Меню

адекватная двигательная активность это физические упражнения соответствующие

Влияние двигательной активности на формирование психосоматики ребенка

Вопрос влияния различных видов двигательной активности на психическое развитие человека давно привлекал внимание и изучался учеными с целью целостного познания человека в единстве физического и умственного развития.

Физиолог И.М. Сеченов связывал двигательные функции человека с функциями высших отделов центральной нервной системы. Он отмечал: «. Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».

Биолог и педагог П.Ф.Лесгафт в психологических исследованиях доказал, что в процессе освоения физических упражнений ребенок учится не только управлять движениями, но и также учится анализировать возникающие ощущения и впечатления. Ученый рассматривал физические упражнения не только как средство физического, но и интеллектуального и нравственного развития человека. Физическое и психическое развитие взаимосвязаны между собой в общем процессе развития личности с самого периода рождения ребенка.

Современные психологические исследования также отмечают, что разнообразные двигательные упражнения обеспечивают единство физического и умственного развития ребенка (Голощекина МП., Валлон А., Агеевец В.У., Венгер JI.A., Карпов Ю.В., и др.).

В современной детской психологии используется такое понятие, как психомоторика, поясняющее как «объективизация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями». Т.е. под психомоторикой понимается реализация психической деятельности через двигательную активность, что является особенностью развития ребенка в дошкольный период жизни.

Согласно данным науки психофизиологии двигательная активность с раннего возраста идет в параллели с развитием высших психических функций человека.

Движение является высокоэффективным возбудителем внимания, двигательными компонентами которого являются глазодвигательная активность. При осуществлении простейших действий с помощью зрения, осязания и других анализаторов ребенок вынужден учитывать характеристики используемых предметов (размер, форму, местоположение), ориентируя на них свои действия и регулируя свои мышечные усилия.

В то же время сенсорные системы, в первую очередь, зрение, оказывают значительное влияние на развитие двигательной сферы ребенка. Навыки сосредоточение глаз на предмете и слежение за движущимися предметами развиваются раньше двигательной активности по направлению к этим объектам. Дальнейшее же развитие двигательной сферы происходит с участие и контролем сенсорных систем. Осуществление двигательных функций является основой для развития представлений ребенка о времени и пространстве. Например, М.М. Кольцова отмечает, что представление порядка может возникнуть только на основании понимания последовательности действий, совершаемых ребенком.

В процессе онтогенетического развития головного мозга человека происходит усиление межполушарного взаимодействия, которое обусловлено ускорением процесса миелинизации нервных волокон мозолистого тела. У маленьких детей этому процессу содействует бимануальная координация, т.е. целенаправленные и сочетаемые движения двумя руками. А такое двигательное движение, как ползание, помимо стимуляции моторных зон коры головного мозга, также способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Согласованные движения перекрестных рук и ног (левая рука — правая нога), регулируемые противоположными полушариями мозга, способствуют развитию ассоциативных связей и создают условия для большего раскрытия потенциала мозга. При освоении данного движения у ребенка появляется потребность использовать одновременно оба глаза, и он начинает их сводить.

Ползание ребенка позволяет также развивать и тактильную чувствительность. Благодаря информации от проприорецепторов, которые сообщают о расположении частей тела человека относительно друг друга, у ребенка создается пространственное представление о своем теле, получившее название схемы тела. Именно на этапе ползания закладывается навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка.

Клинический психолог Е.С. Лебедева отмечает, что при недостаточно развитой координации движений, работы каждого полушария и межполушарного взаимодействия, у ребенка в школе возможны проблемы при письме: он пишет буквы в зеркальном отражении, имеет плохой подчерк и гряз в тетрадках. Таким образом, если пропустить данный этап физического развития, также будет пропущен важный этап развития мозга человека.

Читайте также:  большая шестерка упражнений с собственным весом

Проведенные исследования О.В.Фроловой на тему становления движений у нормальных детей и детей с аномальным развитием доказывают важность условий, в которых растет и развивает двигательную активность ребенок. Важными факторами для становления произвольных движений в дошкольном возрасте является игра и словесное сопровождение движения. Только в процессе игры движение может стать полноценным, а слово помогает упорядочить, сконструировать и организовать само движение. Авторы делают вывод о том, что для детей с аномальным развитием движение ведет за собой значительное расширение их возможностей, а также возникновение и развитие игры.

Психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец считают, что личность развивается в процессе деятельности, а для ребенка ведущей деятельностью является игра. Игровая деятельность выражается в таких движениях, как манипуляция игрушками, во взаимодействии с окружающими взрослыми, детьми и предметами. Чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

М.М.Кольцова, Е.А. Аркин и другие отмечают тесную взаимосвязь между двигательной и эмоциональной сферами, подчеркивая, что вызываемые движениями ощущения являются для ребенка ценными. Каждое исполненное движение, связанное с вставанием, ползанием, ходьбой и другие, вызывает у ребенка яркие эмоциональные реакции. В связи с эти потребность ребенка в двигательной активности рассматривается в качестве одной из основных и жизненно важных потребностей. При отсутствии необходимых условий для развития двигательной сферы у ребенка возникает эмоциональная вялость. М.М. Кольцова отмечает, что дефицит движения провоцирует формирование стереотипных движений (например, сосание пальцев, раскачивание тела вперед назад), которые в короткий промежуток времени становятся автоматическими, и которые сложно поддаются корректировке.

На развитие центральной нервной системы оказывают влияние афферентные импульсы от проприорецепторов, которые возникают при сокращении скелетных мышц. Например, на формирование моторной речи оказывают влияние движения пальцев рук: голосовые реакции детей 10-13 месяцев развиваются более совершенно при тренировке конкретных движений. При этом влияние проприоцептивных импульсов с мышц рук на созревание коры больших полушарий существенно только в детском возрасте, т.к. именно в данный период идет формирование речевой моторной зоны мозга.

В течение первых лет жизни ребенка формируется как понимание речи окружающих людей, так и собственная активная речь. При этом учеными, изучающими деятельность мозга и психику детей, выявлена взаимосвязь между развитием движения рук и речи.

В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи в большинстве случаев имеется при частичном недоразвитии моторики. А.В. Запорожец и др. ученые указывали, что произвольные движения формируются у ребенка при участии речи. Е.М. Мастюкова выявила корреляционную зависимость между динамикой развития моторики и речи у детей с церебральной патологией на всех этапах развития детей. По результатам электрофизиологическое исследование Т.П. Хризманом и М.И. Звонаревой было выявлено, что при выполнении ребенком ритмических движений пальцами значительно усиливается согласованная деятельность височных и лобных отделов мозга.

Исследования М.М.Кольцовой доказали, что пальцы рук имеют свое представительство в коре больших полушарий мозга человека. Она отмечает, что речевая реакция напрямую зависит от тренированности пальцев. Эти данные также подтверждаются закономерностями, обнаруженными американским ученым В.Пенфилдом: каждый участок двигательной коры связан с определенной частью тела, и области двигательной коры больше по площади у тех частей тела, которые выполняют более разнообразные функции. В его Карте двигательных и сенсорных зон коры головного мозга человека видно, что наиболее обширными являются зоны, управляющие мышцами кисти рук и мимическими мышцами.

В случае же функциональных или органических нарушений в отделах речевого аппарата возникают различные трудности в моторной деятельности, которые в дошкольном периоде препятствуют процессу обучения речи, а в дальнейшем приводят к различным ее расстройствам.

Читайте также:  остеохондроз грудного отдела лечение комплекс упражнений

Таким образом, рассмотрев вопрос влияния двигательной активности человека на развитие высших психических функций, можно сделать следующие выводы.

Многие исследования и мнения ученых подтверждают единство физического и умственного развития на базе формирования двигательной активности с раннего возраста. Выше было рассмотрено, каким образом двигательные функции ребенка обеспечивают формирование различных видов восприятия. Важным моментом является своевременное освоение такого двигательного акта, как ползание, поскольку оно стимулирует развитие моторных зон коры головного мозга и способствует улучшению межполушарного взаимодействия. Это, в свою очередь, закладывает навык ориентации в пространстве, и формируются предпосылки для овладения грамматикой родного языка. Было также отмечено, что чем разнообразнее выполняемое движение, тем больше информации поступает в мозг, и тем интенсивнее идет процесс психического развития ребенка.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что двигательная активность является одним их существенных факторов, оказывающих влияние на развитие высших психических функций ребенка.

Источник

Как физическая активность влияет на интеллектуальную деятельность

Есть обычная, понятная закономерность: во время физической активности к мозгу проливает кровь с питательными веществами и кислородом, а наш мозг потребляет огромное количество кислорода, он ему жизненно необходим. Но это не единственный эффект. Спорт и мозг связаны более сложным взаимовлиянием. Рассмотрим, какими.

Как спорт и физическая активность влияет на мозговую деятельность?

Умеренная, не разрушающая, физическая активность ведет к стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендритов).

Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе на обучение, мышление и память.

То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы.

Профессиональный спорт и мозг

Тогда, скажете Вы, профессиональные спортсмены (легкоатлеты, боксеры, лыжники) должны быть сверх интеллектуалами. И будете правы.

Возможности их развития действительно гораздо выше, чем возможности человека, который пролеживает все время на диване.

И, кстати, если Вы прочитаете биографии современных спортсменов, Вы увидите, что это разносторонние личности, которые много чем увлекаются и многие из них достигли значительных успехов вне спорта, просто об этом никому не известно.

Но есть две причины, почему далеко не все из профессиональных спортсменов проявляют высокие интеллектуальные способности. Во-первых, потенциал развития есть у каждого, а вот реализуют его не все. Личностные качества и ценности имеют не меньшее значение, чем наработанные навыки.

Если спортсмен привык после тренировок смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, то можно ли говорить о том, что он реализует свои возможности? Да и не всегда в тренировочном графике найдётся время на обучение, чтение и занятия.

Во-вторых, умеренные нагрузки в профессиональном спорте соблюдаются не всегда. В ряде случаев спортсмену регулярно приходится испытывать неимоверные усилия и напряжение. А это как раз только негативно сказывается на работе нервной системы. Поэтому не все является полезным.

Какие виды физической активности являются наиболее полезными?

Гимнастика

Любая даже самая щадящая гимнастика, которую вы выполняете регулярно, способствует улучшению кровообращения во всем организме, в том числе и в головном мозге. Способствует усилению питания мозга.

Читайте также:  какие делать упражнения для того чтобы ребенок перевернулся головкой вниз видео

Ходьба

Особенно на свежем воздухе благоприятная для обогащения клеток кислородом. А кислородное голодание для мозга равносильно деградации. Ведь именно мозг меньше всего может прожить без доступа кислорода.

Свежий воздух — это тот фактор, который имеет мгновенный эффект. Если Вы долго бьетесь над трудной задачей, попробуйте выйти на свежий воздух и медленно прогуляться. Как правило, во время таких прогулок приходит озарение и новые мысли.

Плавание

Сочетание нагрузки на все группы мышц в совокупности с дыхательными нагрузками благоприятно сказывается на кровоснабжении мозга и на его развитии. Плавание и ходьба — самые безопасные виды нагрузок, которые можно применять практически всем.

Дыхательная гимнастика

Снабжает голову кислородом, что во всех отношениях идет на пользу нашей памяти. Не требует дополнительного времени, можно выполнять между делами, в любой обстановке.

Статические упражнения с растяжкой и развитием гибкости, дополнительными дыхательными техниками обеспечивают развитие как тела, так и Вашего мозга.

Танцы

Любые виды танцев (парные и одиночные) — это превосходное занятие. Помимо всесторонней нагрузки на организм танцы хорошо тренируют координацию, владение телом, благоприятны для осанки часто поднимают нам настроение. И ещё тренируют эстетику движений.

Если Вам позволяет здоровье и время, то Вы можете заниматься любым видом спорта на любительском или полу профессиональном уровне: бег, лыжи, велосипедный спорт, атлетика и многое другое.

Игровые виды спорта (футбол, волейбол, теннис, бадминтон и другие)

Заслуживают отдельного внимания, поскольку сочетают в себе несколько важных моментов: физическую активность, множество положительных эмоций, тренировку внимания и скорости реакции. Также игровые виды спорта часто проходят на свежем воздухе, что крайне полезно для мозга. Поэтому играйте на здоровье!

Чего избегать при занятиях спортом?

Самое главное в любых занятиях физической активностью — это соблюдать ряд правил, чтобы физическое упражнение приносило пользу и не вредило.

  • В спорте не должно быть риска травм , особенно головы (бокс, боевые искусства, экстремальные виды спорта). Если Вы заботитесь о своем интеллекте и при этом желаете заниматься подобными видами спорта, старайтесь максимально обезопасить себя средствами защиты.
  • Занятия должны проходить в таком режиме, чтобы Вы не чувствовали полную истощенность. Хорошее занятие придаёт лёгкую усталость, которая после некоторого отдыха сменяется приливом сил.
  • Отсутствие сильных и частых экстремальных занятий . В некоторой степени экстремальные занятия возможны, но лишь изредка. Частые выброс гормонов стресса, в том числе адреналина вызывает активность нашего мозга, направленную на выживание. Наши же другие интеллектуальные ресурсы, важные для работы и учёбы, отходят на второй план. Вы, думаю, знаете, как трудно сосредоточиться, когда нервничаешь и боишься. Для хорошей работы внимания и памяти необходимо спокойное позитивное настроение. Помните об этом, если часто бываете в стрессовых ситуациях.

Как Вы видите, каждый может найти для себя подходящую физическую активность. Спорт и мозг, спорт и интеллектуальная деятельность замечательно сочетаются и дополняют друг друга. Помните, что любая минимальная активность уже лучше, чем её отсутствие. Даже пятиминутная гимнастика по утрам даёт свой небольшой, но ценный эффект.

Пожалуй, самая главная сложность — это выработать привычку регулярно заниматься . Прежде всего, я рекомендую попробовать разные виды деятельности и найти для себя самый приятный, комфортный, тот, что дарит максимум удовольствия.

Если Вы начнете заниматься с обилием положительных эмоций в комфортом темпе, то шансы на то, что привычка приживается, значительно возрастают.

Источник

Adblock
detector