Меню

75 упражнений на все правила русского языка 2 класс распечатать по листам

Сборник упражнений по русскому языку для 2 класса

Выбранный для просмотра документ сборник упражнений.docx

Сборник упражнений по русскому языку

Составаитель: Копытова Яна Александровна

Сборник упражнений по русскому языку. 2 класс. Сост.Я.А.Копытова – пгт Ачит: учитель начальных классов МКОУ АГО «Ачитская СОШ». 2018. -76с.

В системе начального обучения русский язык является одним из оснавных учебных предметов. Решить задачи, которые ставит перед учителем младших классов современная школа , можно только в том случае, если сам учитель обладает глубокими лингвистическими знанияи, развитой языковой интуицией и вкусом, способен видеть факты в системе, умеет правильно говорить и писать.

Процесс обучения ребёнка длителен и труден. В начале этого длинного пути вырабатывается умения работать с книгой, со справочными материаломи, закладывать основы для развития орфографической зоркости.

Цель данного сборника – дать учителям и родителям и родителям разнообразный материал по выработке твердых навыков грамотного письма.

Сборник упражнений по русскому языку предназначен для учеников 2 класса.

Основные функцпии сборника – развитие письменной и устной речи.

У пражнения могут включаться в различные этрапы уроков: на этапе изучения нового матенриала, на этапе закрепления новых знаний. Так же отдельным упражнениям может посвящаться целый урок. Например, урок-закрепление полученных знаний на предыдущих уроках, урок-изложение. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы как в классе на уроках русского языка, во время занятий в группе продленного дня, так и дома для занятий с родителямию

В сборник вошли упражнения:

Найди лишнее слово.

Найди лишнее словосочетание.

Тренируй логическое мышление.

Развивай быстроту реакции.

Развивай зрительную память.

Задания имеют практическую направленность и выполняются в целях уточнения, коррекции, упорядочения речевых навыков и умений учащихся.

Выполняя практические задания, учащиеся работают с различными упражнениями. Учаться пользоваться приемом скелетирования и другими правилами определения логического центра. Учаться находить связь между словами; подбирать слова подходящие по смыслу; расшифровывать; переставлять буквы в словах, что бы получить новые слова; востанавливать рассказы; исправлять ошибки; озаглавливать тексты; составлять из слов предложения; определять тему и главную мысль текста; подбирать антонимы и синонимы; определять границы предложения; расставлять слова в нужном порядке; составлят план.

Данный сборник уже был использован мною на уроках русског языка и развития речи в начальной школе во 2 классе. Он был применен с целью определения уровня развития речевой компетентности у обучающихся.

Хотельсь бы, чтобы данный сборник упражнений помог обучающимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.

Памятки для обучающихся

Раздел 1. Работа со словом

За окном запел…( петух). Мальчик чистит своё…(пальто). Стрекочет проворная…(сорока). Брату купили…(коньки). На горку бегут…(ребята). Столица нашей Родины…(Москва). Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь). и т.д.

Отгадай загадки. (Использовать для комментированного письма)

С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц). Телята гладки, привязаны к грядке. (Огурец). В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар). Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д

Ученик, учитель, ворона, воробей, корова, класс и т.д.

Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О.

Воробей, барабан, мороз, ворона….

«Первый слог потерялся» (На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги).

… рока, …роз, …рова, …бака, …то

Составить предложения с данными словами:

Барабан, аптека, рисунок, девочка.

Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.

Зима, мороз, коньки, каток. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь. Класс, учитель, ученик, дежурный.

Задания тесно связываются с изучаемой темой:

Подчеркнуть в словах звонкие или глухие согласные.

Расположить словарные слова в алфавитном порядке.

Записать слова, отвечаюшие на вопросы КТО? или ЧТО?

Записать слова, обозначающие действие предмета.

Образовать родственные слова.

Выписать слова со звонкой или глухой согласной на конце.

Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.

Волны тихо … у берега.

Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить.

Собака, силач, зеркальный, ворона, змея, город, угостить, качели, старик, рябина, стрела.

Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

м. ря — ____________

Кошке подходят клички: ______________________________________

Собаке подходят клички: ______________________________________

Напиши подходящие имена существительные.

Напиши подходящие имена прилагательные.

Напиши подходящие глаголы.

Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя – глаголы, волнистой линией имена прилагательные.

Воронята большие миксер

Синий ботинки метели

Тикают кораблик красивый

Пионы сочный макароны

Крутит уберёт щиплет

Запиши словарные слова на тему «школа».

р…сунок к…р…ндаш м…роз

ст…лица кв…ртира д…рога

п…нал к…ньки д…журный

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

Напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.

На стене в большой комнате висят старинные часы.

Вставь пропущенные буквы в словарные слова

Распредели слова по трём столбикам.

Солнце, солнечный, светить, чистота, чистить, чистый, победный, победа, победить, учитель, учительский, учить, день, дневной, шум, шумный, шуметь.

К существительным подберите подходящие имена прилагательные.

Подбери к именам прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Подчеркни все имена существительные.

Долина, долетел, доброта

Изрубить, изба, избить

Полоса, полено, полежал, поле

Найди в каждой строчке лишнее слово.

Озеро, море, облако, река, яблоко

Ветер, гром, молния, дождь, град

Весна, лето, осень, зима

Подчеркни имя существительное, которое является нарицательным, одушевлённым, женского рода

На коне, о Москве, у лисы, на кровати

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Лист…к, песоч…к, нос…к, кусоч…к, корабл…к, самолёт…к, звоноч…к, ореш…к, дожд…к, мост…к, куст…к.

Подбери к данным словам проверочные слова:

Раздели слова чёрточками для переноса:

Группа, мальчик, ёжик, лека, линейка, класс, окунь, завод, снег, восемь, утро, масса, карандашик, пенек, Анна, ручеек, сом, книжечка, пароход, малыш, моль, шёл, идти

Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы ( парные звонкие или глухие согласные).

Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

Перчатка, носки, каникулы, птицы

На конце каких слов не пишется ь , подчеркни их.

Помощ…, циркач…,ноч…, плащ…

Подбери к данным существительным синонимы.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дёт, неб…са, к…сяки, м…лькание, огл…нись, прол…вной, з…л…той, ст…б…лёк, др…в…сина, д…р…гой, х…х…тать, з…л…неть, б…р…жок, ве…ка, блю…це, тра…ка, гри…, пры…ки, оха…ка, скорлу…ка, окрес…ность, ус…ный, радос…ный, интерес…ный, вкус…ный, небес…ный, ненас…ный, ре…кость, килогра…, ко…екция, ра…каз.

Найди слова с «ошибкой», исправь и запиши верно.

Мидведь, копуста, карандаш, ципленок, цыркуль, малаток, платок, циган, цвитной, полянка, питерка, портфель, варабей, ученик, залотой, семья, обезъянка, тетрать, пошол, дождик, река томь, топор, кавёр, позванит, малоко, лета, срида, денек, лесёнок, лисник, чящя, чудо, капусный.

Раздел 2. Работа со словосочетанием.

Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге … (картинка).

Килограмм – это тысяча … (грамм)

Мать родимая — ….. любимая (Родина)

Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.

Выпиши из предложения словосочетания, подчеркни главные члены предложения

Маленький котёнок сладко спал на крыльце.

Выпишите словосочетания через запятую.

Город Москва. Мороз. Гора Памир. Шарф. Улица Советская. Красивый. Деревня Беляево. Собака Тузик. Жаркое лето.

Вставь пропущенные буквы. Запиши словосочетания.

Источник

Сборник упражнений по русскому языку для 2 класса

Чем ты будешь заниматься на уроках русского языка?

На уроках русского языка мы будем учиться красиво и грамотно писать, говорить.

Интересно узнавать о том, как устроен русский язык, почему слова не всегда пишутся так, как произносятся, а также увлекательно открывать секреты слов.

Русский язык – один из самых интересных школьных предметов.

Знаки препинания в конце предложения.

Как же устроен русский язык?

Слова – состоят из звуков.

Звуки на письме обозначаются буквами.

Предложения состоят из слов. Предложение выражает законченную мысль.

Текст состоит из предложений.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак . ? ! или …

Найди предложения и прочитай. Как ты определил, что это предложение?

Наша семья – это папа, мама, сестрёнка и я.

Бабушка, мама, школа, друг.

Прочитай текст. Паузой (остановкой) отделяй одно предложение от другого. Спиши предложения.

Начался твой второй учебный год. Ты уже умеешь читать и писать. Теперь перед тобой лежит широкая дорога в страну знаний. Смело шагай по ней!

Прочитай. Выпиши отдельные слова, а не предложения.

Читайте также:  упражнения для кишечника в домашних условиях при запоре

Цветы, погода, осень, небо.

Идёт урок русского языка.

Листья, зелёный, яблоко, лес.

Ребята, ученик, школа, перемена.

Прочитай предложения. Какие предложения являются пословицами? Выпиши их.

Грамоте учиться — всегда пригодиться. Наступила золотая осень. Кончил дело – гуляй смело. Чужим умом умён не будешь.

Прочитай вслух каждое предложение. Спиши. Ставь где надо точку.

Пришла осень уныло моросит дождь листья с деревьев опали птицы стали улетать в тёплые края.

Шесть мышат в камыше … . У ежа и ёлки колкие … . Коси коса, пока … .

Найди начало и конец каждого предложения. Спиши. Ставь, где надо точку.

Девочки мастерили кукол Оля шила кота Светлана делала петушка у Лиды получилась красивая лиса пришли малыши они смотрели сказку.

Произносить предложения можно по-разному. Когда о чём-то спрашиваешь, или рассказываешь, или выражаешь различные чувства, ты произносишь предложения с разной интонацией .

Прочитай с правильной интонацией.

А … Ого! Да. Мама дома.

А ! Ого… Да? Мама дома?

Что помогло тебе выбрать правильную интонацию?

Спиши. Поставь в конце каждого предложения нужный знак.

Варя и Миша любят читать сказки Ты любишь отгадывать загадки Молодец, Катя Куда ты идёшь

Прочитай текст. Спиши, расставляя недостающие знаки препинания.

Коля и Саша пошли в лес в кустах они нашли гнездо в гнезде

Над кустами кружилась и тревожно кричала птица она принесла пищу малышам мальчики отошли от гнезда

Прочитай текст. Спиши, расставляя недостающие знаки препинания.

Вот тропинка от дома к огороду тропинка узка Клава и Кира пошли на огород они насыпали торф вокруг груш Клава сажала помидоры Кира сажала гладиолусы Потом Клава и Кира поливали горох и укроп Как хорош наш огород

Звуки на письме обозначаются …

Предложения состоят из …

Первое слово в предложении …

В конце предложения ставят …

Текст состоит из предложений.

Предложения в тексте связаны по смыслу.

У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.

Прочитай. Где текст, а где отдельные предложения? Почему?

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Медвежата ели мёд. Солнышко ярко сияло. Саше подарили книгу сказок.

Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина. Обезьяна хотела поднять и просыпала 20 горошин. Она бросилась поднимать и просыпала все. Тогда она рассердилась, разбросала весь горох и убежала.

Прочитай текст. Выбери подходящее заглавие к этому тексту :

«В горах», «Весна в горах», «Навстречу солнцу».

Хорошо весной в горах. На зелёных склонах цветут цветы. Птицы поют. Каждый цветок раскрывается навстречу солнцу. Каждая птица поёт, подняв к солнцу раскрытый клювик! Хорошо!

Запиши заглавие. Спиши текст.

Прочитай текст. Озаглавь его. Спиши.

Майский жук – страшный враг леса и сада. Любимый обед жука – нежные молодые листики.

Сильный вред дереву наносит взрослый майский жук. Но не только он сам. Под землёй живут личинки жука. Они грызут самые молодые корни дерева. Дерево плохо питается и быстро засыхает.

Прочитай неоконченный текст. Придумай окончание этого текста. Спиши первые два предложения.

Жили-были мыши. И вот совсем не стало им житья от кота. Что ни день, то одну, то двух съест. Собрались мыши и стали думать, как от кота спастись…

Прочитай. Придумай начало сказки. Запиши заглавие и спиши текст.

… Только не было у них детей. И решили они слепить себе из снега внучку Снегурочку. Да такая славная вышла девочка! Стали они все вместе жить-поживать.

Прочитай. Подумай, в каком порядке надо записать предложения, чтобы получился текст? Запиши полученный текст. Озаглавь.

Пудель Артемон приносил булки.

Звери, птицы и насекомые любили её.

Мальвина была воспитанная девочка.

Мыши – сахар, сыр и кусочки колбасы.

Майские жуки приносили разные ягоды.

Каждый старался порадовать Мальвину.

Составь предложения из слов. Запиши предложения. Можно ли назвать это текстом? Почему?

Шуршат под опавшие ногами листья

Пень семейка облюбовала дружная старый опят

Прочитай. Как надо поменять местами части, чтобы получился текст? Спиши текст правильно.

Сейчас он на них охоту начинает.

Есть у Никиты деревянный тигр. Ещё есть крокодил резиновый и слон.

Вот спрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол.

Все предложения в тексте …

По заглавию можно определить …

Гласные и согласные звуки

Звуки а, о, у, ы, э, и произносятся с голосом. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие, называются согласными. Они могут произноситься с голосом и без голоса (с шумом ).

Согласные звуки, которые произносятся с голосом, называются звонкими согласными , без голоса – глухими согласными.

Согласных букв 21 : б, в, г, д , ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, й.

Прочитай. Спиши. Подчеркни гласные буквы.

Мы у нашего крыльца

Встали рядом у дорожки.

Запиши только те слова, которые начинаются с согласного звука.

Арбуз, кот, лиса, утка, собака, молоко, утро, пенал, коньки, ребята, гуси, овёс, индюк, весна, клён.

Из каждого слова «убежала» буква. Восстанови слова. Какая буква «убежала» : гласная или согласная?

Со…, гор…, лес…, гро…, ма…, бра…, карма…, све…, жу…, ды… .

Гласных звуков 6 : а, о, у, ы, о, э, и.

Гласных букв 10 : а, о, у, ы, о, э, и, я, ю, ё, е.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука : е (йэ), ё (йо),

Прочитай текст. Спиши. Подчеркни слова, в которых два звука на письме обозначены одной буквой.

Осенью ёжик выкопал под ёлкой ямку. Туда он наносил ягоды, грибы. Это был зимний запас ежа.

Прочитай текст. Спиши. Подчеркни буквы е, ю, я.

На Севере лето короткое. Недавно растаял снег. Но скоро опять полетят хлопья. Наденет белую шубу песец. Куропатка натянет «чулки» из перьев .Олень нарядится в зимнюю шубу.

Спиши пары слов. Подчеркни согласные буквы, которыми различаются эти слова.

Горка – корка, бить – пить, жар – шар, коза – коса, жить – шить, дом – сом, вить – лить.

Слова делятся на слоги. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Спиши. Раздели слова на слоги.

Ребята, ученик, класс, дежурный, парта, книга, карандаш, звонок, девочка, ученица, школа, урок, портфель, Оля, ручка, пенал, мел.

Напиши слова. Поменяй слоги местами. Напиши новые слова. Составь два предложения.

Насос, камыш, жилы, навес, банка.

Слова переносятся с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку .

Спиши, разделяя слова чёрточками для переноса.

Козы, овцы, заяц, петух, корова, деревня, собака, телята, медведь.

Выпиши слова, которые нельзя переносить.

Зима, весна, лето, осень, май, июнь, обед, обеды, ужин, этажи, этаж, Рая, класс, учу, Зоя.

Раздели слова чёрточками для переноса.

Ученик, учитель, улица, линия, уроки, ёлочка, умеет, новые, животное, игры, ёлка, читаю, старые, молния, милая, добрая, ёжики, яркие, купание, озеро, Елена, Алёнушка, Оля, гуляние, чай, лесная, морская, хорошая, иголка.

Обозначение мягкости согласных на письме

Буквы я, ё, и, ю, е показывают, что согласный перед ними мягкий.

Прочитай. Вставляй пропущенные буквы.

Взгляни на маленьких сов…т.

Малютки рядышком сид…т.

Когда не сп…т, они ед…т,

Когда ед…т, они не сп…т.

Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни мягкие согласные.

Л…да нашла кл…кву. Юра чинил кл…шку. Андр…ша н..с большой р…кзак. Андр…ша работает в саду. Он сажает т…льпаны, окапывает яблон… и в…шн… .

Лёня любит делать подарки. Он мастерит их сам.

Мальчик взял лист плотной бумаги и склеил стаканчик для карандашей. Он украсил его узором и бахромой. Стаканчик получил в подарок его друг Андрюша.

Ответь на вопросы. Напиши ответы.

Что сделал Лёня? Какой стаканчик у него получился? Кому подарил его Лёня?

Выпиши слова с буквами е, ё, и, ю, я.

И – гласный , он образует слог. Й- согласный , он слога не образует

Прочитай. Спиши. Подчеркни слоги с буквой й.

Незнайка, Пьеро, Мальвина, доктор Айболит – ге-ро-и сказок. Буратино – наш любимый ге-рой.

Спиши, разделяя слова для переноса.

Воробей, соловей, лилия, муравей, рисую, игрушки, трамвай, синий, свёкла, кормлю, умеют, думай.

Прочитай. Спиши. Подчеркни слова с буквой й

Около пня муравейник. Целый день там кипит работа. Найдут муравьи прутик и несут в кучу. Поймают муху и тащат в дом. К вечеру муравейник затихнет.

Прочитай начало текста. Закончи текст. Озаглавь его.

За деревней большая лужайка. Там играют щенки Дружок и Лайка. Увидели они в траве белые шарики. Тронул Дружок пушистый шарик …

Буква й при переносе не отделяется от гласной :

О б р а з е ц : Читай – чи-тай-те.

Лей -…, рой — …,дай -…, рисуй — …, копай-…, шагай — …, слушай -…, играй — …, танцуй -…

Читайте также:  боль в спине упражнения видео в области позвоночника

Спиши, разделяя слова для переноса. Подчеркни слоги с буквой й

Стройка, швейная фабрика, волейбол, пойте, стройте, муравейник, кофейник.

Мягкий знак на конце слова

Буква Ь звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней –мягкий.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни Ь и согласную перед ним.

Таня будет рисовать. Гриша будет писат… . Нина будет пет… . Все мы будем учит… уроки. Всем надо работат… .

Спиши. Поставь после мягких согласных букву Ь.

Буквар…, портфел… , пенал… , тетрад… , — учебные вещи.

Кроват… , диван…, стол… , — мебель.

Картофел… , морков… — овощи.

Выпиши названия осенних и зимних месяцев. Подчеркни мягкие согласные на конце слов вместе с Ь.

В году двенадцать месяцев : январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Мягкий знак в середине слова

Слова с Ь в середине слова переносятся так :

Спиши, разделяя слова для переноса.

Пеньки, огоньки, деньки, коньки, пузырьки, зорька, борьба, письмо, мальчик, пальто, альбом, мельница, угольки, пальцы, мотыльки, васильки, стебельки.

Вставь в предложения нужные по смыслу слова с Ь.

Отец подарил сыну ( что? ) … .

Мальчик написал брату ( что? ) … .

Ученица положила на парту ( что? ) … .

Тётя купила Игорю ( что? ) … .

Спиши. Поставь , где нужно, вместо точек букву Ь.

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл.

Прочитай. Спиши. Вместо точек поставь нужную букву.

Прошёл дожд… . Промокла земля. Покрылис… листья капельками дождя. Выгнала вода из-под листвы маленького сверчка. Любит сверчок сырост…, тол…ко не такую.

Спиши, разделяя слова для переноса.

Деньки, крыльцо, пальто, пристань, учительница, мальчики, только, львы, верность, пальчики, олень.

Ча-ща пиши с буквой А.

Чу-щу пиши с буквой У.

Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.

Орфограмма – это написание по правилу . Орфограммы всегда подчёркиваются одной чертой.

Спиши. Подчеркни орфограммы.

Машина, жираф, животное, уши, жили, душистый, лужи, чайка. чайник, роща, ужи, этажи, карандаши, туча, чаща, свеча, пища, кричат, получай, трещат.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.

Ерш… , малыш… , ш…пели, ш…рокий, рыж…ки, еж… , нож… , пруж…на, ландыш… , мыш… .

Спиши. Подчеркни сочетания ШИ и ЖИ.

Колючий ш…повник, душ…стые розы, вкусные груш…, холодные снеж…нки, ж…рный гусь, грузовая маш…на, еловые ш…шки, острые ш…пы.

Спиши предложения. Обозначь орфограмму.

Пу…стый котёнок играл с клубком.

Кру…лись сне…нки над озером.

Как хоро… ду…стые ланды… !

Было слышно в ти… , как шуршат камы… .

Запиши слова парами по образцу.

Нож – ножи, стриж —… , чиж —… , морж —… , карандаш —… , малыш —… , ёж —… .

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

Ч…сы, ч…епитие, ч…йник, ч…совщик, рощ… ,ч…сто, ч…лок, ч…чело, ч…гун, ч…дак, щ…ка, ч…вство, ч…ть, прищ…рил, ч…жой.

Спиши. Подчеркни гласные буквы.

Пузатый чайник я люблю!

Он жарким делом занят,

Свистит он песенку свою

И крышкой барабанит.

Пых-пых, горячий вкусный чай

Разгонит скуку и печаль.

Он – с мёдом, он – с вареньем,

С чудесным настроеньем!

И от счастья дрожа.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Ч…сы люди придумали давно. А как они узнавали время раньше? Их выруч…л петух. Петух и есть ж…вые ч…сы. Он кричит в одно и то же время.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

В синем небе звёзды блещ…т,

В синем море волны хлещут,

Бочка по морю плывёт.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные слоги.

Мы пришли в ро… . Поют птицы. Сту…т дятлы. Ска…т рыж…е белки. В густой траве растут ду…стые ланды… . Хоро… эти …десные цветы! На поляну вышла медведица. Вот так встре… !

В русском языке один слог в слове произносится с ударением. Гласные звуки под ударением слышатся ясно, чётко. Гласные в таких слогах называются ударными. Гласные без ударения называются бузударными.

Спиши. Поставь знак ударения.

Моря, река, море, речка, число, часы, мячик, эхо, рыбаки, сорока. Лето, полка, весна, столы, гора, цветок, школа, ручка, дерево, девочка, синица, машина, сады, зайцы.

Спиши предложения. Поставь знак ударения.

Сорока и сова – соседи. Сова сидит в дупле старой сосны, сорока – на вершине.

Вечером сорока хочет уснуть, а сова кричать начинает. Всю ночь не даёт сороке спать.

Утром принимается трещать сорока. Бедной сове хоть уши затыкай.

Так и живут. Ну и соседи!

Спиши. Поставь знак ударения. Под безударными гласными поставь точку.

Кресло, молоко, пирог, пирожок, масло, диван, курица, зимний, радость, улыбка, бочка, небо, песок, телефон.

Прочитай текст. Спиши. Поставь над выделенными словами знак ударения.

Ранним утром взлетел петух на забор . Уцепился лапами за столб и начал хвастать . Он самый умный. Он самый храбрый.

Тут случайно во двор забежала собака . Петух от страха свалился с забора.

Развеселилась вся птичья семья. Засмеялись куры. Захихикали цыплята. Захохотали гуси. Вот хвастун !

На какой слог падает ударение в выделенных словах? Спиши.

Тётя Поля работает на почте. За селом раскинулись широкие поля. Я мою руки. Дай мою книгу.

Спиши слова. Ставь знак ударения над ударными гласными и точки под безударными.

Мост – мосты, кит – киты, столб – столбы, холм – холмы, след – следы, двор – дворы, рог – рога, край – края, пол – полы, хвост – хвосты, час – часы, слон – слоны.

Запиши предложения так, чтобы получился рассказ. Поставь над выделенными словами знак ударения.

Ёж нёс грибы на спине.

В траве он увидел ёжика.

Мальчик не тронул зверька.

Корень – это главная часть слова. В корне заключён общий смысл всех однокоренных ( родственных ) слов. Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей ( одинаковой ).

Прочитай слова. Что общего у этих слов? Почему? Объясни. Запиши эти слова. Обозначь в них корень.

Голос , голос ок, голос очек, голос ище, голос ить, голос овые (связки), за голос ить.

Запиши слова. Найди и обозначь в них корень.

Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозил, заморозки.

Лист, листок, листочек, листопад.

Сад, садовник, садик, посадил, рассада.

Прочитай слова. Сколько здесь групп однокоренных слов? Запиши эти группы.

Хлеб, хрусталь, хрустальный, хлебный, хрусталик, хлебушек.

В однокоренных словах гласная буква в корне и под ударением, и без ударения пишется одинаково.

Слова с ударным гласным звуком в корне являются проверочными для однокоренных слов с безударным гласным в корне.

Безударная гласная в корне слова – это орфограмма.

Подумай, какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Прочитай слова орфографическим чтением. Спиши. Выдели корень, поставь ударение. Подчеркни проверочные слова.

Гриб, гр…бы, гр…бок, гр…бной.

Лес, подл…сок, л…сной, л…сник, л…са.

Лис, лисы, л…са, л…сица, л…сята.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Допиши проверочные слова. Поставь знак ударения.

Сл…ва — …, др…зды — …, р..га – р…г, ст…да — …, к…льцо — …, …кно — …

пл…та — …, вр…ги -…, с…сна — …, тр…ва — …в…лна -…, р…ка — … .

Прочитай. Спиши. Вставляй пропущенные буквы.

Давно не было д…ждей. И вдруг потемнело небо. Крупные капли д…ждя застучали по крышам. Все рады д…ждю. Ожили луга, п…ля, с…ды, л…са.

Прочитай текст. Спиши. Найди однокоренные слова. Выдели корень. Поставь ударение. Назови проверочные слова. Докажи, что эти слова проверочные.

В л…су живёт рыжая л…са. Лисий дом – н…ра. У н…ры играют весёлые л…сята. Л…сица учит их лисьим повадкам.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Зима. В л…су тишина. Под с…сной лежат шишки. На сн…гу видны сл…ды л…сы. Они ведут к дому л…сника.

Озаглавь текст. Придумай концовку. Как проверить выделенные буквы? Спиши.

За о кном тр е щал мороз. Вася делал уроки. Он услышал стук в ст е кло. Стучала синичка. Гл а за-бусины см о трели на мальчика. Птичка словно пр о сила о помощи.

Прочитай. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Растёт в л…су ч…десное дер…во. Это – добрый друг л…сных ж…телей. Лакомятся з…мой еловыми ш…шками белки, клесты и дятлы.

Суффикс — часть слова. Он стоит после корня. Суффиксы образут новые слова. Например : дуб – дуб ок (маленький дуб), лось – лос ёнок (детёныш лося, маленький лось).

Прочитай. Что общего у этих слов? Спиши.

Зуб ок , лед ок , глаз ок , мед ок , дуб ок .

Вспомни, как нужно действовать, чтобы правильно найти в слове корень. Спиши слова. Найди и обозначь в них корень и суффикс.

Столик, теремок, кирпичик, кенгурёнок, листок, морозец, головушка, полюшко, соловушка.

Спиши. Выдели суффикс .Добавь другие слова с такими же суффиксами.

Галч онок , мыш онок , волч онок , кот ёнок , … .

Много галч ат , мыш ат , волч ат , кот ят … .

Приставка стоит перед корнем. Приставки образуют новые слова. Приставка – это часть слова, поэтому она пишется со словами слитно.

Читайте также:  основными для развития силы мышц являются упражнения

Прочитай слова. Как называется выделенная часть слова? Спиши. Выдели приставки.

Бежал, по бежал, про бежал, до бежал, у бежал, с бежал, от бежал, пере бежал.

Спиши, выдели приставки.

При морский, при школьный, при дорожный, до школьный, до срочный, до скакал, до плыл, до летел, до бежал.

Образуй от данных слов как можно больше слов с разными приставками.

Строить, копать, рисовать, читать, думать.

На при от за с пере вы до

Написание проверяемых согласных на конце слова.

Звонкие и глухие согласные звуки образуют пары.

Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими – оглушаются.

Клюв, стриж, арбуз, народ, пирог, хлеб, груз.

Чтобы правильно написать согласную букву на конце слова, надо так изменить это слово, чтобы после согласного звука появился гласный.

Чтобы тебе легче было проверять, используй следующий способ :

Можно подобрать слово, которое назавает не один предмет, а много, или подставить слово нет:

Клад – нет клада, пирог – пироги.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Алмазы – алма…, зубы – зу…, посевы – посе…, призы – при…, нет багажа – бага…, выводы – выво…, рассказы – расска…, сюрпризы – сюрпри…, столбы – стол…, ходы – хо…, тетради – тетра…ь, нет снега – сне… .

Спиши. Изменяй по смыслу слова, данные в скобках.

Под ёлкой – норка. Тут живёт (ежи). Глубокий (сугробы) закрыл (входы) в спаленку. Всю зиму проспит (ежи) под снегом. Не страшен зверьку (морозы).

Спиши. Подчеркни буквы, которые надо проверять.

Лошадь пашет землю и возит грузы. Она может пройти по горной тропе, сквозь любую чащу. У лошади сильные ноги, густая грива. Она ест овёс, траву, сено.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Машина въехала в гара… . Папа получил на вокзале бага… . Собака – хороший сторо… и верный дру… . Стри… летает, а у… ползает.

Спиши. Вставь пропущенные буквы.

На р…ке хороший пля… . Рыбаки построили шала… . Звонко запел чи… . Расцвёл серебристый ланды… . Скрипит моро… .Ваня завёл новую тетра.. ь. Лиса нашла на снегу сле… .

Написание большой буквы в словах.

Имена, отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

Иванова Ольга Борисовна, Степаненко Михаил Иванович.

Нас в семье трое : отец, мать и я. Наша фамилия Сорокины. Отца моего зовут Пётр, по отчеству Семёнович. Моя мать – Ольга Васильевна. А я Алексей. Меня все зовут Лёшей.

Имя отца… . Отчество … . Фамилия … .

Имя матери … . Отчество … . Фамилия … .

Твоё имя … . Отчество … Фамилия … .

Спиши. Подчеркни большую букву в именах и фамилиях.

Марченко Юлия, Карасени Яна, Дойков Пётр, Хаджи Ирина, Малина Иван, Грейцер Авигея, Кондратенко Дмитрий, Журавель Владлена, Радова Алина, Чайковская Алёна, Козлова Нелли.

Великие русские писатели :

Александр Сергеевич Пушкин,

Лев Николаевич Толстой,

Антон Павлович Чехов.

Клички животных пишутся с большой буквы.

Собака Шарик, корова Марта, кот Матвей.

Спиши текст. Подчеркни большую букву в кличках животных.

На сцене сказочный терем. В нём живут собака Мушка, кошка Дымка, ворона Кара, енот Тишка. Скоро день рождения Мушки. Тишка стирает скатерть. Дымка везёт муку для пирога.

Спиши, вставляя клички животных.

Громко лает собака … .

На крыше мяукает котёнок … .

В сарае мычит корова … .

Названия стран, городов, сёл, улиц, рек пишутся с большой буквы.

Спиши. Подчеркни большую букву.

Города : Кишинёв, Кагул, Бельцы, Тирасполь, Комрат.

Сёла : Конгаз, Чалык, Алексеевка, Самурза.

Реки : Днестр, Прут, Бык.

Страны : Молдова, Украина, Россия.

Улицы : Юбилейная, Димитрова, Кирова.

Слова – предметы отвечают на вопросы кто? Что?

О людях и животных спрашивают кто?

О других предметах что?

Прочитай слова – названия предметов. Поставь к этим словам вопросы кто? или что? Напиши слова по вопросам.

Мячик, дерево, ласточка, жираф, чайник, окно, девочка, сова, врач, книга, мел, слон, птицы, школа, утюг, лёд.

Спиши. Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что?

Бамбук – самая высокая в мире трава. Стебель бамбука очень крепкий. Из него делают дома, удочки, лыжные палки.

Прочитай. Поставь вопросы к выделенным словам. Спиши.

На досуге каждый занят любимым делом. Мама читает книгу. Дочь рисует. Сын собирает пазлы. Отец помогает ему.

Напиши слова по вопросам кто? что?

Сорока, ученики, мальчики, деревня, класс, самолёт, щука, горох, медведь, гусь, трактор, морковь, собака, пенал, дежурный, рабочий, одежда, берёза, молоко, коньки, волчица, конь.

Придумай и запиши сочетания слов по схемам.

(кто?) и (кто?); (кто?) и (что?); (что?) и (что?); (что?), (что?) и (что?).

Придумай и запиши предложения по схемам.

Что?, что? и что? — это овощи.

Кто? и кто? читают что? и что?

Что?, что? и что? растут в лесу.

В лесу живут кто?, кто? и кто?

Слова-признаки отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

Прочитай. Спиши. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?

Корова (какая?) большая, а телёнок (какой?) маленький.

Дерево (какое?) высокое, а куст (какой?) низкий.

Ленты (какие?) широкие и ленты (какие?) узкие.

Уголь чёрный, а снег … . Зима холодная, а лето … . Молоко жидкое, а сметана … . Малина сладкая, а лимон … .

Узнай предмет по его признакам. Спиши.

Круглый, сочный, красный, вкусный — это … .

Длинный, зелёный, солёный — это … .

Круглое, румяное, сладкое — это … .

Прочитай. Спиши. Подчеркни слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какие?

У Коли был пёс по кличке Джек. Собака походила на волка. Джек был весь серый, морда острая, хвост пушистый.

Уши чуткие, глаза умные и суровые.

Придумай и запиши сочетания слов по схемам.

(кто?) (какой?); (что?) (какая?); (что?) (какие?); (что?) (какое?).

Составь предложения по схемам. Запиши.

(Какая?) (кто?) жила в реке. Мы вышли к (какому?) озеру. (Какая?) (что?) привела нас к (какому?) лугу.

Спиши текст. Вместо точек напиши нужные слова, которые отвечают на вопросы какой? какая?

У меня есть … щенок. Его зовут Тобик. У Тобика … шёрстка, она … и … . Хвостик у Тобика … . Мой щенок очень … . Он любит бегать и играть.

Слова-действия отвечают на вопросы что делает? что делал?

Прочитай. Напиши какие действия могут выполнять эти предметы.

Ветер (что делает?) … . Дождь (что делает?) … . Листья (что делают?) … .

Прочитай. Найди слова, которые обозначают действия предметов. Спиши.

Зашло солнце. Наступил вечер. На небе зажглись звёзды. Вышла луна.

Тогда волки завыли на луну. Они выли так :

— Какой красивый вечер! Какой чудесный вечер! А всё потому, что он такой же серый, как мы!

Напиши кто как голос подаёт.

Лягушка … . Собака … . Кошка … . Корова … . Лошадь … .

Придумай и запиши маленькие предложения по схемам.

(Кто?) (что делает?). (Кто?) (что делала?). (Кто?) (что сделали?). (Что?) (что делает?). (Что?) (что (делал?). (Что?) (что сделали?).

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1036286

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector