мы так говорим – ни кола, ни двора? (Кол – это небольшой участок земли)

Как в старину называли боевой топорик с длинной рукоятью? (Секира)

Почему мы так говорим? – Гроша медного не стоит. (Полкопейки, самого малого)

Назовите старое название месяца апреля? (Цветень)

Знаете ли вы, как в старину назвали рубль? (Рубль – отрубок)

Как называется структура доходов и расходов семьи. В переводе означает «денежная сумка». В эту «сумку» ежемесячно «складывается» определенная сумма денег. (з/п, доходы, платежи) (Бюджет)

Загадка. Рубашку такую не вяжут не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Почему мы так говорим? – Беречь как зеницу ока? (т.е. беречь как глаза)

Это слово происходит от английского слова «market» (рынок) и означает деятельность людей, связанную с изучением и формированием рынка? (Маркетинг)

Знаете ли вы, что означает двугривенник? (20 копеек)

Загадка. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Назовите устаревшее название зимнего месяца – январь (Сечень)

IV .2. Самостоятельное формулирование определения понятия «неологизм».

Попробуйте дать толкование понятию «неологизм». (Формулируют и приводят примеры.)

Неологизмы – слова, появляющиеся в языке в результате возникновения новых понятий, явлений: компьютер, офис, плейер, макияж, предприниматель.

Слайд 13 – Языковые особенности неологизмов.

Языковые неологизмы возникают следующими способами:

1) в языке возникает новое слово, новая лексическая единица. Она появляется через заимствование; пример: шоп-тур, шейпинг, имидж;

2) у уже имеющегося в языке слова возникает новое значение; пример: чайник – «неспециалист со слабыми навыками чего-либо», пиратский – «нелицензионный», ракушка – «гараж».

В дальнейшем это значение может оторваться и образовать новое слово-омоним.

Языковые неологизмы используются носителями языка в их повседневной речи, многим известны и понятны. Если существование языкового неологизма оправданно, довольно скоро неологизм входит в активный словарный запас и перестает осознаваться как новое слово.

Однако создание новых слов, словотворчество возможно и в иных ситуациях: художественное слово, ситуация дружеского общения, речь ребенка, ещё не до конца овладевшего лексическим запасом русского языка. Результаты такого словотворчества носят название индивидуальных (контекстуальных, авторских) неологизмов или окказионализмов : испешеходить, синеветь (В. Маяковский).

Авторские неологизмы могут стать общеупотребительными:

маятник, чертёж (М.В. Ломоносова), промышленность, трогательный (Н.М. Карамзин), стушеваться (Ф.И. Достоевский), бездарь (И. Северянин).

VI. Итоги занятия с оценкой работы учащихся: активность, эрудированность, грамотность.

VII . Домашнее задание: творческая работа (сочинение-рассуждение) на тему «Могут ли историзмы стать неологизмами?»

ЗАДАНИЕ 1 . Выберите из текста слова и разместите следующим образом: в левый столбик записываете слова, произношение которых устарело, но значение нам понятно, а в правый – те слова, значение которых определить трудно. Заголовок надпишем позже.

ЗАДАНИЕ 2. Допишите фразеологизмы (соедините стрелками). Вставьте пропущенные буквы. Назовите орфограммы.

Сам с вершок, а голова c л..к..ток.

Сам с ноготок, а борода с к..мара.

Семи пядей пр..гл..тил.

За семь верст искали в.. лбу.

1. Правописание предлогов со знаменательными словами.

2. Правописание приставок.

3. Безударные проверяемые гласные в корне слова.

4. Непроверяемые гласные.

ЗАДАНИЕ 3. Блиц-опрос. Ответы распределяем по колонкам таблицы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector