Меню

актерское мастерство упражнения бесплатно

10 полезных актерских упражнений для прокачки, которые ребенок может делать где угодно! И взрослый!

Актерское мастерство — это один из топовых навыков в современном мире! Ораторское искусство, расслабленное тело, влияние на людей, подвешенный язык, применение в различных ситуациях при взаимодействии с людьми — это все актерское мастерство. Полный комплекс! Меня часто спрашивают клиенты, а как мой ребенок может еще прокачивать навыки актерского мастерства, кроме как на занятии и уча дома тексты ролей? (Про это я рекомендую прочитать мою статью «Зубрежка текста- слезы актерской профессии» ) Я расскажу вам несколько эффективных и полезных упражнений, которые вообще полезно выполнять, даже если вы не занимаетесь актерским мастерством, но для актерского мастерства они имеют тройную эффективность! Кстати, их могут делать даже взрослые и во взрослой жизни они тоже будут полезны!

Упражнение 1. Разминка лица. На лице человека более 300 мышц! Это больше чем в любой другой части организма. Если их регулярно разминать, то они расслабляются. Если расслабляется большая часть мышц организма (на лице) — расслабляется большая часть нервной системы, снимаются зажимы, организм отдыхает и релаксирует. Поэтому, важно уметь расслаблять и напрягать лицо. Например, представьте что вы укусили кислый лимон, скривите и напрягите лицо на 10 секунд , сохраните эту «маску», потом постарайтесь полностью расслабить лицо. И так можно сделать 4 раза по 10 секунд. Это займет не очень много время, но принесет большую пользу и хорошее настроение. Можно гримасничать как угодно, строить рожи, изображать разные эмоции, задерживать их на лице, вытягивать мышцы. Удобнее всего делать утром и вечером перед зеркалом после чистки зубов. Чем полезно для актеров — снимает лицевые зажимы, тренирует каждую мышцу, ведь каждая за что-то отвечает: одна за мимику, другие за дикцию, третьи за артикуляцию. А все это важно в актерском мастерстве.

Упражнение 2. Сжатие мышц/расслабление. Для того чтобы привести тело в гармоничное состояние без зажимов и напряжения, нужно проработать все места, где они живут. Это простое упражнение рекомендуют все психологи, если вы чувствуете тяжесть в какой-то части тела, например шее, груди, горле, челюсти и любой другой. Упражнение эффективно и легко снимает зажим и тяжесть, и делать его можно абсолютно в любом месте. Принцип — нужно сильно сжать мышцу, удержать сжатие, потом её расслабить. Можно сжимать/разжимать одну мышцу, можно компоновать по несколько, можно сразу все тело (но тогда это будет заметно и вы не сможете делать это, например, на улице). Если делаете все тело сразу -сильно зажмите челюсть, плечи подтяните к ушам, грудную клетку выставите вперед, пальцы сожмите в кулаки, ягодицы втяните, колени тоже втяните, носки на себя. Сожмите все мышцы одновременно на 10 секунд, потом расслабьте на 10 секунд и так 4 раза. А после расслабьтесь полностью. Актерам это упражнение поможет почувствовать все тело, каждую мышцу, и снять зажимы. Зажимы есть у всех и в театральных вузах и актерских студиях активно работают над их снятием, чтобы актер владел своим телом. А взрослым просто расслабиться.

Упражнение 3. Снятие замков. Человеческое тело выдает много знаков и, например, наши скрещенные руки в разговоре с собеседником обозначают закрытую позу. Руки, скрещенные или собранные, сжатые и неудобные позы «нога на ногу» называются «замками». Чтобы произвести хорошее впечатление уверенного человека лучше все позы держать открытыми. Как я говорю детям « сбросили замки!». Смысл упражнения — замечать за собой замки (в метро, в автобусе, в разговоре) и сбрасывать их. Нужно сконцентрировать внимание на том, что сейчас мы замечаем за собой замки, (пока куда-то идем, сидим на уроке или в кинотеатре, или в течение какого-то времени, час — полчаса) и снимаем их, перестаем скрещивать руки, занимать позы «нога на ногу», скрючиваться, неудобно сидеть, разваливаться на стуле.

  • Концентрируем на «замках» внимание.
  • Тело непроизвольно делает «замок».
  • Мы замечаем этот «замок».
  • Снимаем «замок», делаем открытую позу.

Это упражнение поможет лучше контролировать и чувствовать свое тело, что очень важно для актера.

Упражнение 4. Наблюдение за людьми. Актеры- люди наблюдательные, ведь им необходимо постоянно перевоплощаться в других людей и играть другую судьбу. Где это брать? Везде! На улице, в метро, в магазине, в ТЦ! Смотришь на человека и наблюдаешь за его физическим и внутренним состоянием. Как двигается,о чем думает,кем работает и т.д. Можно еще самостоятельно придумывать и продумывать его судьбу. Нужно задавать себе вопросы, а почему он так одет, почему у него именно такая прическа, и пытаться находить причинно-следственные связи. Пытаться отыскать правду, а не сразу безоговорочно эмоционально оценивать «зеленые волосы- дурак», «зеленые волосы, таак маленький незаметный значок продиджи, значит поклонник группы, большой поклонник, раз волосы покрасил». Со временем это будет получаться все лучше и лучше и все больше будет правильной оценки. Тут важно подвергать самого себя сомнению, задавать много вопросов и не превращаться в старую бабку, которая всегда все знает и может, одарив взглядом, сказать, кто наркоман, а кто идиот.

Упражнение 5. Копилка эмоций. Оно похоже на упражнение наблюдение. Тоже изучаем людей, но теперь запоминаем и концентрируем внимание на их эмоциях. Смотрим, как люди грустят, веселятся, злятся, раздражаются, реагируют в разных ситуациях, как меняется их настроение и что на него повлияло. Наиболее яркие эмоции, реакции и ситуации можно и нужно потом использовать во время актерской работы на сцене, для своих ролей и персонажей.

Упражнение 6. Зеркалить людей. Вокруг этого «страшного» упражнения построена «страшная» техника НЛП, написаны миллионы книг и с его помощью можно всех загипнотизировать и захватить мир. Если серьезно, то оно так же полезно для изучения своего тела и эмоций и полученные навыки можно использовать на сцене и для создания образов. Нужно представлять, что вы отражение человека и пробовать повторить его жесты, мимику, движения, голос. Делать это нужно постепенно, а не сразу «перекривлять» человека со всеми яркими подробностями. Повторить громкость голоса, паузы между словами, частоту миганий глаз, положение рук, настроение и.т.п. Это тренировка постепенного актерского перевоплощения в собеседника. Она поможет накопить большой актерский багаж и использовать его на сцене. Вне сцены поможет настроиться на волну собеседника и эффективнее с ним взаимодействовать.

Упражнение 7. Йога в приложении в смартфоне. А вы знали, что о силе йоги еще писал сам Станиславский? Он считал её прекрасным способом развития физической силы актерского тела. И я в свой магистерской диссертации в Щепкинском институте посвятила главу йоге, как способу снятия психофизических зажимов. Предпочитаю йогу рассматривать без эзотерики, просветления и прочей космической фантастики. Как физкультуру, как прекрасную физическую зарядку и развитие гибкости. Как говорится «мы на столько молоды, насколько гибки». Для себя я нашла классное приложение для телефона по йоге для занятий дома по утрам. Называется Daily Yoga. Оно работает по платной подписке. Очень много программ и видео, программа считает сколько времени ты занимаешься, можно все тонко настраивать. Можно использовать детям с 7 лет. Для более маленьких лучше ходить на специальные занятия. И не советую погружаться в мантры, чакры и прочие трактовки йоги, никакой пользы сейчас от этого не будет. Ищите приложения и занятия, где упор на упражнения. В Daily Yoga упор именно на физкультуру и гибкость. Для актеров гибкость очень важна.

Читайте также:  как убрать бульдожьи щечки в домашних условиях упражнения

Упражнение 8. Изучение английского через приложения. Да, да, это тоже имеет отношение к актерскому мастерству. Почему? Потому что единственная причина по которой в Голливуде нет российских актеров или есть, но они играют бандитов или русских — это незнание актерами английского языка или неумение говорить на английском без акцента. Шварценеггеру со слезами удалось побороть свой немецкий акцент, хотя первый его полнометражный фильм создателям пришлось переозвучивать, но ни одному российскому актеру пока этого не удалось. Возможно, ваши дети станут первыми, если будут активно заниматься английским. Ведь получилось же у немцев, китайцев, французов и прочих народов. Даже если ребенок учит английский в школе или на доп. занятиях, скачайте ему приложение и пусть сидит не в ютубе, а делает упражнения. Мне, например, очень нравится то, что делает компания Puzzle English. У них очень крутые структурированные приложения. Метод Титчера для основ и грамматики, сам Puzzle English для переводов и упражнений, Сериалы. Для актера-ребенка изучение английского открывает огромные перспективы.

Упражнение 9. Учить наизусть стихи и монологи. Используя смартфон, учим любые стихи и монологи. Делаем закладки на сайты с понравившимися стихами и в свободное время учим и повторяем. И это помимо основных текстов ролей! Это не только развивает память, но и всегда на кастингах и пробах поможет произвести хорошее впечатление. Режиссеры любят спросить, «а прочти чт- нибудь» и тут вы готовы. Во-вторых, у ребенка это хорошо развивает речь и увеличивает запас слов. Очень полезное применение смартфона для актера, иметь там запас закладок и заметок со стихами и монологами.

Упражнение 10. Видеть что-то прекрасное. Как легко ко всему привыкнуть, даже к хорошему. И как легко мы замечаем все плохое. Прекрасный мой учитель Виньямин Михайлович Фельштинский один раз дал прекрасное задание «каждый день увидеть что-то прекрасное!». Это не просто увидеть какое-то красивое платье или девушку. Это увидеть, например, почки растений, луч солнца, который искажается через стекло. Мелочи и детали в которых много прекрасного. И так я находила каждый день что-то прекрасное. Это не только тренирует наблюдательность, но и чувственно воспитывает глаз и душу артиста. Не забывайте про это упражнение и делайте хотя бы раз в день, оно очень мощное.

Все эти упражнения помогут молодому актеру заполнить свободные «дыры» времени и наполнить бытовые дела полезностью и дополнительной прокачкой навыков. Теперь можно ехать в автобусе и не просто праздно мыслить, а изучать людей и тем самым изучать актерское мастерство, сидеть в телефоне и учить стихи и английский, а не тупо созерцать информационный мусор миллионеров-блогеров. Вместо этого можно самому прокачать в себе харизму и навыки. Заполнить каждую минуту жизни пользой. Используйте эти упражнения в свободные минуты и станете профессионалом!

Эту статью можно показать своему актеру-ребенку, либо рассказать ему об этих упражнениях.

Источник

Актерское мастерство упражнения бесплатно

Упражнения, задания, игры для театральных занятий

Сидя в полукруге, дети по порядку ведут счёт, начиная с 1, но пропуская число 3, а далее все числа, которые делятся или оканчиваются на 3 (13, 23 и т.д.), вместо них говорят: «Ай да я!» Кто ошибся — выбывает. Можно провести соревнования между двумя командами.

«Ходьба с изменениями»

Дети встают в затылок друг другу. По команде — «раз» колонна движется по залу в том направлении, как стоят. По команде — «два» движение меняется на обратное направление, «три» — повернуться на 360 градусов и продолжать движение, «четыре» — скакать на одной ноге. Кто ошибся — выбывает.

Один ученик стоит спиной к остальным с закрытыми глазами. Другой подходит сзади к водящему, называет его имя и тихо садится. Голос можно изменять. Водящий должен угадать, кто к нему подходил.

«Изобрази птицу или животное»

Каждый ребенок задумает, в какое животное или птицу он хочет превратиться, и показывает в виде пантомимы. Другие угадывают: кто это? Первое условие — верить в превращение. Не улыбаться во время показа!

«Встреча двух детёнышей»

Представить себе, что детёныши двух разных животных первый раз вышли на прогулку и встретились. Они ещё не знают, с кем произошла встреча, поэтому стараются узнать друг о друге всё: кто он, где живёт, чем питается, кого опасается и т.д. Прежде чем войти в образ, нужно продумать все эти вопросы.

Сначала нужно вспомним, какие домашние животные обитают на деревенском дворе. У них у всех разные характеры. Даже животные одного вида этим отличаются друг от друга. Каждый ребенок получает карточку, где написано, кого он будет изображать, а остальные отгадывают, что это за животное, и определяют его характер.

Карточки: надменный индюк, трусливый кролик, голодный

поросёнок, злобный гусь, красавец павлин, бодливый козёл, рассерженный петух, ленивый кот, крикливый щенок, наглая ворона, юркий воробей и т.д.

Представить, что сцена — это чистый лист бумаги. Детям нужно нарисовать картину на заданную тему. Перед тем, как выйти на сцену, нужно решить, кто он и что будет делать. Когда один из учеников примет им задуманную позу, то другие должны угадать, что он делает. Можно изображать и неодушевлённые предметы: камень, дерево и т.д. Условие; нельзя повторяться.

Темы: «На речке летом», «В лесу», «На спортивной площадке», «В огороде», «В городском парке».

Выбирается короткая сказка или история, где действие происходит в одном месте, и прочитывается вслух один-два раза. Распределяются роли, и исполнители приглашаются на сцену. Диктор (рассказчик) произносит текст, несущий информацию о действиях героев, «актёры» появляются из-за кулис и последовательно исполняют всё, о чём говорится. Читать нужно чётко, делая паузы достаточные для выполнения действий. Прямая речь тоже идёт от рассказчика.

Это очень эмоциональное по характеру и простое для ребят задание, которое подводит их к работе над драматургией произведения, её законами и в итоге — постановке спектакля.

На занятиях готовится много номеров с «дрессированными животными». Сначала решается, какие это будут номера. Затем назначаются ответственные дрессировщики, «отбираются» движения, которые будут выполняться «зверями», и определяется их очерёдность в номере.

Что же могут делать животные? (каждому даётся имя):

«Собачки» — отзываться на кличку, танцевать, кружиться, переворачиваться боком, ходить на задних лапах, положив передние на плечи другой, играть в чехарду, решать задачки.

«Обезьяны» — визжать, дурачиться, почёсываться, водить хоровод, пародировать — как ребята ведут себя в столовой, на перемене, прыгать через скакалку, хлопать, сидя на полу, подпрыгивать на ягодицах.

«Медведи» — кувыркаться, танцевать в парах, боксировать, играть с мячом, приносить ту или иную вещь.

«Кошки» — умываться, потягиваться, играть с клубочком, ходить на задних лапах, переворачиваться боком, ходить между ног дрессировщика, крутить обруч.

«Тигры» — вставать на задние лапы, рычать, драться, прыгать через палку и друг друга, прыгать через обруч, отбивать мяч.

«Морские котики» — ползать, опираясь на передние лапы, кланяться, играть с воздушным шариком, переворачиваться боком.

«Зайчики» — прыгать, барабанить, играть в чехарду, прыгать с поворотами.

«Попугай» — кланяться, бегать по жёрдочке боком, переговариваться, решать задачки, отвечать на вопросы.

Нужно пройти по сцене и сесть, потом встать и пройти уже в образе того или иного человека: очень старого, больного, раненого, к кому-то подкрадывающегося, что-то ищущего, от кого-то спасающегося и т.д.

Вообразить себя представителем той или иной профессии и при помощи искусства пантомимы показать его в работе. Вспомнить, кто по профессии родители или знакомые. Зрители должны догадаться, кого участник изобразил.

Читайте также:  эспандер для внутренней поверхности бедра упражнения

Артисты гримируются перед зеркалом. Дети встают в парах, лицом друг к другу. Один из них артист, а другой — зеркало. «Зеркало» внимательно следит за движениями «артиста» и повторяет их зеркально. Движения должны быть плавными и неторопливыми.

Что может делать артист? Надевать парик, укладывать волосы, класть на лицо тон, подводить брови, красить ресницы и губы и т.д.

Между детьми воображаемое окно с очень толстым стеклом, через которое звуки не проходят. Один хочет что-то сказать товарищу. Каждому надо заранее решить, что он собирается сообщать партнёру. Для этого он может артикулировать губами, писать воображаемые буквы на стекле, объяснять на пальцах. Партнёр должен его понять и ответить подобным же образом.

Детям нужно представить себя, что они настоящие артисты цирка. Это канатоходцы на проволоке, тяжеловесы, боксёры, фокусники, жонглёры, наездники на лошадях, акробаты, клоуны, гимнастки. Перевоплощение будет полным, если дети научатся работать с воображаемыми предметами.

«Массовые сценки» (этюды-импровизации)

Это задание подводит учеников к профессиональному пониманию драматургии. Оно включает в себя комплекс умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, позволяющих «показать» своего персонажа в зависимости от места и времени действия, его желания. Сначала выбираются места действия, уже знакомые детям по сценической работе. Например, представляются следующие сценки: «В зале игровых автоматов», «В ателье готового платья» (кто-то может изображать манекенов), «В троллейбусе», «В магазине», «На уроке», «На вещевом рынке», «Вбиблиотеке», «На почте», «В парикмахерской», «В фотоателье» и т.д. Когда место выбрано, делается выгородка-декорация. Обсуждаются вопросы:

«Кого вы хотите представить? Как должно выглядеть сценическое место в той или иной игровой ситуации?» Распределяются роли, подбирается реквизит.

После просмотра проводится анализ сценок учениками-зрителями и учителем.

Класс делится пополам, и обе группы выбирают себе режиссёра и подбирают для инсценировки хорошо известную сказку, распределяют роли. Можно изображать и неодушевлённые предметы. Требуется говорить своими словами, а самое главное — сохранять сюжетную линию!

«Одновременный поклон, хлопнуть в ладоши»

Всем сразу или одной группе даётся время, за которое дети должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, три секунды) снова хлопнуть и т.д. Хлопки можно заменить поклоном в пояс, подниманием рук или подпрыгиванием. Упражнение считается хорошо выполненным, когда всё выполняется одновременно, когда нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях.

Если стул превращают в мотор автобуса, то другие ученики могут «стать» пассажирами, кондуктором, помощником слесаря, товарищем шофёра и т.п. Когда зрители догадываются о содержании, месте и времени «превращения», каждый из зрителей может выдумать роль и дело для себя, но такое, чтобы «превращение», заданное первым исполнителем, стало более полным и выразительным. Каждый может стать помощником. Работу помощников следует оценивать: хорошо работает такой помощник, который, во-первых, не мешает главному исполнителю, во-вторых, нашёл себе неожиданное дело, в-третьих, выполнил его по правде, в четвёртых, его работа помогла и расширила эффект превращения.

Группе учеников (3-7 человек) предлагается «превратиться» в кусты, деревья, цветы, игрушки, инструменты, фрукты, овощи, ягоды, хлеб и т.д. Задание можно давать в форме: «Мы входим в. (пауза, собирается внимание). спортивный магазин. Раз. Два. Три. После команды «три» каждый из группы изображает предмет, меняя свою позу так, чтобы тело напоминало задуманный предмет. В этом упражнении тренируется смелость, фантазия, изобретательность, изобразительность. Ученик «корёжит» своё расположение в пространстве, как бы влезая в кожу заданного предмета. Например, чтобы изобразить гриб сморчок, мальчик садится на корточки, сжимается, вытягивается и делает мятое лицо-гримасу. Упражнение удобно для начала занятий; усложняется по линии более сложных слов-заданий.

«Делиться на команды»

Все играющие делятся на пары, хотя бы при помощи расчёта на 1-ый и 2-ой. Потом каждая пара предлагает ведущему выбор — солнце-дождик; поезд-самолёт; капуста-лук и т.п. Причём, эти слова нужно не сказать, а сыграть. Ведущий, отгадывая сыгранное слово, выбирает одного из пары и команду 1, другого — в команду 2 (воробьи — вороны) и вся группа разделена, причём партнёры имеют возможность хорошо запомнить друг друга.

С течением времени можно условиться о характере слов, например, только одушевлённые, или неодушевлённые предметы, или один такой, другой — иной. Прилагательные, цветы, события, писатели и т.п.

Эта игра даёт возможность каждому что-то сыграть, т.к. это нужно не само по себе, что многим кажется страшным, а как вспомогательное задание для деления на команды.

«Взять партнёра, меняться местами»

«Взять партнёра» — это значит связаться глазами с кем-то в группе, при этом нельзя пользоваться жестами, словами, только ловить взгляд так, чтобы связаться глаза в глаза. Тогда возникают пары партнёров, которым затем можно дать любое дополнительное задание — поменяться местами, задать друг другу вопрос, одному встать, другому сесть и т.д. Это упражнение удобно задавать и тогда, когда нужно по какой-то причине быстро изменить порядок распределения детей. Например, чтобы мальчики перемещались с девочками, достаточно дать цепочку команд; «Взяли глазами партнёра (пауза). Бросили этого партнёра, взяли другого (пауза).

В любой групповой работе важно уметь внимательно и спокойно общаться друг с другом. Важно и самому удерживать внимание на партнёре и замечать его внимание к себе. Начало этого умения будет тренировка быстро связываться взглядом (смотреть друг на друга). Стоящие в круге и сидящие связываются глазами и меняются местами. Далее можно просить связаться глазами группу в 3 — 4 человека и просить их встать одновременно. По мере тренировки задания следует усложнять: меняясь местами, задайте вопрос; поменяться местами вместе со стульями без грохота и стука; взять глазами первого партнёра, бросить, взять второго, бросить, взять третьего, поменяться местами со вторым и т.д.

«Упражнения со стульями»

Вся группа по команде; «Приготовились! Пожалуйста!», одновременно встала, подняв стулья, ставит их в виде какой-то фигуры и одновременно садится. Например; «Приготовились одновременно поставить стулья в полукруг лицом к двери! Пожалуйста!» Важно, чтобы не было никаких разговоров во время выполнения задания, никто не командовал, всеработали одновременно, приспосабливаясь друг к другу. За этим могут следить «судьи».

Постепенно фигуры можно усложнять, задавая поставить стулья кругом, квадратом, буквой Г, цифрой 3. Каждый раз следует обращать внимание на чёткость конца упражнения, чтобы все работающие именно одновременно сели на свои поставленные стулья.

Ученики передают какое-то слово шёпотом на ухо один другому так, чтобы все ученики в ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные «ловят» на слух, пытаются поймать, какое слово передаёт ряд. Сначала учитель спрашивает у тех, кто ловил, какое слово передавал ряд, потом — какое слово получил последний в линии передачи и, наконец, какое слово передал первый. Это упражнение можно проводить на русском и немецком языках.

«Ходить след в след»

Это упражнение на подстраивание к партнёру, идущему впереди себя. Ставить ногу можно только в освободившийся «след» идущего впереди, так идёт вся цепочка. Для оправдания можно выдумать, что идём через болото, или по грязи, или через ручей по камням, тогда можно не просто идти, а прыгать и выбирать, куда поставить ногу. Необходимо следить, чтобы идущий сзади не наступал на пятки впереди идущего, а дожидался, когда «след» освободится полностью. Когда упражнение выполняет только часть учеников, то другие могут следить за точностью выполнения.

Читайте также:  комплекс упражнений при сутулости для подростков

Подвижное упражнение для всей группы. Каждый следующий наступает в след предыдущего. Внимание и ориентация на поведение (шаги) другого лежит в основе театрального тренинга в этом упражнении. У новичков часто возникают трудности в выполнении этого простого задания. Важно повторять и тренировать тех, кто плохо с ним справляется. Это задание также может выглядеть как коллективный этюд «переход через болото» разными группами, с развитием этюда до «спасения» провалившихся и оказания помощи групп друг другу, сохраняя при этом задание ставить ноги след в след. Позже можно выбрать ведущих, которые выдумывают, где они, зачем и почему они так идут, какие на пути препятствия и т.д. В зависимости от задания должна меняться логика поведения, но сохраняться та же степень внимательности.

Эта традиционная детская игра на внимание. Ведущий называет существительные, играющие выполняют соответственно заданные движения: на летающий предмет, например, хлопают в ладоши или машут руками, на не летающий предмет — ничего не делают или прижимают руки вдоль тела. Кто ошибается, то вылетает из игры. Можно проводить игру на одушевлённые и неодушевлённые предметы, на чётные и нечетные числа и т.д.

«По правде и понарошку»

Сначала выполняется реальное «дело» — искать спрятанную в классе иголку, затем это делается «понарошку», т.е. выполняющий, зная, что иголки нет, ищет её так же, как искал по правде. «Дела» могут быть самыми разными; целить и кидать в цель мячик, мыть стены, поливать цветы, выметать пол, целиться, тренироваться: по правде, потом понарошку.

Сначала дети играют по правде, реально, водят и прячутся, а затем повторяют понарошку, т.е. играют будто бы играют в прятки, но так, чтобы никто не догадался, что понарошку.

Игра важна для развития навыков коллективной работы. Важно, чтобы все дети принимали в ней участие, по её характеру педагог сможет определить важные личностные свойства школьников.

Играть по правде и играть понарошку, повторяя во втором случае всё, что было в первом, в большом коллективе трудно, т.к. все друг от друга зависят. Сыграть игру — задача конечная. Чтобы было интересно смотреть, можно вносить новые события, происшествия, поступки.

1- ый этап — играем и повторяем элементы.

2- ой этап — играем один раз и восстанавливаем всё происшедшее в повторении.

3- ий этап — строим игру-спектакль.

Предлагается всем детям по сигналу на скорость выстроиться по алфавиту первых букв фамилий или имён участников.

Задание нужно выполнять молча. Задание возможно только в группе, где все знают фамилии друг друга и алфавит. В упражнении не следует допускать никаких разговоров, пререканий, споров (словами или жестами). Группа должна молча перемещаться, пока каждый не займёт своего места; когда ряд построен, «судьи» оценивает их работу, проверяет, предлагает.

Для театральной культуры важен настрой на совместную, коллективную работу. Это чувство связи необходимо в исполнительском театральном творчестве. Строиться можно по любому «правилу»: имена «на гласные», потом «на согласные» или «через одного», по алфавиту фамилий, по старшинству дней рождения и т.п.

Дети, сцепившись за руки «пишут» своим хороводом заданную педагогом букву; письменную Б, Е, Г, О, И, П, Л, Р, В и т.п. (печатные). До начала письма все должны стоять в хаотическом порядке, каждый сам по себе. Если детей много, то можно задать короткое слово, например: кот, як.

«Хоровод-письмо» — это упражнение выполняется легко, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет, т.е. знает, как начинать писать букву. Для такого хоровода, нужно 10-12 человек. Он даётхорошую разминку и согласованность движений, кроме того имеет задание — действие — результат, причём, коллективные равноправные действия и чёткий результат. В этом его польза как тренировка коллективной работы.

Как и упражнение на превращение вещи выполняется за счёт точного исполнения соответствующих действий. Ученик что-то делает в комнате, и мы понимаем, что это уже не комната, а лес, например, вокзал и т.д.

Это упражнение считается центральным театральным заданием первого этапа знакомства с актёрским творчеством.

Ребенок застывает в какой-то позе, и все видят как бы фотографию во время выполнения какого-то дела, например, рассматривание витрины, укладывание продуктов в сумку, выход из подъезда и т.п. Другие дети пытаются отгадать сфотографированное дело, но отгадать без слов. Они выходят, повторяют позу и продолжают действие, прерванное моментом фотографии. Естественно, что разные дети будут показывать разные действия. Все обсуждает, в чём один показ отличается от другого, какой более соответствует тому, что они видели. Можно продолжить это упражнение заданием «дополни» — первый задаёт свою фотографию, а второй, третий и т.д. «входит» в фотографию со своим пониманием первой позы, т.е. со своим представлением о сфотографированной истории, о том, что там должно и могло бы происходить ещё. Когда все желающие в фотографию вошли, даётся команда продолжать прерванное фотографией движение. Иногда получается, что один «живёт» в лесу, другой на кухне, третий — в гимнастическом зале. Получается своеобразная «чепуха», и дети хорошо это видят, иногда к великой радости всех участников вся картина оживает без нарушений жизненной логики.

«Сочинение сюжетов через костюмы»

Называются или вызываются два, три персонажа-костюма, дети выдумывают сюжет, объединяющий их: где, когда, чем началось, что произошло, чем кончилось. Важно, чтобы задание игралось с минимум словесного текста, весь упор — на происходящее, действие каждого из исполнителей.

Карнавальные костюмы позволяют развернуть работу по сочинению сюжетов-историй, действующие лица которых будут определяться «костюмами». Какая история-сюжет могла случиться между тигрёнком и колокольчиком? Какая

между мушкетёром и снежинкой? И т.п. Костюм даёт толчок для фантазии, а столкновение двух костюмов в одной истории направляет эту фантазию по определённому руслу, в результате чего часто возникает яркий исполнительский эффект. Детям удаётся сыграть довольно протяжённую сценку, импровизируя текст в предлагаемых обстоятельствахсюжета и характера. Первое сочиняется на занятии. Второе вытекает из требования особого поведения в костюме.

«Детские стихи по ролям»

Это упражнение — диалог в разных интерпретациях. Это репетиция сценок, но с выстраиванием разных исполнений и разных замыслов. Прорабатывается связь между ними, — если играть так, то общий смысл будет такой; если задумать третье, то играть надо опять по-другому. Для работы удобны диалоги из стихов Маршака, Барто, Заходера. Например:

— Заказное для Житкова.

— Извините, нет такого.

— Где же этот гражданин?

— Улетел вчера в Берлин.

Детям предлагается создать «живую картину» под названием базар, перемена, стадион, пляж и т.д. Картина — фотография. Затем каждый исполнитель определяет для себя, где он был, что делал за 1 минуту до фотографии и что будет с ним через минуту. Затем предлагается начать проживать ситуацию до момента фотографии, хлопок в ладоши педагога — фиксирует момент, затем хлопок, и ситуация разворачивается дальше.

Это упражнение сюжетно и объёмно по исполнению, но мобилизовав терпение и организационные способности, педагог сможет подготовить с детьми достаточно выразительные и зрелищные театральные номера.

Работа над «до» и «после» фотомига проводится для того, чтобы каждый исполнитель был в максимально живой и естественной ситуации в момент «стоп» — съёмка.

Массовую сцену можно усовершенствовать по законам мизансценирования, композиции. Можно «одеть» массовую сцену, подобрать реквизит. Если подготовить для показа то, что было «до» и «после», то потребуется сочинить слова.

Для работы над массовой сценой можно брать за основу произведения литературы.

Источник

Adblock
detector