Меню

активное слушание упражнения для тренинга

занятие с элементами тренинга «Активное и пассивное слушание»
классный час на тему

Показать участникам важность активного слушания для эффективного общения. Наглядно продемонстрировать каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов, а так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация

Скачать:

Вложение Размер
zanyatie_s_elementami_treninga_aktivnoe_i_passivnoe_slushanie.doc 78 КБ
prilozhenie_no_1.docx 16.7 КБ
prilozhenie_no_2.docx 15.33 КБ
prilozhenie_no_3.docx 12.4 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга

тема: « Активное и пассивное слушание » .

Участники: обучающиеся 10 класс, в возрасте 15-16 лет.

Время: 2 академических часа.

Цель: Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание. Освоение техник активного слушания.

  • определить понятие слушания как активного или пассивного процесса;
  • в игровых ситуациях научиться применять навыки пассивного и активного слушания.

Ожидаемые результаты: Осознание важности применения техники активного слушания в процессе обучения и общения.

  • информирование,
  • моделирование ситуаций,
  • анализ ситуаций.
  • Слайдовая презентация занятия
  • Анкета «Умеете ли Вы слушать?» ( приложение № 1 ).
  • Информационные листы по теме занятия ( приложение № 2 ).
  • Карточки к упражнению «Активное слушание», текст к упражнению «Испорченный телефон» ( приложение № 3 ).
  • Аудиозапись песни «Неудачное свидание»,
  • фрагменты из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история»; из кинофильма «Приключение Буратино».
  • Фломастеры.

Содержание. Действия ведущего и участников

Приветствие. Высказывание ожиданий участников занятия.

Прослушивание отрывка песни «Неудавшиеся свидание».

Просмотр слайдов. Обсуждение содержания.

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Ведущий раздает анкеты, участники записывают ответы на листах, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).

Понятие пассивного слушания Обсуждение.

Упражнение «Испорченный телефон»

Цель: показать участникам каков процент потери информации при коммуникации в одну сторону, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.

Описание: ведущий просит выйти 5 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении.
Объясняет правила: 4 человека выходят за двери, одному (тот кто остался) ведущий зачитывает текст.

Задача участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.

Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?

Понятие активного слушания. Техники активного слушания.

Упражнение «Активное слушание». (приложение № 3)

Цель: показать участникам важность активного слушания для эффективного общения.

Описание : участвуют 2 человека.

Создание игровой ситуации общения. Один участник рассказывает историю, второй участник получает карточку, с заданием
(продемонстрировать пассивное или активное слушание) время рассказа.

Обсуждение . После разыгрывания каждой ситуации обсуждение, какое слушание было продемонстрировано? какая техника активного слушания использовалась? Какие чувства испытывал рассказчик, к партнеру?

Закрепление полученных знаний и навыков слушания.

Просмотр отрывков из мультфильмов: «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Рапунцель: запутанная история», кинофильма «Приключение Буратино»

После просмотра фрагментов, обсуждение: какой вид слушания применялся героями?

Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается?

ХОД ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА
« Активное и пассивное слушание » .

Встреча участников и рассаживание их в полукруг.

Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на занятии. С каким настроением Вы пришли на занятие и что ожидаете от него? (дети по желанию высказываются). Спасибо. Я постараюсь, чтобы наше занятие прошло не только интересно, но и с пользой для Вас.

Слайд № 1. «АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ»

Слайд № 2. «Цель и задачи занятия»

  1. Ознакомление с понятиями активное и пассивное слушание.
  2. Освоение техник активного слушания.

Слайд №3. «Умеем ли мы слушать?»

Звучит фрагмент песни «Неудавшиеся свидание».

Вопрос: Ребята как вы думаете, почему свидание не состоялось, и герои песни сердились друг на друга?

Слайд №4. «Умеем ли мы слушать?»

«Нам кажется, что умение слушать — это то, что дается человеку при рождении подобно дыханию. Но так только кажется. Мы часто слушаем и не слышим собеседника. А бывает, что говорим, а не слышат нас. Цена такому разговору невелика».

Вопрос: Умение слушать собеседника, это не легкий труд, а вот умеете ли вы слушать?

(Анкета «Умеете ли вы слушать?») Ведущий раздает анкеты (приложение №1), участники записывают ответы, подсчитывают результат. (Конечно, данная анкета не может рассматриваться как серьезное психодиагностическое исследование, ее основная задача — продемонстрировать 12 признаков «плохих слушателей»).

Ознакомление с интерпретацией полученных данных.

Ведущий: все ознакомились со своими результатами? Каждый из вас в настоящий момент осознал, насколько он умеет слушать собеседника. Так, как наше занятие посвящено не столько умению слышать, сколько умению слушать прошу тех ребят, кто набрал 10-12 баллов быть активными моими помощниками. А тех, для кого результаты анкетирования не совсем порадовали, предлагаю активно участвовать в занятии и осваивать навыки активного и пассивного слушания.

Слушать можно по-разному.

Слайд № 5. «Техника акти́вного ( эмпати́ческого ) слу́шания».

Это техника слушания, позволяющая точнее понимать состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.

Слайд № 6. «Техника пассивного слушания».

Это техника слушания, при которой происходит внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством

Если вы не проявляете интереса к разговору, не демонстрируете никаких знаков внимания, отделываетесь редким «угу» или «хм», по которому трудно определить ваше отношение к происходящему, то это — пассивное слушание , при нем участие в общении минимально.

Слайд № 7. «Факторы применения приемов пассивного слушания».

Так происходит, когда тема разговора или общение с данным человеком вам неинтересны, вы хотели бы отделаться от него или прекратить обсуждение вопроса. Но иногда полезно никак не участвовать в разговоре, просто молчать, например, если собеседник охвачен эмоциональным состоянием, возбужден, находится под впечатлением чего-то настолько, что желает «выговориться», «выплеснуть переживания», в данный момент он ничего не замечает, не контролирует себя — в этой ситуации требуется просто выслушать его, не перебивая. Эмоции «выльются», человек успокоится и вновь обретет способность общаться, думать и анализировать. Если эмоции партнера направлены на вас, вы их вызвали или просто оказались поблизости, «под горячую руку», главная задача — не заразиться от собеседника его эмоциями, не впасть в то же эмоциональное состояние, которое уж точно приведет к бурному конфликту, «выяснению отношений». Выслушайте его, может даже думая о чем-то другом, приятном, а когда он «выплеснется и иссякнет», активно включайтесь в конструктивное обсуждение: «А теперь давай спокойно обсудим, что произошло и как быть».

Вид слушания, при котором вы вовлечены в процесс общения и стараетесь понять собеседника, называется активным слушанием .

Слайд № 8. «Приемы активного слушания».

— что вы имеете в виду?

— не могли бы Вы объяснить?

Парафраз , то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что вы его правильно поняли:

— мне кажется, Вы чувствуете…

— понимаю, Вы сейчас разгневаны…

— Ваши слова означают…

Для закрепления теории предлагаю выполнить упражнение.

Упражнение « Активное слушание».

Цель: освоение навыков активного слушания.

Работа в парах. Упражнение выполняется в течение 2 минут.

Один из участников рассказывает что-нибудь другому. Слушающий применяет приемы активного или пассивного, на выбор по 1мин. А затем по знаку ведущего применяет другую технику. Затем партнеры меняются ролями.

Общее обсуждение опыта приобретенного при работе в парах. Получилось ли угадать технику слушания? Какие приемы слушания были применены? Какие приемы способствовали эффективности общения и с собеседником?

Вывод: эффективность применения техники как активного, так и пассивного слушания зависит от обстоятельств и возникающей ситуации общения.

Упражнение «Испорченный телефон».

Цель: показать участникам каков процент потери информации при пассивном слушании, без подтверждения понимания и уточняющих вопросов. А так же, наглядно продемонстрировать, как при вышеописанных условиях искажается информация.

Описание: Ведущий приглашает 5 добровольцев.

4 человека выходят за двери, одному (тот кто остался) ведущий зачитывает текст: «Учитель русского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также по желанию орешки или семечки для белок. Задача слушающего участника передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди – пассивно слушают и передают полученную информацию.

Обсуждение: % оставшейся информации от первоначального текста и эффективна ли техника пассивного слушания? Что запоминается из нашего сообщения? Что необходимо запомнить из нашего сообщения?

Просмотр фрагмента мультфильма: «Рапунцель: запутанная история».

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?

Просмотр фрагмента мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей».

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте мультфильма?

Просмотр фрагмента кинофильма «Приключение Буратино».

Обсуждение: какая техника слушания показана во фрагменте кинофильма?

Как вы считаете, достигли ли мы сегодня цели и задачи поставленной в начале занятия? Какие выводы вы сделали исходя из пройденной темы сегодняшнего занятия? Почему?

Вопросы к участникам занятия: было ли полезным для вас сегодняшнее занятие или нет? в чем это заключается?

1. Уильям Юри. Преодолевая «нет» или переговоры с трудными людьми. – М., 1998.

2. Панкратов В. Манипуляции в общении и способы их нейтрализации. – М., 2000.

3. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2002.

Используемые видеоматериалы и аудио :

1. Аудиозапись песни «Неудачное свидание», слова Трофимова С., композитор
А. Цфасман.

2. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей»,. 2004, Россия.

3. Видеозапись фрагмента из мультфильма: «Рапунцель: запутанная история»;2010, Дисней.

4. Видеозапись фрагмента из кинофильма «Приключение Буратино», 1975, Беларусьфильм.

Предварительный просмотр:

Анкета «Умеете ли вы слушать?»

Инструкция. Постарайтесь, не особенно задумываясь, искренне ответить на них «да» или «нет».

Часто ли вы с нетерпением ждете, когда другой закончит говорить и даст возможность высказаться вам?

Бывает ли, что вы спешите принять решение до того, как поймете суть проблемы?

Правда ли, что вы порой слушаете лишь то, что вам нравится?

Мешают ли вам эмоции слушать собеседника?

Часто ли вы отвлекаетесь, когда ваш собеседник излагает свои мысли?

Запоминаете ли вы вместо основных моментов беседы какие-либо несущественные?

Бывает ли так, что слушать другого человека вам мешают собственные предубеждения?

Прекращаете ли вы слушать собеседника, когда появляются трудности в понимании сказанного?

Занимаете ли вы негативную позицию к говорящему?

Перебиваете ли вы собеседника?

Избегаете ли вы взгляда собеседника в разговоре?

Возникает ли у вас острое желание прервать собеседника и вставить свое слово за него, опередив его собственные выводы?

Обработка и интерпретация результатов.

Подсчитайте количество ответов «нет».

10-12 баллов. Вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Не руководствуясь предубеждениями по отношению к нему, стараетесь выделить в его словах главное. Ваши собственные эмоции не мешают вам слушать даже то, что вам не очень нравится. Поэтому многие любят общаться с вами.

8-10 баллов. Нередко вы проявляете умение слушать партнера. Даже если вы чем-то недовольны, все равно стараетесь дослушать партнера до конца. Если же партнер вам надоел, пытаетесь тактично прервать общение с ним. Иногда вы все же позволяете себе перебить собеседника для того, чтобы вставить свое «веское слово».

Менее 8 баллов. К сожалению, вы еще не научились слушать своих партнеров по общению. Вы перебиваете их, не даете высказаться до конца. Если вам не нравится то, что человек говорит, перестаете слушать его.

Предварительный просмотр:

Тема: «Активное и пассивное слушание. Техники активного слушания».

Умение слушать собеседника (следует отличать от инстинктивного слышания) — это активный мыслительный процесс, восприятие информации от говорящих, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций, такое отношение к собеседнику, при котором говорящий чувствует к себе интерес, сопереживание, понимание. Умение слушать имеет две стороны: способность понимать услышанное и отбирать, накапливать информацию.

Пассивное слушание — это пассивный процесс без реакции на сказанное. Слушающий как бы слушает, но не слышит собеседника. В основном он сосредоточен на себе. Иногда при этом человек следит за темой обсуждения, ловя лишь момент, чтобы вступить в него самому. При пассивном слушании контакт с собеседником поддерживается простейшими фразами, например: «Да», «угу», и т.д. пассивное слушание очень часто единственное, что необходимо собеседнику, когда ему просто нужно выговориться.

Активное слушание (эмпатическое слушание) — это такое слушание, при котором активно дают понять собеседнику, что его не только слушают, но и слышат, и понимают, и даже разделяют его чувства. В результате говорящий чувствует, что его слышат и понимают, чувствует доверие и поддержку и гораздо больше идет контакт, раскрывая свои чувства, переживания.

Правила активного слушания

  • слушайте с первых же слов разговора и не ослабляйте внимание;
  • отложите все другие занятия и слушайте: не пытайтесь делать два дела одновременно;
  • гоните от себя любые отрицательные мысли о собеседнике;
  • осмысливайте то, что вам говорят в данный момент, не забегайте вперед;
  • не перебивайте;
  • постарайтесь заинтересоваться тем, о чем вам говорят;
  • оценивайте сказанное скорее по его содержанию, чем по манере подачи;
  • избегайте поспешных выводов, сохраняйте объективность.

Техники активного слушания

  • «Парафраз» («пересказ») — воспроизведение мысли говорящего своими словами («перефразирование»), например, «как я понимаю. », «по вашему мнению. », «другими словами. ».
  • «Эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. На дискотеку?»)
  • Уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)
  • Побуждение («Ну и… И что дальше?»);
  • Резюмирование − подытожить основные идеи партнера, соединить основные фрагменты разговора в единое целое .
  • и так, Вы считаете…
  • Ваши слова означают…
  • другими словами
  • Отражение чувств:
  • мне кажется, Вы чувствуете…
  • понимаю, Вы сейчас разгневаны…
  • Проявление эмоций: мимикой, пантомимикой, смехом, вздохами и т. п.

Эмпатия от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого,

Предварительный просмотр:

Текст к упражнению «Испорченный телефон»

1 вариант . Учитель китайского языка Татьяна Львовна просила передать ст. воспитателю Назарову, что экскурсия в Екатерининский парк переноситься со вторника 24 апреля в 17.00 на пятницу 27 апреля в 16.00 часов. Всем участникам экскурсии иметь при себе 50 рублей на приобретение входных билетов. А также орешки или семечки для белок.

2 вариант. Библиотекарь Елена Борисовна просила предупредить педагога – организатора Спиридонову, что классный час по теме : Россия – страна возможностей» переноситься с 3 мая 18.00 часов на 10 мая 17 часов. Всем участникам встречи иметь с собой по 3 гвоздики.

Продемонстрировать пассивное слушание:

Используя технику: — молчание (видимое отсутствие реакции без эмоций, глядя «сквозь» рассказчика, думая о своем,)

Продемонстрировать активное слушание:

Используя технику — «парафраз» («пересказ») — передача содержания высказывания партнера другими словами;

Продемонстрировать активное слушание:

Используя технику- «эхо-реакция» — повторение последнего слова собеседника («И тогда мы пошли на дискотеку. — На дискотеку?»);

Продемонстрировать активное слушание:

Используя технику — эмоции («ух», «ах», «здорово», смех, гримасы и т.п.

Продемонстрировать активное слушание:

Используя технику — побуждение («Ну и… И что дальше?»);

Продемонстрировать активное слушание:

Используя технику — уточняющие вопросы («Что ты имел в виду»?) или
— наводящие вопросы (Что? Где? Когда? Почему? Зачем?)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сплочение вновь созданного кадетского коллектива (профильного класса) и построение эффективного командного взаимодействия.Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходит.

Цели и задачи занятия:Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира.Используемые методы и техники:Групповая дискуссия, игровые методы (ситуационно — ролевые, организационно – деятельностные).

Данный проект тренингового занятия иллюстрирует эффективность работы с обучающимися начального профессионального образования по моделированию процесса межличностного взаимодействия, отрабатыванию раз.

Разработка практического занятия «Работа с информационно-поисковыми системами www» является необычной, т.к. в ней использованы элементы проектной деятельности.Первая часть занятия – защита проектной р.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПО ЭЛЕМЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы. Огромное значен.

С целью формирования ценностного отношения подростков к жизни, в Зверевском центре помощи детям на традиционном мероприятии «Ярмарка семейных традиций – 2019» было проведен.

Источник

Читайте также:  упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм
Adblock
detector