Меню

активизация мыслительной деятельности учащихся через устные упражнения

Статья УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Учитель начальных классов

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В статье представлена методика развития познавательной и мыслительной деятельности учащихся при помощи устных упражнений на уроках математики. Активизация познавательной и мыслительной деятельности является одним из важнейших компонентов процесса познавательной деятельности учащихся, формировать этот компонент можно при помощи нестандартных заданий.

Формы устных упражнений, формы восприятия и приемы устного счета.

Проблема рационального подбора устных упражнений и эффективной методики их организации на уроках математики в начальной школе до сих пор не является достаточно изученной в отечественной методике преподавания математики.

По нашему мнению, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета и привлечения учащихся к подготовке и проведению данного этапа урока.

Исследователи Б.М. Теплова, С.Л. Лейтеса, В.С. Кравченко педагоги Г.И. Щукиной, И.Ф. Харламова и другие, рассматривают устные упражнения на уроках математики.

Устные упражнения на уроках математики могут быть представлены разнообразными формами работы с классом: математический, арифметический и графический диктанты, математическое лото, ребусы, кроссворды, тесты, беседы, опрос, разминка, «круговые» примеры и многое другое. Это може т быть решение простых задач и задач на смекалку, можно рассматривать свойства действий над числами, величинами и другие вопросы. С помощью устных упражнений можно создать проблемную ситуацию и др.

Устный счет – не случайный этап урока, он должен находиться в методической связи с основной темой. Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения соответствующих упражнений. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся, развивает память, речь, внимание, с пособность воспринимать сказанное на слух, быстроту реакции. [1 c .180]

Данный этап помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, повторить и обобщить пройденный материал.

Так как устные упражнения или устный счёт – это этап урока, то он имеет свои задачи: [1 с.181]

1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя;

2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся;

3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала;

4. Повышение познавательного интереса.

При проведении устных упражнений каждый учитель придерживается определенных требований. Перечислим их. [2 c . 40]

• Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.

• Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».

Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.

• К устному счету должны привлекаться все ученики.

• При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).

Устные упражнения могут быть разных видов и форм.

Среди заданий на развитие и совершенствование внимания могут быть, например, такие: найди закономерность и реши пример, продолжи ряд.

Задания на развитие восприятия, пространственного воображения: нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.

Задания на развитие наблюдательности: найдите закономерность, что лишнее?

Возможны устные упражнения с использованием дидактических игр.

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды.

Читайте также:  дыхательные упражнения для младшей группы в стихах

1) Нахождение значений математических выражений.

Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.

2) Сравнение математических выражений. Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8 · (10 + 2) = 8 · 10 + …

Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями. [5, c .145-146]

Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.

Для устной работы предлагаются и простые, и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний.

Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей, активизирует их

Опишем формы восприятия устных упражнений.

1) Беглый слуховой (читается учителем, учеником, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.

• обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point);

• задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);

• упражнения в форме игры («Диалог», «Математический поединок», «Магические квадраты», «Лабиринт сомножителей», «Викторина», «Волшебное число», «Индивидуальное лото», «Лучший счетчик», «Кодированные упражнения», «Фишка», «Кто быстрее» и т.д.) [6, c .70-75]

Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.

При подготовке к уроку учитель должен четко определить (исходя из целей урока) объем и содержание устных заданий. Если цель урока – изложение новой темы, то в начале занятий можно предложить устные упражнения по пройденному материалу. Можно организовать работу так, чтобы был плавный переход к новой теме. После изложения новой темы уместно предложить учащимся устные задания на выработку умений и навыков по этой теме. Если цель урока – повторение, то к устным упражнениям в классе должны готовиться и учитель, и учащиеся. Учащиеся, с консультацией учителя, могут проводить устный счет сами на каждом уроке. Устные упражнения можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе, а также специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника, специальных сборников, математических энциклопедий или книг. Можно предложить учащимся самим придумать задания. [4, c 35]

Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования.

Читайте также:  мазанова оптическая дисграфия упражнения для коррекции

Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в развитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления, и развития личностных качеств ребенка. На наш взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие сознательного усвоения материала. [4, c .36-37]

Если ученику нравится предмет, то он будет всегда с интересом, увлеченно осваивать все больше знаний.

Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом:

1) обогащением содержания материалом по истории науки, который часто встречается на страницах учебника;

2) решением задач повышенной трудности и нестандартных задач. Подбор заданий осуществляется из рабочих тетрадей, дидактических материалов;

3) подчеркиванием силы и изящества, рациональности методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований;

4) разнообразием уроков, нестандартным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, решением проблемных ситуаций, использованием технических средств обучения (интерактивная доска, компьютер и др.), наглядных пособий, разнообразием устного упражнений;

5) активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы;

6) использованием различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов, зачетов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом;

7) разнообразием домашних заданий. Например, предложить ученикам написать сказку о геометрической фигуре, стихотворение о дроби, степени;

8) установлением внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве. [3, c .15]

Ребята очень ответственно и старательно готовят и проводят устную работу на уроках. При выполнении таких заданий они прикладывают немало усилий, так как нужно придумать такие задания, чтобы классу было интересно, чтобы задания соответствовали теме урока.

Насыщение уроков разнообразными, занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить возможность самостоятельно решать возникающие задачи. Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов. Дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.

Задания были подобраны из замечательных книг, в которых много интереснейших заданий:

Вот для примера некоторые задания из этих книг.

Положено пять спичек ( | | | | | ). Прибавить к ним еще пять спичек так, чтобы получилось три.

Спичечный рак ползет вверх. Переложить три спички так, чтобы он полз вниз.

Построена фигура, показанная на рисунке. Переложить в ней пять спичек так, чтобы получилось три квадрата.

Читайте также:  защемление грудного нерва какие упражнения делать

Из шести спичек составить четыре равных равносторонних треугольника. [7, c.190, 6, c.100]

Таким образом, с помощью устных упражнений у школьников могут быть сформированы определенные качества мышления, твердые навыки рационального учебного труда, развит познавательный интерес к математике.

Бантова, М.А., Бельтюкова, Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение 2004-335с.

Борода, Л.Я., Борисов, А.М. Некоторые формы по привитию интереса к математике. //Математика в школе. 2005– с.39-44

3. Волошина, М.И. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках математики. //Начальная школа , 2009 №9 с15

4. Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка // Начальная школа, 2001 г. № 1

5. Игнатьев, Е.И. В Царстве смекалки. 4 изд. – М.: Наука, 1984. – 192 с.

6. Кордемский, Б.А., Ахадов, А.А. Удивительный мир чисел: (Математические головоломки и задачи для любознательных): Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.

7. 365 логических игр и задач (Умникам и умницам). – М.: АСТ–ПРЕСС КНИГА, 2005. – 288 с.

Источник

Устные упражнения на уроках алгебры как средство активизации мыслительной деятельности учащихся

Разделы: Математика

Содержание методической разработки:

  1. Цели использования устных упражнений на уроках математики
  2. Этапы урока, на которых могут быть использованы устные упражнения
  3. Содержание, степень сложности и форма устных упражнений
  4. Цикл устных упражнений по темам:
    1. Тригонометрические функции числового аргумента.
    2. Основные формулы тригонометрии.

Цели использования устных упражнений на уроках математики.

Одним из средств, способствующих лучшему усвоению математики, являются устные упражнения. С их помощью учащиеся отчётливее понимают сущность математических понятий, теорем, математических преобразований.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память, речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить больший по объёму материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявить ошибки учащихся.

Этапы урока, на которых могут быть использованы устные упражнения.

Приводимые в начале урока устные упражнения помогают учащимся быстро включиться в работу, в середине или в конце урока служат разрядкой после напряжения и усталости, вызванных письменной работой. В ходе выполнения таких упражнений учащиеся чаще, чем на других этапах урока, имеют возможность отвечать, сразу проверить правильность ответа. Решение устных упражнений обычно не требует большого объёма рассуждений и громоздких преобразований, отражая тем не менее важные элементы урока.

Содержание, степень сложности и форма устных упражнений.

Устные упражнения могут быть разнообразны по форме, содержанию и степени сложности, что определяет каждый учитель в зависимости от уровня подготовки класса. Это могут быть задания тренировочного, обобщающего и контролирующего характера, которые можно использовать при изучении нового материала, при закреплении, формировании умений и навыков, ликвидации пробелов.

Цикл устных упражнений

В данной разработке в качестве примера приводится подборка устных упражнений по темам “Тригонометрические функции числового аргумента” и “Основные формулы тригонометрии”.

Упражнения по теме “Тригонометрические функции числового аргумента” подобраны с целью повторения свойств тригонометрических функций, отработки навыка перевода градусной меры в радианную и наоборот.

При изучении темы “Основные формулы тригонометрии” приводятся примеры на основное тригонометрическое тождество, теоремы сложения и следствия из них, простейшие тригонометрические неравенства. (Приложение 1)

Источник

Adblock
detector