Меню

60 безумных упражнений на латеральное мышление для писателей и копирайтеров

Упражнения для развития творческого мышления

Чтобы создать что-то по-настоящему новое, надо упорядочить мыслительный процесс. Если точнее: верно использовать три вида мышления — дивергентное, латеральное и конвергентное. Три главных вопроса, которые периодически тревожат творческих безумцев, успешных бизнесменов и других жителей планеты Земля: как придумать гениальную идею, превратить её в классный проект и успешно реализовать. Стив Роулинг в книге «Я хочу больше идей!» дает более 100 техник и упражнений для развития творческого мышления.

Дивергентное мышление

Дивергентное мышление — это поиск решений за пределами очевидного. То есть вместо того чтобы сразу найти одно «правильное» решение, вы предлагаете огромное количество разных вариантов.

Как применять. Засеките 60 секунд. Запишите все оранжевые предметы, которые сможете вспомнить. Когда закончите, засеките еще 60 секунд. Продолжите список.

Что вышло. Посчитайте перечисленные предметы. Первым в списке у вас оказался «апельсин»? Дело в том, что в стрессовой ситуации (ограниченное время) первыми в голову приходят самые очевидные вещи. Поэтому Эмма Коатс, художница Pixar, советует писателям: «Отбросьте первую возникшую у вас идею. А также вторую, третью, четвертую, пятую — отсейте всё очевидное. Удивите себя». Вернитесь к списку и ответьте на вопрос: в какой момент вы удивили себя? В первые 60 секунд или во вторые?

Латеральное мышление

Латеральное мышление — это такой подход к решению проблем, при котором человек смотрит на проблему под разными углами, пытаясь найти наилучшее решение.

Как применять. Перед вами — наборы букв, каждый из которых — часть (в том же порядке) более длинного слова, обозначающего национальность. Назовите эти национальности за 2 минуты.

Что вышло. Какой набор букв было сложнее всего расшифровать? Возможно, «НЛЧ» — так расшифровывается «англичанин». Разгадать его было сложнее, потому что в остальных наборах первая буква соответствует первой букве полного слова. Дойдя до «НЛЧ», ваш мозг построил определенную модель и начал резво перебирать страны, начинающиеся на «Н». Не нашел соответствия и немного застопорился.

Так вот латеральное мышление — это разрушение моделей. Если применить его к этой задаче, то нужно просто проставить пробелы:

_ Б _ Р _ Т _ — вы бы по-прежнему угадали «британца»

_ Н _ Л _ Ч _ — у вас было бы больше шансов расшифровать «англичанина»

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление — это выбор лучших решений из широкого ряда вариантов. Оно дополняет два других вида мышления и не позволяет останавливается на одной классной задумке, если обсуждение только началось.

Как применять. Конвергентное мышление — последний этап. Но как не прийти к нему слишком рано? Перечислите все варианты решений. А затем произнесите вслух: «Да, что еще?». Эти три коротких слова — ваш новый удобный мыслительный инструмент. А ещё это сокращенный вариант фразы: «Да, мы можем это сделать и обязательно вернемся к этой идее, но давайте посмотрим, что еще можно придумать, а затем сравним все варианты и выберем лучший». Сделайте повторение этих слов привычкой. Это ключ к двери открытий.

Читайте также:  как убрать жир с рук и плеч фото упражнений

3 способа для создания идей

Всё это прекрасно, но когда придут классные идеи? Во время прогулки, сна или посещения галереи? Отвечаем: да, несомненно. Но если придумывать нужно здесь и сейчас, пора включить принудительное вдохновение.

Проколите пузырь фильтров

Информация, которую мы получаем из поисковых систем и социальных сетей, фильтруется. Когда мы что-то ищем, включаются алгоритмы: они предлагают нам то, что, по их мнению, нам нужно. Да, такой пузырь — удобная штука. Но в то же время невероятно опасная для творчества. Это как окружить себя друзьями, которые будут говорить вам только то, что вы хотите слышать.

Как применять. Запишите проверенные источники, которые вы используете постоянно, и источники, о которых вы знаете, но редко используете. Затем поспрашивайте насчет источников, о которых вы ничего не знаете. Какие из них вам стоит включить в свой пузырь?

Попробуйте завести следующие привычки на ближайшие несколько недель:

  • Почитайте газету или журнал, которых вы обычно избегаете.
  • Замените некоторые из ваших обычных источников информации: пару сообществ в Фейсбуке, Инстаграме или Твиттере.
  • Используйте свои слабые связи. Читайте не только комментарии и блоги друзей или коллег. Обратите внимание на более широкий круг вашей сети.

Крадите суть

Знаете ли вы, чем отличаются копирование, плагиат, вдохновение? Первое — неоригинально, второе — подло и только третье — настоящее творчество. Наш любимый художник и писатель Остин Клеон говорит: «Не крадите стиль, крадите мышление, стоящее за стилем. Вам не нужно выглядеть как ваши герои, вам нужно видеть так, как видят они».

Как применять. Определите, в чем суть вашей творческой проблемы или проекта.

  • Теперь спросите себя, кто лучше всех справляется с подобными задачами. Первые ответы будут наиболее очевидными, поэтому не останавливайтесь и составьте длинный список.
  • Возьмите одного человека из списка и подумайте, какие качества делают его замечательным. Составьте длинный список всех качеств, которые сможете вспомнить. Повторите этот процесс для других кандидатов.
  • Подумайте, как вы можете применить качества из списка к проблеме, над которой вы работаете.

Эта техника не сработает, если вы просто перечислите выдающихся людей, которые занимаются тем же, чем и вы, и выберите что-то очевидное. Постарайтесь ухватить что-то неявное: в этом скрывается главный ответ.

Интеллект-карта

Процесс генерации идей не линейный. Невозможно начать с начала и последовательно добраться до конца. Техника составления интеллект-карт учитывает эту нелинейность: она не требует вгонять идеи в тесные рамки и способна включить миллион мыслей.

Читайте также:  комплекс упражнений по лечебной физкультуре при различных заболеваниях

Как применять. Запишите одно понятие, вопрос или утверждение в центре листа бумаги.

  • Далее от центра нарисуйте ветви, представляющие новые идеи. Для каждой ветви вы можете выбрать свой цвет. Для иллюстрации мыслей используйте не только слова, но и рисунки.
  • Не забывайте про дивергентность: записывайте как можно больше вариантов и не останавливайтесь, пока у вас не останется треть от выделенного времени. Не бросайте слишком быстро и не задерживайтесь слишком долго на одной ветви.
  • Как только определите все возможные ветви, отступите назад и оглядите общую картину. Это позволит вам расставить приоритеты и решить, над чем начать работу в первую очередь.

А ещё существует огромное количество приложений и программ для создания карт на компьютере или планшете. Их можно использовать, если вы хотите делиться картами онлайн.

Еще больше идей ищите в книге Стива Роулинга «Я хочу больше идей!» .

Источник

Развитие образного мышления. Тренинг для писателя

Приветствую вас, друзья. Сегодня у меня понедельник, а значит, время разминать и тренировать мозги. Кстати, если кто-то забыл подписаться на мой канал, то не упускайте возможности, потом может быть не до этого.

Помните, я вам уже рассказывала о том, что в литературном творчестве важно взаимодействие полушарий головного мозга и переключение с образного мышления на абстрактно-логическое.

Если логическому мышлению нас худо-бедно обучают в школе, то образным после детского садика никто не занимается. А оно необходимо писателю. Вот и получается, что те, у кого от природы активно правое полушарие (или родители позаботились), проявляет больше способностей к писательству. Но это не значит, что у всех остальных нельзя развить способность оперировать образами. Было бы желание!

Как развивать образное мышление

Качество литературного текста напрямую связано с яркостью, живостью, объемностью образов. И, конечно, способностью автора подбирать слова для передачи этих образов.

Скажу вам по секрету, взрослый человек мыслить только образами не может. Вот такой у нас диктат слова над образом. Но можно попробовать обмануть контролирующее всю нашу психическую деятельность рациональное левое полушарие.

Для этого старайтесь замечать как можно больше образов, а затем воссоздавать их. Например, вечером закройте глаза (главное, случайно не уснуть при этом) и вспомните самый яркий образ этого дня. Что это? Пейзаж? Человек? Городская улица? Животное? Вспомните обязательно во всех деталях, подробностях, красках. Причем лучше, чтобы это был не только зрительный образ, хоть воссоздание таких образов дается легче всего. Но все же припомните звуки, которые слышались в тот момент, когда вы видели это. Какие были запахи? Возможно, были тактильные ощущения? А, может, вы были в кафе, тогда важны и вкусовые ощущения.Х

Читайте также:  особенности занятий женщины физическими упражнениями

А теперь вспомните, какие эмоции вы почувствовали в этот момент. С чем они связаны? Как повлиял увиденный или услышанный объект на ваше настроение? Почему вы вспомнили именно его?

Ну а теперь запишите все, что вспомнили, почувствовали, поняли. Старайтесь как можно точнее передать краски, звуки, чувства.

Можно так развивать не только образное мышление, но и целенаправленное восприятие. Отправляясь на работу, на прогулку, на встречу с друзьями создайте установку. (Установка – это заранее заданный ракурс восприятия). Например, на восприятие автомобилей. Обращайте внимание на цвет, марки, какие-то особенности тюнинга. Пофантазируйте, как бы изменился внешний вид увиденных моделей через 100-200 лет. А если бы вместо двигателя внутреннего сгорания была магия?

Подобные задания можно разнообразить, придумывая их самостоятельно – это тоже развивает творческое мышление. А еще их можно превратить в интересную игру и играть с друзьями, в своей группе в социальной сети. И обязательно обсуждать, у кого самый интересный и необычный образ.

Ну и еще одно упражнение, которое, на мой взгляд, полезно для писателей.

Образ знака

Это еще один способ перехитрить левое полушарие, оно ведь у нас отвечает за работу со знаками. Упражнение предложено М. И Меерович и Л.И Шрагиной в книге «Технология творческого мышления». Суть его в следующем.

Возьмите любую, первую попавшуюся букву. Например, «Б». Посмотрите на нее, произнесите про себя и вслух, «попробуйте на вкус». А теперь надо создать живой образ этой буквы. Именно живой. Представить ее в виде живого существа. Возможно, разумного, а, может, и не очень, реального или фантастического, но главное – живого.

Если задание покажется сначала сложным, то подключите ассоциативное мышление. Ассоциации могут быть и по внешнему виду (ишь, какая толстуха) и по звучанию, и по словам, в которых буква встречается (не зря толстуха, раз тут и батон, и булочка, и биточки). Или ей все-таки близок спорт? Тут и бокс, и борьба, и бадминтон с биатлоном. Теперь стало проще?

Итак, представили существо? Опишите его, придумайте ему характер. Чем оно питается, где живет, чем любит заниматься и т. д. Напишите небольшую миниатюру, буквально 5–6 предложений, в которой воссоздайте образ буквы. Можно, кстати, взять и любую другую.

На этом на сегодня закончим. В следующий раз предложу еще другие упражнения – у меня их много. Кончатся — еще придумаю.

Да, если вы хотите проверить, как у вас обстоит дела с переключением с левого логического полушария на правое образное, то можете пройти занятный тест вот в этой статье .

Если понравилось, не забудьте поставить «лайк».

Источник

Adblock
detector