Меню

акробатические упражнения как средство развития гибкости

«Развитие гибкости и координации движений посредством акробатических упражнений»
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) на тему

Урок по теме: «Развитие гибкости и координации движений посредством акробатических упражнений». ФГОС основного общего образования второго поколения.

Скачать:

Вложение Размер
plan-konspekt_uroka_v_5_klasse_ivakina.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области с углубленным изучением отдельных предметов»

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5- Х КЛАССОВ

« Развитие гибкости и координации движений посредством акробатических упражнений »

учитель физической культуры

Ивакина Елена Николаевна

Тема: «Развитие гибкости и координации движений посредством акробатических упражнений »

Дата проведения: 20 января 2013 года

Место проведения : спортивный зал школы

Цель занятия: сформировать у школьников представление о «культуре движений», выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие эстетических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

формирование навыка систематического наблюдения за показателями физических качеств (гибкости, координации);

выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне.

Тип урока: совершенствующий

использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;

выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковый.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесный, наглядный, практический.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Инвентарь и оборудование: (козел, маты, свисток, магнитофон, флажки, шведская стенка).

  1. Построение, приветствие сообщение задач урока
  2. Игра на внимание «Класс,- смирно!»
  3. Строевые упражнения и перестроения: построение в две шеренги.
  4. Мотивационный блок.

Как вы думаете «Гимнастика» является Олимпийским видом спорта или нет? Где и когда состоялись тридцатые летние Олимпийские игры?

ответ: Лондон, Великобритания, 2012г.

А кого из выдающихся Белгородских гимнасток вы знаете?

Ответ: Светлана Хоркина. Многократная чемпионка России, Европы и мира, Олимпийских игр. 23 августа 2003 года на чемпионате мира в Анахайме Хоркина стала первой в истории женской спортивной гимнастики трёхкратной абсолютной чемпионкой мира.

1.Упражнения с разновидностями ходьбы и бега в медленном равномерном темпе

2.Комплекс общеразвивающих упражнений под музыкальное сопровождение.

3. Упражнения на развитие гибкости

Проверка осанки. Опрос самочувствия, настроения

Игру проводят учащиеся самостоятельно

Когда возникли первые соревнования?

Для чего проводятся Олимпийские игры?

Упражнения на восстановление дыхания

ОРУ проводят учащиеся.

1. Танцевальные упражнения, ритмические движения.

2.Обучение упражнениям в равновесии.

Кувырок вперёд – подготовительные упражнения по принципу максимальной безопасности выполнения упражнений.

Перекат в группировке в упор присев из положения, лёжа на спине .

Перекаты в группировке лежа на спине;

Перекаты из положения группировки, сидя на краю мата;

Перекаты в группировке из положения упора присев;

Перекат назад перекатом вперед – упор присев

Переворот через голову.

Сидя на полу, наклон вперёд, лбом коснуться коленей;

Сидя на пятках, наклон туловища вперёд, лбом коснутся коленей;

Из упора присев – упор, стоя согнувшись, перенести массу тела на руки;

Из упора стоя согнувшись – сгибание и разгибание рук;

Из упора присев – выпрямить ноги, поднять спину и одновременно согнуть руки, вернутся в исходное положение.

Составить комбинацию из ранее освоенных акробатических упражнений.

«Мост из положения, лёжа»; «Ласточка»; «Стойка на лопатках»; «Наклон вперед»» «Угол» в упоре сидя; «Прыжок вверх прогнувшись».

4.Повторить технику выполнения опорного прыжка: напрыгивание и отталкивание с гимнастического мостика двумя ногами с 3-5 шагов разбега с дальнейшим приземлением на обе ноги на мягкую опору.

Эстафеты с элементами гимнастики

а) передвижение в упоре сзади ( вперёд-«крабы», назад- «раки»);

б) «зайчики» упор, стоя согнувшись ноги врозь (толчком ногами);

в) «крокодильчики»: передвижения в упоре лежа на руках

( поочерёдно переставляя руки, ноги не помогают передвижению).

Эстафеты на скамейке:

а) в упоре присев на скамейке, как «зайчики»;

б) в упоре ноги врозь, руки на скамейке, как «лягушки»;

в) и.п. упор присев сбоку от скамейки, руки на скамейке, одновременно переставляя руки по скамейке, ноги вместе, согнувшись, переносим их (перепрыгиваем) вправо-влево через скамейку;

«Чехарда». Занимающиеся стоят в колонне по одному, ноги на ширине плеч, туловище наклонено вперёд, руки лежат на коленях. Расстояние между учащимися два шага. По сигналу последний участник перепрыгивает через впереди стоящего учащегося, опираясь руками о его плечи. Выполнение задание заканчивается, когда первый участник вернётся на своё место. При выполнении упражнения надо следить, чтобы расстояние между занимающимися детьми равнялось двум шагам.

«Туннель – парник». Занимающиеся во время движения поворачиваются налево и принимают положение упора лёжа. Последний участник по сигналу проползает под занимающимся и, встав первым, принимает исходное положение, когда первый участник вернётся на своё место

Учить ритмически, выполнять движения

Развивать координацию движения

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении акробатических упражнений Во время выполнения перекатов обращать внимание учащихся на необходимость постоянно контролировать скорость переката на лопатки и не допускать случайного переворачивания через голову.

Кувырок выполняется с обязательной опорой на руки и переносом тела через точку опоры

Выполнение кувырка вперед в целом: в упоре присев, руки поставить на уровне коленей; выпрямляя ноги, поднять спину и согнуть руки; прижать подбородок к груди (начало переворота через голову); не останавливая движения спиной, закончить отталкивание ногами; коснутся лопатками опоры; перекатиться в группировке в упор присев.

Страховка и самостраховка

Подбирать упражнения и составлять комплексы акробатической комбинации

Соблюдать технику безопасности при выполнении опорного прыжка, эстафет

Источник

Акробатические упражнения, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраст

М униципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

«Челядьлöн творчество шöрин»

содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй учреждение

Бабаева Анастасия Константиновна,

педагог дополнительного образования

В современной педагогике физическое воспитание определяется как педагогический процесс, направленный на совершенствование форм и функций организма ребенка, формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание психофизических качеств.

Цель физического воспитания определяется как воспитание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка; укрепление его здоровья. Воспитание психофизических качеств, важнейшим из которых является гибкость — необходимое условие полноценного развития ребенка.

Однако проблема развития гибкости у детей младшего школьного возраста остается актуальной и по сей день, так как в современных педагогических технологиях развитию гибкости у детей младшего школьного возраста не уделяется должного внимания.

По последним данным, число детей с нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиоз поражает в среднем 10-15% детей. В формировании правильной осанки основную роль играют позвоночные мышцы, окружающие его.

О влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей человека и оздоровление всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые: В.В.Белинович, Ж.Демени, Э.А.Городниченко, П.Ф.Лесгафт, Э.Я. Степаненкова. По их мнению движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А.Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других физических качеств, недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребёнка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.

В исследованиях М.Ф.Иваницкого, А.Н.Крестовникова, Л.Е.Лебедянской, А.А.Маркоросяна, Н.А.Пилосян и др. подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения сложными двигательными действиями в разных видах спорта и в процессе трудовой деятельности.

Несмотря на значимость гибкости для жизнедеятельности человека, особенности развития этого физического качества у младших школьников мало изучены. С одной стороны, физиологами В.А.Арслановым, Н.А.Бернштейном, С.И.Гальпериным, Ю.И.Данько, И.П.Павловым, И.М.Сеченовым доказано, что гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от врожденных биологических факторов. С другой, Б.А. Ашмариным, Е.Н.Вавиловой, доказано — при целенаправленном систематическом воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие гибкости.

Но при этом физиологическое значение гибкости заключается в том, что при достижении и удержании определенной позы, в мышцах активизируются процессы кровообращения и обмена веществ. Упражнения на подвижность в суставах позволяет сделать мышцы более эластичными и упругими, увеличить мобильность суставов, что способствует развитию координации, ловкости, быстроты, выносливости. По развитию гибкости определяется биологический возраст человека.

Также влиянии гибкости на совершенствование двигательных возможностей и оздоровление всего организма писали ученые: П.Ф.Лесгафт, Э.Я.Степаненкова. По утверждению Н.А.Бернштейна «гибкость — это качество, наделяющее человека умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности, использовать их, управлять ими».

Для развития гибкости авторы Л.Г. Верхозина, Л.А. Заикина предлагают включать нетрадиционные оздоровительные технологии и основные спортивно-развивающие виды упражнений с элементами ритмической гимнастики и акробатики. Такие занятия нацелены на увеличение двигательной активности детей, повышение функциональных возможностей организма. Предлагают использовать элементы акробатики, так как это позволяет поддерживать необходимый уровень развития целого ряда двигательных качеств и способностей, связанных с выполнением прыжков, вращений, равновесий. Акробатика – ценное средство развития гибкости, смелости, решительности, ловкости.

Анализ литературы показал, что, несмотря на наличие ряда исследований по развитию гибкости у детей младшего школьного возраста, в практике работы средних образовательных школ недостаточно используются элементы акробатики для решения данной задачи. В связи с этим возникает противоречие между задачей развития гибкости у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием элементов акробатики для ее реализации. Все вышесказанное и определило актуальность выбранной темы «Акробатические упражнения как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста».

Цель исследования: Выявить и научно обосновать возможности акробатических упражнений в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста.

— изучить теоретическое состояние проблемы развития гибкости у детей младшего школьного возраста;

— выявить уровень сформированности гибкости у детей младшего школьного возраста;

— подобрать комплекс упражнений для развития гибкости у детей младшего школьного возраста посредством использования акробатических упражнений и обосновать его эффективность.

Объект: развитие гибкости у детей младшего школьного возраста.

Предмет: акробатические упражнения как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: развитие гибкости у детей младшего школьного возраста будет успешным, если будет подобран, реализован комплекс акробатических упражнений для развития гибкости и обоснована его эффективность.

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1.Теоретическое состояние проблемы развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.

Следовательно, в целях совершенствования системы физического развития и образования дошкольников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.

Развитие физических качеств, важнейшим из которых является гибкость — необходимое условие полноценного физического развития.

Гибкость — это морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений. Ее измеряют по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах).

В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем развития гибкости предельно точны и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других физических качеств.

Тем не менее, проблема развития гибкости у детей младшего школьного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого физического качества. Некоторые программы по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями. В связи с этим была поставлена цель: выявить особенности развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

Гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого психофизического качества.

Исследования В.С. Фарфеля, показали специфическое воздействие статических упражнений на развитие гибкости. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц.

В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок.

В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости нужно целесообразно использовать статические упражнения.

Выполнение статических упражнений на уменьшенной площади опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных для взрослых и направленных на совершенствование физических и психических возможностей человека. Самая древняя из них — хатха-йога, в которой статические упражнения являются средством развития гибкости.

Холодов Ж.К. считает, что в структуре гибкости наиболее важными компонентами могут быть координация деятельности больших мышечных групп и мелких движений, дифференцировка и воспроизведение мышечных усилий, скорость и амплитуда движения.

Гибкость — это способность выполнять движение с максимальной амплитудой, важное физическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека. Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу.

Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости.

Возможный предельный размах движений обусловливается не только формой сустава и соответствием сочленяющихся поверхностей друг другу, но и другими индивидуальными особенностями суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказывают существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений.

Следует отметить, что, развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость.

Власова О. П. различает активную и пассивную гибкость :

Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная — отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера).

В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Козлов В.В. различает также общую и специальную гибкость :

Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость — это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки гибкости:

накопление разнообразных двигательных навыков и умений;

совершенствование способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Развитие гибкости школьников тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц и некоторые другие морфофункциональные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые массированным применением силовых упражнений, могут приводить к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости у дошкольников без соразмерного укрепления мышечносвязочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств.

Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.

Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей младшего школьного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости.

Степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности в суставах (особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных) Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости дошкольников, являются следующие:

— упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;

— чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

Для того чтобы дети могли анализировать структуру и характер выполняемых упражнений, правильно понимать причины возникновения ошибок, необходимо развивать у них способность к самоанализу разнообразных физических упражнений, с тем чтобы гарантировать достаточно полную амплитуду движений во всех направлениях, допускаемых строением опорно-двигательного аппарата. Хотя многие двигательные действия не требуют максимально возможной амплитуды движений, резерв гибкости имеет немалое значение — он служит одной из предпосылок экономичности движений, способствует освоению новых широко амплитудных движений, помогает избегать травм.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.

Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

В исследовании Т.А. Тарасовой подчеркивается, что в младшем школьном возрасте происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног. Кости развиваются значительно быстрее, чем мышцы и сухожилия, а значит, в периоды быстрого скелетного роста может происходить увеличение плотности сухожилий вокруг суставов и снижение гибкости. В связи с чем необходимо использовать средства, позволяющие сохранить оптимальный уровень гибкости и предотвратить возможные травмы. Сочетать в процессе физического развития детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями.

На протяжении длительного времени статические упражнения считались противоестественными природе ребенка-школьника. В процессе физического развития воспитания дошкольников используются в основном динамические упражнения.

Э.Я. Степаненкова исследовала возможности использования статических упражнений для развития статического равновесия у школьников.

В работе П.П. Буцинской, В.И. Васюковой, Г.П. Лесковой составление комплексов общеразвивающих упражнений осуществляется по анатомическому принципу: упражнения для мышц верхнего плечевого пояса и рук; упражнения для мышц туловища; упражнения для мышц ног и брюшного пресса. В системах, основу которых составляют статические упражнения, сочетание упражнений в комплексе осуществляется по принципу попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении напрягаются те мышцы, которые в предыдущем были расслаблены. Происходит равномерное распределение нагрузки, что способствует формированию правильной осанки. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний-разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах). Часто гибкостью называют подвижность в суставах (Б.А. Ашмарин).

Проблема развития гибкости привлекала исследователей с давних пор. Интерес к этому физическому качеству объясняется значением гибкости для выполнения любого двигательного акта.

Б.А. Ашмарин, Е.Н. Вавилова, Л.Е.Любомирский доказали, что при целенаправленном систематическом воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие гибкости. В исследованиях В.И.Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий в занятиях спортом (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности.

Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движени ям. Ги бкий человек красив с эстетической точки зрения, он никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, они у него предельно точны и рациональны. Это в значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы.

У гибкого человека двигательная основа любой деятельности разумна и логически обоснована. Люди, не обладающие гибкостью в достаточной степени, имеют пониженную способность мышц к растягиванию и повышенный мышечный тонус. Это приводит к координационным нарушениям в процессе выполнения движения. Негибкий ребенок тратит гораздо большее количество энергии, а значит, у него быстре е наступает утомление.

Травмы зачастую являются результатом недостаточного развития гибкости. Часто мы говорим о гибкости как о первостепенном по значимости качестве, влияющем на характер и результат определенной деятельности. Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результат ов. П рыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

Таким образом, изучение развития гибкости младшего школьника рассматриваются в трудах современных исследователей. Эта проблема привлекает многих педагогов, исследования которых показали, что развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других физических качеств.

1.2. Основы методики развития гибкости у детей младшего школьного возраста

Развитие физических качеств ребенка в школьном возрасте — необходимое условие его полноценного развития.

Одним из важнейших качеств, в наибольшей степени влияющих на здоровье ребенка является гибкость.

Необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта, а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности не раз подчеркивалась в различных исследованиях как зарубежных, так и отечественных авторов.

Несмотря на это, проблема развития гибкости у детей младшего школьного возраста остается актуальной. В современной системе школьного образования этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого физического качества.

Гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата во многом зависит от врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого физического качества.

Из имеющихся на сегодняшний день систем, направленных на совершенствование гибкости человека показал, что основу многих из них составляют статические упражнения. Самая древняя из этих систем — хатха-йога. Хатха-йога для детей — это, по большей части, комплекс гимнастических упражнений, способствующих укреплению детского организма. Это замечательный способ направить детскую энергию в русло оздоровления и укрепления организма. Более того, дети гораздо легче и быстрее, чем взрослые, принимают и выполняют всё новое.

Детская хатха- йога хороша еще и тем, что дети не только подвижны и быстро осваивают технику, они еще и лучше взрослых чувствуют свой организм. К тому же, взрослые зачастую отказываются выполнять определенные упражнения, мотивируя это тем, что не смогут: у меня болит рука, у меня болит спина и т.д. Таким образом они убеждают себя в собственном бессилии. Ребенок же делает, причем делает без страха – и у него получается. Получается у всех – просто не сразу, но ребенок не боится преград.

Ребенок также получает потрясающий заряд положительных эмоций и практики оздоровления.

В настоящее время также получила распространение система стрейчинга, суть которой состоит в том, что с помощью медленных и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Использование стрейчинга как системы упражнений, направленных на развитие гибкости и снятие мышечных зажимов, способствующих совершенствованию ощущений, познанию собственного тела и его деятельности, и на этой основе сознательному управлению движениями, приобретает особое значение в свете так называемой «соматической теории», создателем которой является американский врач Томас Ханна.

«Необходимо с самого детства формировать внимательное и сознательное отношение к телу ребенка, а через него – к своему внутреннему миру, — считает Томас Хана. Необходимо с детства привить детям ответственное отношение к себе, помочь им понять, как действует их тело, создать в теле способности двигаться с минимум усилий и максимум эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего понимания того, как тело работает. Важно формировать у них умение сознательного управления движениями, а через их воздействие – на психические процессы. Это уникальная способность человека, но её нужно развить с детства».

Доктор Томас Ханна считает, что гибкость — важное физическое качество, направленное на совершенствование не только тела, но и духа. Он разработал программу упражнений, обосновал роль соматических упражнений, цель которых — обеспечить контроль над движениями мышц, расслабить их. Предложенная им несложная гибкая программа физических и психологических упражнений требует совсем немного времени. Однако выбор времени выполнения этих упражнений зависит от биологических ритмов. В результате исследований он пришел к выводу, что наилучшее время для занятий — 18.00, поскольку именно к этому времени мышцы наиболее расслаблены и работоспособны. В отличие от физических упражнений, рекомендованных в физической культуре (рывковые, маховые), Т. Ханна разработал методику упражнений на развитие гибкости. Эта методика направлена на то, чтобы сохранить достигнутое и еще больше развить приобретенные качества. Программа построена по принципу постепенного усложнения; упражнения должны выполняться в медленном темпе с учетом многоступенчатой нагрузки на мышцы и анатомо-физиологических особенностей человека.

Многоступенчатая нагрузка дает возможность в медленном темпе — без болевых ощущений, вреда, травм — осуществить растяжку мышц. Доктор Томас Ханна утверждает, что когда ребенок научится говорить свободно, раскрепощено владеть своим телом, его социальная роль повышается. Правильное использование соматических и стрейчинговых упражнений открывает перед ребенком уникальные возможности: обеспечивает не только физическое здоровье на долгие годы, но и здоровье психическое, помогает познать и максимально реализовать свои возможности, формирует активную жизненную позицию, позволяет занять достойное место в обществе, самоактуализироваться, стать свободным, независимым, уверенным в себе.

Но применение их в неизменном виде в работе со школьниками, без учета физиологических особенностей детей, может нанести вред несформировавшемуся организму.

Специалисты выделяют младший школьный возраст как наиболее нестабильный период в физическом развитии. С одной стороны, в младшем школьном возрасте увеличивается амплитуда движений во всех суставных сочленениях, дифференцируются процессы напряжения и расслабления действующих мышц, развивается в связи с интенсивным морфофункциональным созреванием коры головного мозга способность ребенка осваивать сложную программу действий. С другой стороны, несмотря на хорошо развитые крупные мышцы туловища, и конечностей, активнее всего обеспечивающих вертикальное положение тела, слабо развитыми остаются связочные отделы позвоночного столба, мелкие мышцы шеи, груди, поясницы. В связи, с чем форсированное развитие гибкости без соразмеренного укрепления мышечно-связочного аппарата, может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки.

В младшем школьном возрасте происходит изменение пропорций тела ребенка за счет увеличения длины ног. Кости развиваются значительно быстрее, чем мышцы и сухожилия, а значит, в периоды быстрого скелетного роста может происходить увеличение плотности сухожилий вокруг суставов и снижение гибкости. В связи с чем, необходимо использовать средства, позволяющие сохранить оптимальный уровень гибкости и предотвратить возможные травмы. Сочетать в процессе физического воспитания детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями.

Статические упражнения для развития гибкости младших школьников целесообразно включать в комплекс общеразвивающих упражнений, который представляет собой систему специально разработанных движений и могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. В этом случае развитие гибкости будет осуществляться без ущерба для других видов двигательной деятельности. Кроме этого, общеразвивающие упражнения проводятся после непродолжительной подготовительной части, что положительно влияет на гибкость, так как, растяжимость разогретых мышц значительно выше.

При включении статических упражнений в комплекс общеразвивающих упражнений важно учитывать принцип попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении напрягаются те мышцы, которые в предыдущем были расслаблены. Таким образом, происходит равномерное распределение нагрузки, что способствует формированию правильной осанки.

Количество упражнений в комплексе для детей младшего школьного возраста составляет 6–7 упражнений. При этом статических упражнений должно быть не более 3-х, так как процессы возбуждения у детей младшего школьного возраста еще преобладают над процессами охранительного торможения, и большее количество статических движений приводит к утомлению и снижению интереса к занятию.

В процессе выполнения статических упражнений необходимо постепенно увеличивать время удержания поз с 3 до 10 секунд максимально.

Основой обучения детей физическим упражнениям является условно-рефлекторный процесс, происходящий в двигательном анализаторе. Обучение статическим упражнениям проводится по трехэтапной методике, разработанной А.В. Кенеман, Э.Я. Степаненковой.

На этапе углубленного разучивания упражнения большое значение имеют приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность, основанные на непосредственной помощи учителя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение тела.

С целью контроля и коррекции положения тела при выполнении статических упражнений на этом этапе мы применяем предметы и пособия, а также предлагали детям выполнять некоторые упражнения в парах.

На этапе закрепления и совершенствования навыка, связанного с выполнением статических упражнений, активно используются игровой метод. Включение статических упражнений в подвижные игры «Фигуры», «Слушай сигнал», «Затейники», «Море волнуется» создает возможность относительно точной дозировки физической нагрузки и желаемых локальных воздействий на организм. Выполнение статических упражнений в игровых условиях способствует совершенствованию и стабилизации навыка.

Выполнение статических упражнений, связанное с преодолением мышечного напряжения, должно быть осознанным, только тогда движение будет приносить радость и удовлетворение.

Использование в работе с детьми фотографий, картинок, на которых изображено, как выполняется то, или иное статическое упражнение, играет важную роль в формировании двигательного навыка. Дети младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают названия, общую характеристику акробатических упражнений.

Использование детьми статических упражнений в процессе самостоятельной двигательной деятельности позволяет поддерживать достигнутый уровень гибкости. Для повышения интереса к выполнению статических упражнений для большинства из них было придумано словесное сопровождение.

Внесение проблемной ситуации в двигательную деятельность, связанную с выполнением статических упражнений, позволяет ребенку самостоятельно осмыслить, представить упражнение, что, в свою очередь, способствует сознательному усвоению и закреплению в памяти. Успешное овладение новыми формами движений укрепляет уверенность детей в своих силах, формирует у них положительное отношение к занятиям физической культурой.

1.3.Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста посредством использования акробатических упражнений

Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «подымающийся вверх», «подымающийся ввысь». От этого слова в дальнейшем образовалось понятие «акробатика». В наше время слово «акробатика», «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и гибкости.

По мнению С.В. Кожевникова упражнения в акробатике являются эффективным средством развития и совершенствования физических и морально-волевых качеств детей школьного возраста.

Акробатика предупреждает травматизм, т. к. учит владеть своим телом, группироваться при падении во время ходьбы, бега, катании на лыжах и, как все физические упражнения, способствуют концентрации внимания, развитию волевых качеств, что крайне необходимо для успешного раннего обучения. Так же она развивают гибкость, вестибулярную устойчивость, совершенствуют координацию и точность движений. С их помощью можно развивать умение действовать экономно, проявляя необходимый в конкретных условиях уровень быстроты, ловкости.

Акробатика — незаменимое средство в борьбе со смещением внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократным повторениям различных переворотов, кувырков и т. д. организм ребенка растягивается и все меньше и меньше реагирует на необычные положения тела.

Дети, регулярно занимающиеся акробатикой, отличаются равномерно развитой мускулатурой, красивой осанкой и походкой. Особенно важно, что акробатические упражнения обеспечивают эластичность мускулатуры плечевого пояса и верхних нижних конечностей. Это характеризуется быстрым бегом и легким преодолеванием препятствий, влезать по канату, лестницам. Среди средств акробатики имеется много общеразвивающих элементов, благодаря которым занимающимся нетрудно овладевать перечисленными навыками. Так же развивается гибкость спины, т.к. попадая в школу, ребенок должен длительное время выдерживать нагрузку тем самым подвергая спину на развитие сколиоза. Большое внимание уделяется общеразвивающим элементам, выполняемым индивидуально и в парах, а также с предметами: гимнастическими палками, гимнастическими скамейками, скакалками, большими и малыми мячами, обручами. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей организма детей. При освоении новых двигательных навыков придумывается образный рассказ, хорошо понятный по содержанию. Осваивая группировки и перекаты, дети могут изображать колобка, мячик, калачик, кошку и собаку, лодочки, качалки и т.д., что создает благоприятные движения для развития гибкости. Гавердовский Ю.К. считает, что занятия должны проводиться в игровой форме: Детям дается задание «кто плотнее сделает калачик при перекате в группировке», кто при исполнении « рыбки» достанет до носа, кто лучше прогнется в «лодочке», у кого самый лучший мост.

Дети сами разбирают и оценивают правильность выполнения упражнений.

Элементы акробатики, которые способствуют развитию гибкости у детей:

полумосты из положения лёжа.

Равновесия: согнутая нога впереди, в стороне; прямая нога впереди, в стороне, «ласточка».

Особая польза акробатики заключается в том, что она помогает совершенствованию подвижности суставов, то есть улучшения осуществлений опорной и двигательной функции.

Таким образом, здоровье во многом зависит от эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и т. д. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки — свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса. Поэтому задачи акробатических элементов для детей младшего школьного возраста состоят в следующем:

— сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника и подвижность суставов; укреплять способность мышц сокращаться, растягиваться и расслаб ляться; развивать чувство равновесия, чув­ство полета, способность легко владеть своим телом и т. д.; способствовать выполнению упраж­ нения легко, с равномерным дыханием (при начальной стадии обучения уп­ ражнения выполняются по 1-3 раза, но с задержкой данной позы и восста­ новлением дыхания); учить детей чувствовать и ощущать процесс своих движений (для этого необходимо соединять движения и со­знание, т. е. направлять свои мысли на выполнение конкретного движения);

Таким образом, з доровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и др. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки — свободное

манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса.

Гибкость важна не только для эластичности мышц и связок, но и для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Так же выяснилось, чтоб гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от врожденных биологических факторов и для её развития нужно целесообразно использовать статические упражнения. Следует учесть, что чрезмерное развитие гибкости, приводит к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости. И все же з начимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего, гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Ги бкий человек красив с эстетической точки зрения, он никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, они у него предельно точны и рациональны.

Из имеющихся на сегодняшний день систем, направленных на совершенствование гибкости человека показал, что основу многих из них составляют статические упражнения. Самая древняя из этих систем — хатха-йога, которая прекрасно подходит для детского организма. Важно осуществлять развитие гибкости с самого детства дать представление о том, как работает их тело. Использование отобранных статических упражнений значительно поможет расширить двигательный опыт, резерв условно-рефлекторных связей, на основе которых легче и быстрее будет развиваться не только гибкость, но и другие физические и психические качества. Повышается уровень эластичности мышц, укрепления мышечно-связочного аппарата. В этом поможет не только гибкость, но и акробатические упражнения. Элементы акробатики расширяют уровень развития гибкости и становятся причинами предупреждениями травматизма, (учит владеть своим телом) способствуют концентрации внимания, предотвращать развития сколиоза и д.т.

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе были использованы следующие методы научных исследований: анализ литературных источников. Было проанализировано 20 источников специальной современной литературы. На основе анализа литературы была актуализирована значимость гибкости в развитии детей младшего школьного возраста, подобраны контрольные упражнения для диагностики уровня развития гибкости, определены эффективные средства и методы развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

В исследовании будут использоваться следующие педагогические тесты:

Подвижность в плечевом суставе. Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад. Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем выше гибкость этого сустава, и наоборот. Кроме того наименьшее расстояние между кистями рук сравнивается с шириной плечевого пояса испытуемого. Активное отведение прямых рук вверх из положения лежа на груди, руки вперед. Измеряется наибольшее расстояние от пола до кончиков пальцев.

Подвижность позвоночного столба. Определяется по степени наклона туловища вперед. Испытуемый в положении стоя на скамейке (или сидя на полу) наклоняется вперед до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость позвоночника оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояние обозначается знаком «минус» (–), а если опускаются ниже нулевой отметки – знаком «плюс» (+). Результат (в см) измеряется от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Подвижность в тазобедренном суставе. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги: 1) в стороны и 2) вперед назад с опорой на руки. Уровень подвижности в данном суставе оценивают по расстоянию от пола до таза (копчика): чем меньше расстояние, тем выше уровень гибкости, и наоборот.

Исследование будет проводиться с сентября 2018 по май 2019 г. В нем примут участие девочки 7 лет СОШ № 22 г. Сыктывкара (экспериментальная группа) и Лицей № 1 г. (контрольная группа). В исследуемых группах было по 20 человек в каждой ( n =20).

Исследование будет проводиться в 2 этапа. Первый этап посвящен диагностической деятельности. Затем на протяжении 9 месяцев на учебно-тренировочных занятиях в экспериментальной группе будут использоваться специально подобранные комплексы акробатических упражнений, направленные на развитие гибкости, а контрольная группа будет заниматься по стандартной программе.

На втором этапе вновь будет проведена диагностика уровня развития гибкости. Начальные результаты исследования будут сравнены с конечными. Также будет проанализировано влияние акробатических на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.

Результаты произошедших за время эксперимента сдвигов будут сравнены методом математической статистики: будут вычислены средняя арифметическая , ошибка средней арифметической m . Достоверность различий будет определяться по t — критерию Стьюдента. Различия будут считаться достоверными при Р

З доровье во многом зависит от гибкости и эластичности позвоночника, подвижности суставов, мышечного тонуса и др. Вот почему так необходимо сохранять и развивать природные физические задатки — свободное манипулирование телом за счет гибкости позвоночника, подвижности суставов и мышечного тонуса.

Гибкость важна не только для эластичности мышц и связок, но и для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. Так же выяснилось, что гибкость как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующее степень подвижности его звеньев, во многом зависит от врожденных биологических факторов и для её развития нужно целесообразно использовать статические упражнения. Следует учесть, что чрезмерное развитие гибкости, приводит к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости. И все же з начимость гибкости не подлежат сомнению. Прежде всего гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им. Ги бкий человек красив с эстетической точки зрения, он никогда не растрачивает свои силы на лишние, ненужные движения, они у него предельно точны и рациональны.

Из имеющихся на сегодняшний день систем, направленных на совершенствование гибкости человека показал, что основу многих из них составляют статические упражнения. Самая древняя из этих систем — хатха-йога, которая прекрасно подходит для детского организма. Важно осуществлять развитие гибкости с самого детства дать представление о том, как работает их тело. Использование отобранных статических упражнений значительно поможет расширить двигательный опыт, резерв условно-рефлекторных связей, на основе которых легче и быстрее будет развиваться не только гибкость, но и другие физические и психические качества. Повышается уровень эластичности мышц, укрепления мышечно-связочного аппарата. В этом поможет не только гибкость, но и акробатические упражнения. Элементы акробатики расширяют уровень развития гибкости и становятся причинами предупреждениями травматизма, (учит владеть своим телом) способствуют концентрации внимания, предотвращать развития сколиоза и д.т.

Источник

Читайте также:  упражнения по русскому языку слова обозначающие количество предметов
Adblock
detector