Меню

актерское мастерство упражнение интонации

Методическая разработка занятия для театральной студии: «Интонация. Учусь красиво говорить.»

Работа с интонацией в нашей студии является одним из самых любимых и увлекательных работ: возможность попробовать перевоплотиться за считанные минуты из одного образа в другой только при помощи речи и интонации!

Моя методическая разработка опирается в первую очередь на возрастные особенности обучающихся: в детском возрасте от 7 до 11 лет очень интересно примерять на себя маски-характеры, маски-«типажи», особенно на втором году обучения, когда уже накоплен опыт работы в образе с осознанным использованием мимики и жестикуляции.

Особенно удачным в своей разработке я считаю упражнение «Скажи как. » или «Сыграю роль. » — в котором дети пытаются интонационно (при помощи мимики и жестов, конечно) воплотить заданный на карточке образ (Президента, волшебника, беззубой старушки, иностранца, военного и т.д.), и тем интереснее получается работа, чем неожиданнее выбор карточки (ребята тянут их «вслепую» — тоже любвый вариант игры на наших занятиях).

Место занятия в программе: предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов).

Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.

Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений.

Форма организации деятельности детей: фронтальная

Скачать:

Вложение Размер
Методическая разработка занятия 24.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «АРЛЕКИНЫ» НА ТЕМУ «УЧУСЬ КРАСИВО ГОВОРИТЬ: ИНТОНАЦИЯ»

Место занятия в программе : предусмотрено на втором году обучения в разделе «Техника и культура речи. Ритмопластика» (28 часов) в теме «Учусь красиво говорить»: интонация, динамика, темп речи» (12 часов)

Тип занятия: Усвоение новых знаний

Вид занятия: учебное

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель занятия: познакомить учеников с таким выразительным средством речи как интонация.

Форма проведения занятия: Беседа с элементами игры, применением упражнений .

Форма организации деятельности детей: фронтальная

Используемые технологии: игровые технологии, технология «Обучение в сотрудничестве», личностно-ориентированные технологии

Электронные образовательные ресурсы :

  1. Приветствие. Традиционное приветствие «Жест — Привет!» — каждый ребенок по очереди называет свое имя, сопровождая его любым жестом, все хором повторяют, и так до завершения полукруга .
  1. Разминка. Упражнения на три вида выдыхания (http://nsportal.ru):
  1. Спокойное, плавно звучащее : свистит ветер-с-с-с-с- Шумят деревья- ш-ш-ш- Летит пчела – ж-ж-ж-ж… Пищит комар – з-з-з-з-з-з-з-з…
  2. Волевое, но сдержанное : работает насос – с-с-с-с! Метет метель – ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель – з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
  3. Эмоциональное в быстром темпе: кошка сердится – Ф! Ф! Ф! Пилит пила – С! С! Заводится мотор – Р! Р! Р! Р! Р!
  1. Беседа «Интонация – что это» (краткий перечень вопросов):

— Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица?

— Можно при помощи голоса можно передать настроение?

(Правильно, нужно изменить интонацию) .

Что же такое интонация? Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон .

4. Тренинг «Скороговорки» + Упражнение по карточкам на отработку интонации.

Вспоминаем скороговорку « Купила каракатица кружевное платьице », четко произносим её, с разной скоростью и громкостью. Отрабатываем коллективно и индивидуально. Отработав, начинаем попробовать произнести её с разной интонацией ( вытягивание карточек , на которых обозначена заданная интонация ):

5. Беседа «Виды интонации»

Какие вы знаете виды интонации ? ( повествовательная, вопросительная, восклицательная)

Чем характерна повествовательная интонация? Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт.

Что называют вопросительной интонацией? Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Чем отличается восклицательная интонация? Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает говорящего отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций человека.

Основные элементы интонации. (Вспоминаем элементы интонации, даем им определения, записываем в тетради. Ударение — выделение слога в слове силой голоса. Пауза – это краткий перерыв в звучании, речи, тембр – это окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность, темп – это скорость движения)

6. Игра на отработку интонации: «СЫГРАЮ РОЛЬ»

Пробуем, насколько вы владеете своей интонацией. Нужно сказать Я ПРИВЕТСТВУЮ ВСЕХ ВАС! от таких образов (по указанию преподавателя) :

как беззубая древняя бабуся,

как президент страны,

как военный рапортует,

как колдунья колдует,

как иностранец с акцентом

7. Вывод . Подвести детей к выводу : «Изменяя интонацию голоса, одну и ту же фразу можно произносить по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение, это умения очень важно в актерском мастерстве» . Почему?

Источник

10 полезных актерских упражнений для прокачки, которые ребенок может делать где угодно! И взрослый!

Актерское мастерство — это один из топовых навыков в современном мире! Ораторское искусство, расслабленное тело, влияние на людей, подвешенный язык, применение в различных ситуациях при взаимодействии с людьми — это все актерское мастерство. Полный комплекс! Меня часто спрашивают клиенты, а как мой ребенок может еще прокачивать навыки актерского мастерства, кроме как на занятии и уча дома тексты ролей? (Про это я рекомендую прочитать мою статью «Зубрежка текста- слезы актерской профессии» ) Я расскажу вам несколько эффективных и полезных упражнений, которые вообще полезно выполнять, даже если вы не занимаетесь актерским мастерством, но для актерского мастерства они имеют тройную эффективность! Кстати, их могут делать даже взрослые и во взрослой жизни они тоже будут полезны!

Упражнение 1. Разминка лица. На лице человека более 300 мышц! Это больше чем в любой другой части организма. Если их регулярно разминать, то они расслабляются. Если расслабляется большая часть мышц организма (на лице) — расслабляется большая часть нервной системы, снимаются зажимы, организм отдыхает и релаксирует. Поэтому, важно уметь расслаблять и напрягать лицо. Например, представьте что вы укусили кислый лимон, скривите и напрягите лицо на 10 секунд , сохраните эту «маску», потом постарайтесь полностью расслабить лицо. И так можно сделать 4 раза по 10 секунд. Это займет не очень много время, но принесет большую пользу и хорошее настроение. Можно гримасничать как угодно, строить рожи, изображать разные эмоции, задерживать их на лице, вытягивать мышцы. Удобнее всего делать утром и вечером перед зеркалом после чистки зубов. Чем полезно для актеров — снимает лицевые зажимы, тренирует каждую мышцу, ведь каждая за что-то отвечает: одна за мимику, другие за дикцию, третьи за артикуляцию. А все это важно в актерском мастерстве.

Упражнение 2. Сжатие мышц/расслабление. Для того чтобы привести тело в гармоничное состояние без зажимов и напряжения, нужно проработать все места, где они живут. Это простое упражнение рекомендуют все психологи, если вы чувствуете тяжесть в какой-то части тела, например шее, груди, горле, челюсти и любой другой. Упражнение эффективно и легко снимает зажим и тяжесть, и делать его можно абсолютно в любом месте. Принцип — нужно сильно сжать мышцу, удержать сжатие, потом её расслабить. Можно сжимать/разжимать одну мышцу, можно компоновать по несколько, можно сразу все тело (но тогда это будет заметно и вы не сможете делать это, например, на улице). Если делаете все тело сразу -сильно зажмите челюсть, плечи подтяните к ушам, грудную клетку выставите вперед, пальцы сожмите в кулаки, ягодицы втяните, колени тоже втяните, носки на себя. Сожмите все мышцы одновременно на 10 секунд, потом расслабьте на 10 секунд и так 4 раза. А после расслабьтесь полностью. Актерам это упражнение поможет почувствовать все тело, каждую мышцу, и снять зажимы. Зажимы есть у всех и в театральных вузах и актерских студиях активно работают над их снятием, чтобы актер владел своим телом. А взрослым просто расслабиться.

Упражнение 3. Снятие замков. Человеческое тело выдает много знаков и, например, наши скрещенные руки в разговоре с собеседником обозначают закрытую позу. Руки, скрещенные или собранные, сжатые и неудобные позы «нога на ногу» называются «замками». Чтобы произвести хорошее впечатление уверенного человека лучше все позы держать открытыми. Как я говорю детям « сбросили замки!». Смысл упражнения — замечать за собой замки (в метро, в автобусе, в разговоре) и сбрасывать их. Нужно сконцентрировать внимание на том, что сейчас мы замечаем за собой замки, (пока куда-то идем, сидим на уроке или в кинотеатре, или в течение какого-то времени, час — полчаса) и снимаем их, перестаем скрещивать руки, занимать позы «нога на ногу», скрючиваться, неудобно сидеть, разваливаться на стуле.

  • Концентрируем на «замках» внимание.
  • Тело непроизвольно делает «замок».
  • Мы замечаем этот «замок».
  • Снимаем «замок», делаем открытую позу.

Это упражнение поможет лучше контролировать и чувствовать свое тело, что очень важно для актера.

Упражнение 4. Наблюдение за людьми. Актеры- люди наблюдательные, ведь им необходимо постоянно перевоплощаться в других людей и играть другую судьбу. Где это брать? Везде! На улице, в метро, в магазине, в ТЦ! Смотришь на человека и наблюдаешь за его физическим и внутренним состоянием. Как двигается,о чем думает,кем работает и т.д. Можно еще самостоятельно придумывать и продумывать его судьбу. Нужно задавать себе вопросы, а почему он так одет, почему у него именно такая прическа, и пытаться находить причинно-следственные связи. Пытаться отыскать правду, а не сразу безоговорочно эмоционально оценивать «зеленые волосы- дурак», «зеленые волосы, таак маленький незаметный значок продиджи, значит поклонник группы, большой поклонник, раз волосы покрасил». Со временем это будет получаться все лучше и лучше и все больше будет правильной оценки. Тут важно подвергать самого себя сомнению, задавать много вопросов и не превращаться в старую бабку, которая всегда все знает и может, одарив взглядом, сказать, кто наркоман, а кто идиот.

Упражнение 5. Копилка эмоций. Оно похоже на упражнение наблюдение. Тоже изучаем людей, но теперь запоминаем и концентрируем внимание на их эмоциях. Смотрим, как люди грустят, веселятся, злятся, раздражаются, реагируют в разных ситуациях, как меняется их настроение и что на него повлияло. Наиболее яркие эмоции, реакции и ситуации можно и нужно потом использовать во время актерской работы на сцене, для своих ролей и персонажей.

Упражнение 6. Зеркалить людей. Вокруг этого «страшного» упражнения построена «страшная» техника НЛП, написаны миллионы книг и с его помощью можно всех загипнотизировать и захватить мир. Если серьезно, то оно так же полезно для изучения своего тела и эмоций и полученные навыки можно использовать на сцене и для создания образов. Нужно представлять, что вы отражение человека и пробовать повторить его жесты, мимику, движения, голос. Делать это нужно постепенно, а не сразу «перекривлять» человека со всеми яркими подробностями. Повторить громкость голоса, паузы между словами, частоту миганий глаз, положение рук, настроение и.т.п. Это тренировка постепенного актерского перевоплощения в собеседника. Она поможет накопить большой актерский багаж и использовать его на сцене. Вне сцены поможет настроиться на волну собеседника и эффективнее с ним взаимодействовать.

Упражнение 7. Йога в приложении в смартфоне. А вы знали, что о силе йоги еще писал сам Станиславский? Он считал её прекрасным способом развития физической силы актерского тела. И я в свой магистерской диссертации в Щепкинском институте посвятила главу йоге, как способу снятия психофизических зажимов. Предпочитаю йогу рассматривать без эзотерики, просветления и прочей космической фантастики. Как физкультуру, как прекрасную физическую зарядку и развитие гибкости. Как говорится «мы на столько молоды, насколько гибки». Для себя я нашла классное приложение для телефона по йоге для занятий дома по утрам. Называется Daily Yoga. Оно работает по платной подписке. Очень много программ и видео, программа считает сколько времени ты занимаешься, можно все тонко настраивать. Можно использовать детям с 7 лет. Для более маленьких лучше ходить на специальные занятия. И не советую погружаться в мантры, чакры и прочие трактовки йоги, никакой пользы сейчас от этого не будет. Ищите приложения и занятия, где упор на упражнения. В Daily Yoga упор именно на физкультуру и гибкость. Для актеров гибкость очень важна.

Упражнение 8. Изучение английского через приложения. Да, да, это тоже имеет отношение к актерскому мастерству. Почему? Потому что единственная причина по которой в Голливуде нет российских актеров или есть, но они играют бандитов или русских — это незнание актерами английского языка или неумение говорить на английском без акцента. Шварценеггеру со слезами удалось побороть свой немецкий акцент, хотя первый его полнометражный фильм создателям пришлось переозвучивать, но ни одному российскому актеру пока этого не удалось. Возможно, ваши дети станут первыми, если будут активно заниматься английским. Ведь получилось же у немцев, китайцев, французов и прочих народов. Даже если ребенок учит английский в школе или на доп. занятиях, скачайте ему приложение и пусть сидит не в ютубе, а делает упражнения. Мне, например, очень нравится то, что делает компания Puzzle English. У них очень крутые структурированные приложения. Метод Титчера для основ и грамматики, сам Puzzle English для переводов и упражнений, Сериалы. Для актера-ребенка изучение английского открывает огромные перспективы.

Упражнение 9. Учить наизусть стихи и монологи. Используя смартфон, учим любые стихи и монологи. Делаем закладки на сайты с понравившимися стихами и в свободное время учим и повторяем. И это помимо основных текстов ролей! Это не только развивает память, но и всегда на кастингах и пробах поможет произвести хорошее впечатление. Режиссеры любят спросить, «а прочти чт- нибудь» и тут вы готовы. Во-вторых, у ребенка это хорошо развивает речь и увеличивает запас слов. Очень полезное применение смартфона для актера, иметь там запас закладок и заметок со стихами и монологами.

Упражнение 10. Видеть что-то прекрасное. Как легко ко всему привыкнуть, даже к хорошему. И как легко мы замечаем все плохое. Прекрасный мой учитель Виньямин Михайлович Фельштинский один раз дал прекрасное задание «каждый день увидеть что-то прекрасное!». Это не просто увидеть какое-то красивое платье или девушку. Это увидеть, например, почки растений, луч солнца, который искажается через стекло. Мелочи и детали в которых много прекрасного. И так я находила каждый день что-то прекрасное. Это не только тренирует наблюдательность, но и чувственно воспитывает глаз и душу артиста. Не забывайте про это упражнение и делайте хотя бы раз в день, оно очень мощное.

Все эти упражнения помогут молодому актеру заполнить свободные «дыры» времени и наполнить бытовые дела полезностью и дополнительной прокачкой навыков. Теперь можно ехать в автобусе и не просто праздно мыслить, а изучать людей и тем самым изучать актерское мастерство, сидеть в телефоне и учить стихи и английский, а не тупо созерцать информационный мусор миллионеров-блогеров. Вместо этого можно самому прокачать в себе харизму и навыки. Заполнить каждую минуту жизни пользой. Используйте эти упражнения в свободные минуты и станете профессионалом!

Эту статью можно показать своему актеру-ребенку, либо рассказать ему об этих упражнениях.

Источник

Читайте также:  физические упражнения для детей второго года жизни
Adblock
detector