Меню

5 класс русский язык упражнения по орфографии и пунктуации

Сборник упражнений по русскому языку 5 класс.

5 кл. Сборник упражнений.

Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Поз..ней осенью вып..дает первый снег. Он изм..няет всё в..круг. Пушистые сн..жинки ост..рожн.. касаются земли и она од..вается в белую шубку. Загораются и блестят разн..цветные искорки ин..я. Вода т..мнеет среди пр..брежных зарослей. Как пр..красна б..рёзовая роща! Вет..чки покрыты хлопьями но от любого пр..косновения сн..жинки осыпаются. В ельн…ке снег так засыпал дерев..я что ты их не узнаешь. Ёл..чка ст..новится п..хожей на пр..чудливую сн..жную бабу. Всюду виднеются следы лесных зв..рей.В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почу..ствовать свежесть первого морозца сыграть в сне..ки. Здра..ствуй зима рад..с..но говорят люди.

Ж..ла белка в лесу ни о чём не тужила. 4 Н..кто её н.. б..спокоил. Спала на ветк.. бол..шой ел. Не з…ботилась она ни о ком, только о себе. 4 Пр..шло время и у неё по..вились бел..чата. Т..перь белка от них не уходила.Наступила зима. В лесу нач..лись ..бвалы. Однажды тяж..лый ком сн..га ..брушился с верш..ны д..рева на крышу ж..лища бел..чки. Она выскочила а её бе..помощные детки ок..зались в л..вушк. К кому обратиться за помощ..ю? А вдруг кто..нибу..ь сп..сёт бел..чат.Белка быстр.. пр..нялась ра..капывать снег. Кругл…. гнездо из мя..кого мха осталось целым. Лесная ж..тельница была счастл..ва. Н..что бол..ше не ог…рчит её!

Мы долго бр…дили по лесу. День к…нчался и прибл…жались сум..рки. Д..лекое со нце уходил… за г..ризонт и бросал.. на землю свои п…следние лучи. Л..сные п..ляны нал..вались густой т…мнотой, и она ползла от земли к в…рхушкам деревьев елей сосен.
Но вот замолкли птицы только иногда разд..ется одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать оч…ртания веток потому что лучи вечернего солнца едва осв..щали лес.
Когда солнце скрыл…сь за в..рхушками деревьев след знакомой тр..пинки стал пр..падать.
Вот над елочкой по..вилась первая звезд…чка. Ночь вступала в свои права. Пора возвращаться домой решили мы. .

По древним п..верьям, Мороз выг..няет на поля злых духов. Нал..тают они на белый свет бегают по п..лям и дуют в кулак. От этого подн..мается ветер с метелью а на деревья садится ин…ей. Громко топают босыми ногами по мёрзлой земле злые духи и треск н..сётся в..круг. От этой бе..готни умирает жито убиваются лён овёс и травы.Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в с..мействе зач..рпнёт ложку влезет на печь и говорит громко Дедушка Мороз Не бей наш овёс Отведа..т дедушка Мороз вкусного киселя укро..т п..севы снежным од.ялом и сохр..нит их до весны

Усталое летнее солнце уход..т на п..кой за г..ризонт. На запа..де пропадает у..кая полоска света. Над гладкой п..верхностью неширокой реч..нки л..жится туман и окутывает Неглубокий овраж..к п..счаный берег невысокие пр..брежные кусты и светло-зелёный луж..к. Сгуща..тся туман и на землю опуска..тся ночная сыр..сть.

На небе заг..раются первые звёзд..чки. Зам..лкают птицы. В последний раз свистнул предвес..ник ночи соловей. Со..ная тишина не наруша..тся даже ш..р..хом листьев. Только иногда увид..шь в темн..те как пр..несётся летучая мышь.

Тяж..лые от росы цветы с..ёжились и пр…клонились к земле. Сл…жил свои параш..тики п…левой плющ. Непр…глядная тьма рас..тилается по окрес..ности. От земли распространяет…ся резкий ар…мат цветущих р…стений. Ночью их аромат всегда сильнее. Всё в природе об..ято сном. Как пр..красна летняя ночь!

Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните задания.

Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого 2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете 2 и и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила 2 Нина.

Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята

Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю. 4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.

Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .

Мой дедушка извес…ный 2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.

От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4 . В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!

С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал 2 в траве и и…чез.

Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка 2 и пёс (Д, д)ружок 3 .

Источник

«Секреты орфографии» сборник заданий и упражнений по русскому языку для 5 класса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ВАССЯТА»

СБОРНИК ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОКУЛОВА А.М. учитель русского языка

БУШУЕВА Л.Ю. учитель русского языка

Одной из главных задач предмета « Русский язык » в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка. Почему одни пишут грамотно, а другие нет, несмотря на одинаковые условия обучения русскому языку? Нет ли объяснения в теории врожденной грамотности и врожденной неграмотности? Очевидно, что речь может идти не о врожденной грамотности \ неграмотности , а о врожденных способностях к овладению не только одним ( родным ) языком \ речью, но двумя и более языками. Не является ли заблуждением утверждение о том, что орфографическую грамотность обеспечивает только изучение и знание правил правописания? Вопросы, вопросы, вопросы…..

Что формирует орфографическую зоркость, умение отличить правильное написание от неправильного?

Говорят, что этому способствует чтение, однако известно, что далеко не всякое чтение обеспечивает орфографическую зоркость, хотя, несомненно, является одним из важнейших условий ее формирования.

Помимо этого, орфографическая зоркость требует представления зрительного образа слов в их полном буквенном составе. Она формируется осознанным чтением, при котором слова вызывают в сознании наглядно – чувственные образы предметов, их признаки, действия, изучением орфографических правил, на формирование умений применять эти правила при письме и при проверке написанного.Что же дает изучение орфографических правил, выполнение многочисленных упражнений, редко однообразных, вызывающих скуку и гасящих интерес к изучению богатейшего русского языка?

Какие упражнения воспитывают орфографическую зоркость?

Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных ( графических ) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.

Изучение и знание правил – не самоцель, а лишь одно из важнейших средств формирования орфографической зоркости в различных заданиях и упражнениях.

Предлагаемое пособие – систематизированный набор упражнений, основное назначение которых, во-первых, дополнить практическую часть учебника русского языка для 5 класса, освободив учителя от поиска дополнительного практического материала к уроку; во- вторых, помочь учителю в реализации дифференцированного подхода к учащимся.

Если слабому ученику работа с упражнениями и заданиями поможет восполнить имеющийся пробел в знаниях, то хорошо подготовленным учащимся может быть предложен данный материал взамен упражнений, которые выполняет класс, или как дополнение к ним. В каждом конкретном случае учитель сам решает, как ему использовать дополнительный материал, чтобы получить больший педагогический эффект.

Для того, чтобы облегчить поиск нужного упражнения, в начале каждого задания указывается номер параграфа учебника. Общий объем сведений, изложенных в сборнике, соответствует программе и учебнику и нацелен на закрепление умений, формирование которых началось в 4 классе и предусмотрено программой 5 класса.

Прежде чем предложить ученику упражнение, нужно решить, какая преследуется цель: помочь устранить пробелы, повторить изученное или закрепить изучаемое. Учитывая особенности подготовки и возможности каждого ученика, учитель решает, какое упражнение и когда следует ему предложить.

Работ с таким сборником — наиболее гибкая форма, дающая возможность отобрать нужный материал для каждого отдельного случая, сэкономить время, организовать одновременно работу с несколькими учащимися по разным темам.

ТАЙНЫ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Изобретение автомобиля не лишило человека возможности и удовольствия ходить пешком. Создание корректорских компьютерных программ не снимает, разумеется, проблем грамотности, и не нужно надеяться на то, что написанная через « А» корова будет превращена в « нормальную» корову хитроумной программой. Наши надежды – на хорошего словесника, грамотного ученика, который без « электронных костылей» будет самостоятельно, не хромая, ходить путаными лингвистическими путями.

Как достичь этого? Убеждены, что это в наших силах даже в сегодняшних условиях.

Начиная с 5 класса, мы говорим детям, что грамотно они писать не будут, если не смогут видеть орфограмму, узнавать её и применять соответствующее правило. Такие понятия как « орфограмма», «морфема», «часть речи» тесно связаны между собой. Процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом.

Как показывает нам практика,, для формирования системы ведущих знаний, умений и навыков по орфографии в поле зрения учащихся на каждом этапе обучения необходимо постоянно держать определённую группу звуко – буквенных орфограмм, регулируемых правилами, и определённую группу звуко – буквенных орфограмм, нерегулируемых правилами, а также слов (и словосочетаний), пишущихся с прописной буквы. Упражнения с комплексными заданиями мы используем как в начале урока ( в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце урока ( на этапе закрепления изученного). В нашем сборнике данные упражнения помогут учащимся прочно усвоить изученный материал и сформировать навыки направленного письма, уже начиная с первого года обучения в средней школе (т. е. с 5 класса).

Читайте также:  специально беговые упражнения для легкоатлетов

Можно ли давать учащимся текст с орфографическими ошибками, сопровождая заданием « Исправьте ошибки»? Такие задания мы считаем полезными, так как они формируют зрительный образ буквенного состава слова. В сборнике заданий и упражнений есть задания типа: «Из букв, входящих в слово, составьте существительные в начальной форме. Кто больше?» Эти задания имеют не только развлекательный ( игровой ), но и обучающий характер, так как 1) слово, которое дано требует внимания к орфографии; 2) выполнение задания привлекает внимание к буквенному составу слов.

Разумеется, полезны для общего развития школьников, для обогащения их активного словаря и т. д. разнообразные кроссворды, которые, несомненно, воспитывают и орфографическую зоркость, внимание к буквенному составу слов. Формированию орфографической зоркости способствуют и задания на составление «лесенок». В «лесенке» можно выделить ( цветом ) суффиксы, а в словах без «лесенки» обозначить все морфемы.

Полезны и задания следующего типа.

Запишите слова с двумя л, р, н. При проверке заданий можно вспомнить правила, определяющие написания слов, выяснить значение некоторых слов, их происхождение. Можно предложить учащимся самим придумать задания на какие-либо правила орфографии, например, со словами

1) Ночь, мышь, помощь;

2) Мяч, шалаш, сторож.

Подобные задания развивают логическое мышление учащихся ( так как заставляют их устанавливать ассоциативные связи между, казалось бы, разнородными предметами и явлениями реального мира), творческие способности, стимулируют воображение и т. д. В сборник мы включили ишь некоторые типы заданий, которые способствуют формированию орфографической зоркости.

Источник

Комплекс упражнений по орфографии с 5 по 9 класс

Выбранный для просмотра документ -н-нн в причастии.doc

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий и прилагательных, образованных от глаголов

Пишется в прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида без приставок и без зависимых слов

Примеры: правленый текст, мощёная улица

Исключения: данный, желанный, священный, нежданный, негаданный, невиданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, неслыханный, читанный

В прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида (обычно с приставками)

Примеры: купить – купленный, сделать – сделанный

Исключения: смышлёный, приданое, названый (брат), незваный (гость), непрошеный

Пишется в кратких причастиях

Пример: работа выполнена в срок

При помощи суффиксов –ованн, -еванн

Примеры: рисковать – рискованный, корчевать – корчёванный

Исключения: кованый, жёваный

В страдательных причастиях прошедшего времени (как правило, есть приставка или зависимое слово)

Примеры: нарисованный, боец, раненный в ногу

Примечание 1. Наличие приставки не или второго корня не влияет на написание н-нн. Примеры: крашеный – некрашеный, кованый – златокованый

Примечание 2. В словах, образованных от прилагательных и причастий, пишите столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.

Примеры: варёный – вареник, избранный – избранник

Примечание 3. В кратких прилагательных пишется столько н, сколько и в полных

Пример: дорога длинна (дорога длинная)

Предложения обоснова. ны, войска сосредоточе. ны, бойцы сосредоточе. ны, выводы обоснова. ны, аудитория взволнова. на, девушка была весела и взволнова. на, они аккуратны и воспита. ны, скоше. ная трава, столбы точё. ные, головки золочё. ные, наклее. ные бумажки, сдержан. ые стоны, рифмова. ные звуки, выкрашен. ые стены, залоснён. ые манжеты, закопчён. ый потолок, копчё. ая рыба, писан. ые масл. ными красками картины, огороже. ный двор, плетён. ые коробки, стёган. ый халат, зажж..ные свечи, запута. ные нити, собра. ные ягоды, окраше. ные двери, засе. нные поля, убра. ные травы, засуше. ные цветы, разве. ные семена, фигуры рас. тавле. ны, руки исцарапа. ны, заряже. на картечью, заплака. ный ребёнок , балова. ный ребёнок, заигра. ная пластинка, жела. ный ребёнок, недвусмысле. ный ответ, нежда. ый – негада. ный, малосолё. ый огурец, наделё. ный умом, негаше. ная известь, ошеломлё. ный взгляд, первозда. ный вид, конкретизирова. ный материал, написа. ный реферат, дети обескураже. ы, избра. ны в парламент, гранё. ный стакан.связ. ная шапка, вязв. ная мамой.вяза..ная кофта, кова. ный в кузнице, девушка воспита. на, мороже. ная рыба, ответы пута. ны

1.Поле убра_но, суже_ные кровеносные сосуды, овощи сваре_ны в кастрюле, прочит_ная книга,

прида ое невесты, полукопч_ный окорок, печё_ный мамой торт, неслыха_ные дела, мощё_ная дорога,

картошка испеч на в золе, засея_ное поле, замеше_ное тесто, долгождан_ая встреча, военизирова_ый от­ряд, упрощё_ный вариант, студё_ный ключ, стреля_ная гильза, скр_плё ый договор, скова ые дв_жения, постро е_ные за ночь, участие подтвержде_но, подмоче_ная репутация, отчая_ный крик, остриже_ная голова, нехоже_ные тропы, (не) исполн ные об_щания, птица испуга_на, изране _ый солдат, поле засея_но, топлё_ное сало, желан_ая мечта, броше_ные деньги, театрализова_ное представление, стриже_ные под польку волосы, наступление сдержа_но, растопле_ное масло, правле_ный редактором текст.

2.Покуса_ные москитами животные, плетён_ая умельцем корзина, освещё_ные окна, неписа_ный закон, купле_ное здание, депутаты избра_ны, работа законче_на, жаре_ные в масле овощи, вскопа_ный братом участок, утверждё_ое

постановление, сушё_ные ягоды, сражё_ный боец, обещание сдержа_но, студентка рассея_на, прокопчё_ный потолок, посажё_ный отец, известие получе_но утром, покраше_ный забор, переведё_ная повесть, изыскание прошло организова_но, неосвещё_ный зал, коше_ный клевер, ошибка исправле_на, дистиллиров_ная вода, стена выкраше_на, вскипячё_ное молоко, толчё_ное стекло, сгущё_ное молоко, лошадь ране_на, пуга_ная ворона, полусожё_ная рукопись, выставка организова_на художником, ответы неувере_ны, неожида_ная встреча, недоваре_ный картофель, краше_ный пол, туристы измуче_ны, замороже_ное филе, дорога вымоще_на, вооружё_ное нападение, балова_ный ребёнок, учё_ный кот, убра_ная комната, полотно сотка_но мастером, сожжё_ное письмо, облака рассея_ны.

3.Посе_ное зерно, поражё_ные слушатели, непуга_ный зверь, испуга_ная лошадь, некоше_ная трава, дерево выкорчева_но, масле_ный блин, услыша_ны всеми, увиду_ный в темноте, речи торжестве_ны и проникнове_ы, ткан_ая скатерть, стреля_ный воробей, абитуриентка сосредоточе_на и внимательна, связа_ная сестрой кофта, посеребрё_ная

цепочка, травы не покоше_ны, немощё_ная улица, невымочу_ная рыба, назва_ный брат, ресурсы изыска_ны, жжё_ный кофе, чрезвычайно встревоже_ный, воды взволнова_ны бурей, не раз чита_ная книга, никем не взрыхлён_ая почва, получе_ная корреспонденция, лошади подкова_ны кузнецом, лица перекоше_ны гневом, облицова_ ные стены, несея_ная мука, незаконч_ная повесть, совершён подж_г дома, афиши раскле_ны, загримирова_ный артист, гружё_ный кирпичом прицеп, мука рассыпа_на по столу, ворота отворены сторожем, неразруше_ный храм, избалова_ное дитя, поля ограниче_ны рвом, нетка_ная ска­терть, печё_ные яблоки, назва_ный в честь героя проспект, лица вымаза_ны сажей, не принуждё_ный разго­вор, копчё_ная колбаса, поноше_ный костюм, приглашё_ные гости, замече_ный недостаток.

4.Бараба_ный бой, оловя_ная пуговица, серебря_ная свадьба, чека_ная поступь, песча_ный карьер,

нефтя_ная скважина, гума_ный закон, баклажа_ная икра, тума_ные фразы, льня_ная ткань, травя_ная смесь, урага_ный ветер, румя_ное лицо, лед_ной дом, гуси_ное перо, соля_ная кислота, багря_ый закат,

конституцио_ные решения, воинстве_ный вид, вскипячё_ое молоко, краше_ый пол, подстреле_ая птица, жа­ре_ный в масле картофель, стира_ное бельё, завяза_ный узел, закопчё_ые стены, остриже_ая голова,

стриже_ый мальчик, поля засея_ы овсом, степь пусты_а, действ_вать обдума_но, девушка образова_на, прилагательное образова_но от причастия, вести себя сдержа_но.

Бесприда_ница, бессребре_ник, варе_ник, воспита_ник, гости_ница, гриве_ник, дровя_ник, дружи_ник,

избра_ник, именин_ик, ко_ница, конопля_ик, копчё_ости, листвен_ица, мали_ик, масле_ица, мороже_ое,

мошен_ик, мучен_ик, нефтян_ик, путешествен_ик, родствен_ик, ряби н_ик, священ_ик,

ставле ик, сторо_ник, утопле_ник, уче_ик.

5.Утончё_ный слух, зерно собра_но, игрушка слома_на ребёнком, задача реше_на, разорён_ое гнездо, по­теря_ные безвозвратно, попра_ные права, перчё_ная тушёнка, омрачё_ный праздник, выступление

ограниче_но регламентом, молодежь образова_на и начита_на, некова_ное железо, сливочное мороже_ное,испуган_ый шорохом заяц, закопчё_ные стены, вытка_ый узор, вылепле_ный детьми снеговик, сорочка выглаже_на, асфальтирова_ная улица, убеждён_ое возражение, смышлён_ый ученик, подруга сдержа_на и за­мкнута, сверже_ное правительство, рассея_ный взгля, развенча_ный миф, посаж е_ный мною цветок, печё_ный в золе картофель, взгляды очень ограничен_ы, результаты обобще_ны, нагруже_ная сумка, мороже_ная рыба, лакирован_ая шкатулка, публика избалован_а гастролёрами, гашё_ная известь, выкраше_ный отцом пол, воспитан_ый человек, средства вложе_ны в недвижимость, вещи утеря_ны в дороге, уничтоже_ные вредители, сражё_ный пулей боец, сея_ная мука, распиле_ные дрова, следы путан_ы, отремонтирован_ые тракторы, посаже_ные деревья, огорчё_ная девочка, навея_ный сюжет, мочё_ные яблоки.

6. Исправле_ный вовремя отчёт, вязан_ая сестрой кофта, выкрашен_ый забор, воспитан_а мамой, не уверен_а в исходе, даль туман_а, солен_ые рыжики, смущё_ная улыбка, потуше_ный дождём костёр,подстреле_ная утка, плетён_ая корзина, векселя отправле_ны по назначению, огороже_ная территория, неждан_ое известие, кипячё_ное молоко, руки искусан_ы комарами, зван_ый ужин, запуще_ная на орбиту, замече_на неточность, взволнован_ый разговор, удостое_ный внимания, сражё_н искрен_остью, свежеиспечё_ный хлеб, д_ревья посаже_ны в саду, погаше_ный костёр, овея_ный легендами, напечата_ная статья, мощё_ная булыжником площадь, лома_ные прутья, кваше_ная капуста, средства использованы, замасле_ная бумага, лыжи заброше_ны на чердак, варё_ный утром кофе, точё_ные линии, ткан_ый золотом, зрители спокойны и сдержа_ны, раньше объявле_ного выступления, свеча потуше_на ветром, полуразруше_ная усадьба, организован_ая комиссия, негашё_ная известь, кованый меч, испечё_ная лепёшка, дисквалифицирован_ый спортсмен, гружё_ная баржа, трава вытоптан_а, стремления возвыше_ны.

Выбранный для просмотра документ О-А в наречиях.doc

Правописание О – А на конце наречий

Примеры: влево, наглухо, затемно

Если есть приставки из-, до-, с-

Примеры: издалека, дотемна, справа

В наречиях, образованных от прилагательных без приставки

Примеры: быстрый – быстро, долгий – долго

Поворот слев. направ. уехать надолг. вытереть досух. изредк. переписываться, переработать занов. начать снов. накалить докрасн. друзья издавн. обратиться запрост. выйти засветл. наскор. позавтракать, возвратиться затемн. накормить досыт. глядит испуганн. посмотреть искос. расположиться справ. запереть наглух. вскрикнуть сдавлен. взглянуть влев. доходчив. об. яснить, сначал. выслушать, идти медленн. близк. от дома, сердит. ответить, ещ.

Выбранный для просмотра документ Ы-И после Ц.doc

9.Правописание гласных после ц

Примеры: улицы, сестрицын

Примеры: цирк, цифра

Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыц

В существительных, заканчивающихся на

ция, и в прилагательных, заканчивающихся на –ционный

Примеры: станция, лекционный, нация , революционный

Жареный ц. плёнок, отличная дисц. плина, длинные пальц. родные братц. красивый ц. ган, белые овц. куриц. в песке, ходить на ц. почках, улиц. столиц. большие ц. фры, красивая станц. я, ц. нковые белила, чёткие границ. сестриц. н платок, ц. рковой артист, нарядные знаменосц. краснолиц. й человек, круглый ц. ферблат, нац. ональная гордость, большая ц. стерна, трос. никовая ц. новка, шуба из ц. гейки, новенький ц. ркуль, две спиц. ц. анистый калий, ц. клевать пол, ц. кличный ритм, ц. линдрическая фигура, ц. рковая программа, ц. трусовые культуры, ц. плячий пух, ц. фровой набор, ц. вилизованный мир, сильный ц. клон, ц. гейковая шуба, бледнолиц. й человек, сестриц. н шарф, улиц. столиц. молодые живописц. наши сверс..ниц. администрац. я гостиниц. чертить ц. ркулем, сестриц. на книжка, впечатляющие ц..фры, реконструкц..я завода, нужные ц. таты, редакц. онный альбом, традиц. онный конкурс, заболеть ц. нгой, хор ц. ган, ходить на ц. почках, ц..плячьи клетки, лекц..онный зал, информац..онный стенд, образц. вый ответ, прибыли австралийц. ц. ганский табор, аттестац. я учащихся,

Читайте также:  групповые упражнения для развития мелкой моторики

Выбранный для просмотра документ Ь,Ъ.doc

7.Разделительные ъ и ь

Примеры: съезд, объявление

двух, трёх, четырёх – перед е, ё, ю, я

В иноязычных словах

Парадный под. езд, интересная п. еса, чирикающие вороб. и, интересная с. ёмка, сер. ёзный разговор, птич. и игры, пред. юбилейный год, нал. ю воды, об. явление в газете, , об. единиться в группах, об. явить о каникулах, под. ехать к школе, тяжёлый с. езд, крутой под. ём, в. езжать во двор, сильная в. юга, старое руж. ё, взять бар. ер, ад. ютант генерала, ин. екция от гриппа, кинос. ёмка в воде, раз. единённый шнур, рел. ефный рисунок, трёх. этажный дом, прекрасное фортеп. яно, четырёх. ярусный корабль, без. ядерная зона, сверх. естественные усилия, необ. ятные усилия, оп..яняющие запахи, под. ехал об. ез. чик, швейное об. ед. нение, с. агитировали группу, продолжить с..мку, с..экономили электроэнергию, желание с. ехидничать и с. язвить, неот. емл. мая черта, в. едливый человек, помещич. я усадьба

Современная п. еса, об. ём цилиндра, серь. зный просч. т, пред. юбилейные хлопоты, пред. явить пр. тензии, пор. сти бур. яном, р. яный работник, читать фел. етон, суб. ективный взгляд, об. ективные пр. чины, трёх. язычный словарь, кинос. ёмка в павил. оне, найти компан. она, п. едестал почёта, ад. ютант командующего, командир батал. она, дружеские об. ятья, раз. езженная дорога, раз. яснительная работа, под. ёмный кран, пред. олимпийский сезон, сверх. изысканный вкус, двух. ярусная кровать, необ. ятная ширь, маленький раз. езд, двух. ярусная кровать, с. уметь, с. экономить, дет. ясли, с. езд, об. явить заключение, ин. екции, нужный об. ект, с. узить вопрос, трёх. атомный, ш. ют костюм, серенькие вороб. и, вкусный бул. он, батал. н солдат,

Выбранный для просмотра документ Ь.doc

Примеры: просьба, косьба, молотьба, коньки, польза

Примеры: дождь, скатерть

У существительных женского рода

(3 склонения)
Примеры: ночь, фальшь, речь

У глаголов неопределённой формы

Примеры: беречь, стричь, стричься

У глаголов повелительного наклонения

Примеры: спрячь – спрячьте, режь – режьте

У глаголов 2-го лица единственного числа

Примеры: красишь, умываешься

Примеры: прочь, наотмашь

Исключения: уж, замуж, невтерпёж

Примечание 1. Сочетания чк, чн, нч, нщ, щн пишутся без ь

Примеры: дочка, блочный, нянчить, сменщик, мощный

Примечание 2. Пишутся без ь существительные мужского рода (нож, кирпич), существительные в родительном падеже во множественном числе (туч, пастбищ), прилагательные в краткой форме (хорош, горяч).

Много пас. бищ. получили помощ. луч. солнца, из – за свинцовых туч. около берёзовых рощ. чертёж. на доске, около дач. маленький клещ. следы лыж. старинная вещ. укрепляют мощ. наша молодёж. у весенних лу. повидло из груш. ряд задач. среди пожарищ. бегает малыш. пробирается ёж. капает с крыш. грош. цена, твёрдый калач. луч. жгуч. медведь неуклюж. много передач. веч. ный вопрос, хороший гон. щик, мощ. ный взрыв, сильный хищ. ник, кон. чились занятия, ходить без оч. ков, смотриш. в окно, видиш. снег, вдыхаеш. воздух, нарисуеш. рисунок, слушаеш. музыку, настич. врага, обжеч. кирпич. соберёш. материал, состав. шь план, воз. мёш. ся за работу, радост. первых встреч. крыши дач. пр. ехать на молот. бу, мощ. ный кран, отсроч. ка платежа, руч. ная работа, зачин. щик ссоры, старый набор. щик , в пес. не, не плач. те, утеш. тесь

Допустить фальш. ландыш. пахуч. лесная глуш. серебр. ная брош. несколько встреч. угрюмый сыч. передовая молодёж. кактус колюч. мороз трескуч. песч. ный пляж. голос певуч. собою пригож. сильный смерч. заброшенная пустош. ученик знающ. леч. спать, отвлеч. от занятий, стрич. кустарник, не перемаж. тесь вареньем, читаеш. книгу, исправиш. ошибки, не тревож. ся из – за пустяка, обеспеч. те явку, спряч. те книгу в шкаф, прилеч. на лужайке, умнож. те число, пришла полноч. береч. топливо, превозмоч. усталост. достан. багаж. отреж. хлеба, исправ. ошибки, дремуч. бор, встан. поран. ше, шагнуть подал. ше, знай бол. ше, говори мен. ше, воз. мёт ерша, в. ётся верёвоч. ка, меч. не сечёт, не стоит свеч. , ведёш. в игре, гореч. пор..жения, воздух горяч. любиш. болтать, острич. наголо, участвуеш. в соревновании, устроиш. ся поудобнее, залеч. на дно, воз. мёш. книгу, помощ. ник пил. щика, охотнич. ий нож. около дач. разжеч. костёр, сжеч. ветки, испеч. в золе, налетел смерч. наш силач. к охотнич. ей избушке, по заяч. им следам, затопить печ. воз. мёт коробку, съеш. те хлеба

Иш. какой, мазутная ветош. сплош. дворы, врёш. постоянно, гореч. обид, помощ. старшим, ударить наотмаш. мчат. ся вскач. мелоч. в кармане, пошёл проч. мощ. армии, виш. как, картеч. лиш. немногим, грамотная реч. говорить невмоч. тиш. и благодать, напроч. забыть , упасть навзнич. пробить бреш. большой уж. открыть настеж. точ. – в – точ. похож, пошли проч. синяя гуаш. щёлоч. большой ковш. невиданная роскош. упряж. собак, много луж. несколько училищ. говорить фальш. вышла замуж. мороз трескуч. голос певуч. реж. те ровно, плач. те тише, пишеш. красиво, узнаеш. позже, иш. какой, хлеб горяч. отреж. те сыра, воздух пахуч. жду удач. сильный смерч. пёс злющ. сушиш. бельё, биш. реж. ножом, обозначь.. часть речи., большая пустош. не плач. те, кинуть клич. несколько груш. маж. кистью, с крыш. упряж. лошадей , кустарник колюч. упасть навзнич. мелкая дрож. читаеш. медленно , лиш. уничтож..те врага, мощ. страны, длинный бич. больной зряч. мёд тягуч. ланжыш. пахуч,

Выбранный для просмотра документ безударная гласная (2).doc

2. Безударные гласные, не проверяемые ударением

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить!

Правописание непроверяемых согласных нужно запомнить!

Автоб. ография, а. тограф, а. ея, амф. брахий, ан. кдот, ант. теза, . нтракт, . ппарат, ап. льсин, асс. ртимент, б. лкон, б. лада, б. скетбол, б. сейн, б. ян, бе..вкусный, б. речь, б. с. довать, б. нокль, бл. городный, в. гон, вв. рху, вдв. ём, в. зде, в. логонки, вел. сипед, в. ла, влев…, в. кзал, воскл. цательный, вп. р. ди, вправ. вс. гда, втр. ём, г. рдероб, г. рбарий, г. роизм, г. рой, г. мнастика, г. тара, грам. тный, д. ван, дн. вник, ди. лог, , жж. ный, ж. нглёр, жу. ать, . дание, . десь, . доровье, . дравствуй, ид. ал, изр. дка, и. юстрация, инт. рьер, ис. кусный, иску. тво, к. бинет, к. нал, к. пюш. н, к. мпьютер, к. лекция, к. нфета, к. рзина, к. см. навт, к. стюм, крыж. вник, л. ловый, м..нд. рин, м. ршрут, мат. м. чта, налев. направ. нег. д. вать, нед. умевать, нен..видеть, н. когда, . громный, от. всюду, отр. сль, п. ркет, пи. нино, пл. тформа, п. в. ствовательный, пог. ворка, пос. тить, послов. ца, поч. рк, прав. льный, пр. з. рать, пр. красный, пре. д. леть, пр. пя. ствие, пр. горок, пр. гожий, пр. ключение, пр. обр. сти, пр. общение, пр. ютить, програ. а, пр. фе. ия, рап. рт, расп. сание, рас. вет, ра. ч. тать, рас. вет, расч. т, расч. тливый, р. мень, р. спубл. ка, р. вес. ник, р. сток, Р. стислав, рю. зак, с. лют, сверс. ник, слев. с. ревноваться, сост. заться, сп. рт. киада, спорт. мен, справ. спр. в. дливый, ст. дион, ст. речь, стр. миться, тел. визор, тел. фон, трен. р, трен. роваться, трещ. тка, трущ. бы, ф. олетовый, фотоа..арат, фу. бол, хо. ей, х. рей, ч. рнила, ч. хол, ш. в, ш. колад, ш. рох, ш. рты, ш. ссе, ш. фёр, ц. ган, ц. плёнок, ц. почки, ц. ц, . бсолютный ч. мпион, в . тмосфере, изобр. жать клоуна, инд. видуальная работа, к. лебаться в решении, обл. чать обманщика, положительный п. рсонаж, вести п. лемику, провести р. форму, эп. зод

А. егория, ант. теза, арм. тура, атм. сфера, б. гряный, ба. ейн, б. хрома, б. ография, б. рюзовый, б. г. тырь, б. рдовый, вел. колепный, в. лосипед, в. т. ран, ветре. ый (день), ветр. ная (мельница), возр. жать, г. раж, г. н. рал, г. рой, двест. девяност. ди. лог, жан. р, з. главие, зелё. ый, изжелта . красный, и. юстрация, искусный, иссиня. чёрный, к. рниз, кв. ртира, кил. метр, к. м. ндир, к. медия, ко. екция, к. нвей. р, л. йт. нант, м. ляр, м. тафора, ми. иард, ми. ион, мон..лог, общественно . политический, общественно. полезный, оди. адцать, . рнамент, п. ркет, п. даль, п. рила, подз. головок, подр. жать, пор. жение, пор. жать, поск. льзнуться., пр. бывать (на работе), пр. бывать (на работу), пр. вратить, пр. дмет, пр. з. рать, пр. кратить, пр. обр. зовать, пр. од. леть, пр. пятствие, пр. творить (дверь), пр. творить (мечту), пр. вет, пр. выкать, пр. гл..сить, пр. годиться, пр. готовить, пр. думать, пр. йти, пр. казать, пр. ключение, пр. лежный, пр. мер, прим. рять (одежду), прим. рять друзей, пр. обрести, пр. рода, пр. смотреться, пр. способить, пр. сутствовать, пр. чина, пр. ятный, прот. воречить, профе. ия, р. кета, р. форма, ровес. ник, румя. ый, с. лат, с. лфетка, сви. ой, с. лдат, сост. зание, ср. внение, т. лант, тел. грамма, те. аса, тип. графия, тор. питься, тр. буна, трист. тро..ейбус, ф. соль, центн. р, четырест. штук. тур, экз. мпляр, эк. номить, экск. ватор, эп. граф, юн. ый, январ. ский

Читайте также:  упражнениями для улучшения функции щитовидной железы

Авт. р, акв. ланг, акв. риум, акв. рель, анап. ст, арт. лерия, аф. ризм, ба. ейн, благод. ря тому. что, бок. о. бок, Библ. я, вид. мо – невид. мо, в. миг, в. насмешку, возр. жение, волей . неволей, в. последстви. в. продолжени. в. следстви. того что, в. течени. выр. вненный, г. лерея, г. мнастика, г. рлянда, г. п. рбола, гр. теск, дактиль, давным – давно, дистанция, для того чтобы, до смерти, драма, жёваный, желанный, ж. ваный, завя. ка, за. границу, за . границей, за. то,за. тем чтобы, из . за, изобр. зить, инт. рвью, из . под, к. литка, как . будто, к. рикатура, кв. танция, клас. ик, ков. ый, коло. а, к. мб. нат, к. мб. нация, к. мп. зиция, к. нверт, кр. мешный, крос. кульм. нация, л. генда, лет. пись, мало. помалу, мас. а, медле. ый, на. глазок, на. днях, на. дом, на. лету, на. миг, на. память, на. скаку, на. совесть, на. ходу, на. цыпочках, невида. ый, недос. гаемый, нежда. ый, н. раз (много раз), неслых. нный, неча. ый, н. мало, н. как, н. сколечко, н. чуть, ни. разу (никогда) ор..ентация, ор. ентироваться, . санка, отр. зить, оттого . что, п. кет, п. ром, п. йзаж, п. риод, по . двое, под. силу, по. окончани. по пам. ти, по пр. бытии, пор. жение, пор. зительный, по. совести, по. трое, почт. льон, предв. рительный, пр. кр. тить, пр. тензия, прису. ствовать, р. альный, р. з. денция, с. тира, свет. фор, св. щенный, с. м. фор, с. луэт, с. туация, (с) налёту, сн. ряд, (с) разбегу, ст. рательно, (с) тем что, точ. – в – точ. тр. вога, трен. р, трен. роваться, утр. мбовать, ф. нтазия, ч. мп. он, что(бы), ш..в. литься, эп. демия, об..ятельный человек,

Акт..в..зировать, ал. егория, амбр. зура, амф. брахий, амф. театр, анап. ст, . нсамбль, ап. ф. оз, аргум. нтировать, арт. лерия, архит. ктура, ат. естат, ауд. тория, б. йдарка, б. лада, б..л. тристика, бе. союзие, бес. се. лер, библ. ограф, бизн. смен, б. ограф, больш. нство, в. збудить, во. бр. жение, вопл. тить, воспроизв. сти, впеч. тление, выр. зить, г. лерея, г. рмония, г. н. альный, г. роизм, г. пербола, г. потеза, грам. атический, гр. циозный, д. баты, д. бют, д. виз, д. кл. рация, дек. рация, д..л. гат, д. л. катесный, д. путат, ди. лог, д. плом, д. ректор, диску. ия, д. скутировать, дискус. ировать, дост. инство, дост. пр. мечательность, дра. а, зо. чество, зо. чий, ид. ал, из. яснительное, и. юминация, ил. юстрация, ил. юстрированный, инте. ект, интер. ер, инф. рмация, инф. рмировать, искус. ный, искус..тво, исти. ый, к. в. лерия, к. ндидат, к. никулы, к. рн. вал, к. ртотека, к. лорит, колос. альный, к. медия, комис. ия, к. митет, к. мп. зитор, к. мп. зиция, к. мп. ютер, к. мфорт, к. нгрес. к. нс. рватория, к. нф. ренция, красн. речие, л. боратория, лан. шафт, л. уреат, л. генда, лир. ка, м. неврировать, м. нёвр, м. ршрут, меньш. нство, м. тафора, м. грация, м. тинг, м. нолог, муж. ство, об. лиск, обос. бление, обр. з, ол. цетворять, ор. тор, . раторский, ори. нтироваться, орн. мент, осущ. ствить, п. мфлет, пан. рама, п. триот, п. триотизм, п. фос, п. йзаж, п. риод, п. весть, подв. г, подлин. ый, пор. жать, пост. мент, поста. овление, п. ртрет, п. эма, предан. ость, пр. з. дент, пр. з. диум, пр. ения, пр. образовать, пр. следовать, пр. в. легия, пр. даточное, пр. ор. тет, прогрес. прол..г, прот. тип, профес. ия, п. ед. стал, пье. са, прот. вительное, публ. цистика, рас. каз, ре. лизм, р. ванш, р. гулировать, режис. ёр, рез. люция, р. ликвия, р. п. тиция, р. ст..врация, р. торика, ровес. ник, р. ман, р. мантизм, сверс. ник, св. детельство, с. зон, с. кр. тарь, с. мвол, ст. пендия, ст. пендиат, с. кретарь, тр. диция, тр. мвай, тр. л. ейбус, труже. ик, ст. па, тр. гедия, ф. льетон, ф. нтастика, экспр. мт.

Ак. мп. н. мент, ак. мп. нировать, . ктивный, амф. театр, ар. мат, . сфальт, б. гряный, б. лет, б. тон, б. дон, буду. щее, вер. вание, в. ртикально, вет. ран, во. зрение, вр. сплох, встреп. нуться, выр. зительный, гал. ерея, газ. фикация, ген. альный, г. гант, гиган. ский, г. сподин, гостин. ая, гуман. ый, де. тельный, д. клад, ( за) ч. стую, изм. нение, ин. й, ид. олог. ческий, инт. нсивный, ист. на, к. н. нада, к. р. ван, к. ртина, к. варный, колос. колос. альный, к. м. ентарий, к. м. ентатор, к. нспект,л. уреат, мировоз. рение, мироп. н. мание, м. заика, м. раль, (на)угад, недос. гаемый, об. яние, об. няние, одух. творить, оп. ра, ор. нжерея, ор. ентир, ор. ентироваться, ох. рактеризовать, п. л. садник, п. рал. ль, п. с. имист, п. чальный, подл. н. ый, пр. гл. сить друзей, пр. обр. сти, пр. рода, пр. смотреться, пр. способить, пр. сутствовать, пр. тв. рить (дверь), пр. чина, пр. ятный, прот. воречить, пр. грес. ивный, профес. ия, р. внина, р. кета, р. форма, р. форма, р. вес. ник, румян. ый, с. лат, с. лфетка, свин. ой,с. луэт, син. ий, с. лдат, сост. зание, ср. внение, т. лант, телеграм. а, тер. аса, тип. графия, тор. питься, тр. буна, трист. трол. ейбус, ф. соль, цен. нер, че. ствовать, четырест. ш. девр, штук. тур, экз. мпляр, эк. номить, экск. ватор, …пиграф, эф. ект, юн. ый, январ. ский

Ав. кадо, акв. рель, алг. ритм, б. к. лавр, б. кл. жан, в. лидол, в. н. грет, в. д. виль, выгр. вировать, г. рмония, гастр. лёр, д. кл. рировать, д. л. тант, д. ректор, заб. тонировать, и. зуит, и. роглиф, имп. нировать, инт. рпр. тация, к. н. нада, к. г. рта, крим. налистика, л. б. ратория, л. нгвистика, м. ц. нат, м. золь, м. тивировать, н. ктюрн, отр. жение, отс. лютовать, п. н..братство, пер. фраза, пи. нино, пр. амбула, ре. нимация, р. гент, р. горист, ск. лет, стр. тегия, тр. умвират, тр. умфальный, ф. натизм, ф. ниш, ф. рель, фр. гмент, юн. ор, ч. снок, экск. ватор, эл. ксир, ярм. рка, ап. тичный, апл. дировать, ац. тат, в. рн. саж, в. ртуоз, вит. еватый, гастр. номия, г. ризонт, д. в. львация, д. в. денды, д. спансер, загр. м. ждение, из. бр. зительный, и. рархия, к. лейдоскоп, к. т. комбы, кл. рикальный, к. мп. тентный, л. м. тировать, м. ндат, м. тонимия, нас. комое, нейтр. лизовать, нум. зматика, обл. чко, оптим. стический, орд. натура, п. ритет, п. ртер, п. рсп. ктива, пр. з. дент, прол. тариат, р. гламент, р. туал, р. мантичность, ст. матология, сув. нир, тр. в. альный, ф. талистический, фр. гат, юб. лей, юв. лир, ал. гория, ал. терация, альм. нах, ан. хр. низм, ан. нимный, ар. ст. кратизм, арх. изм, ас. нанс, аф. ризм, в. кансия, в. риант, в. девиль, г. рмония, г. пербола, гум. низм, д. скр. минация, д. р. ктива, д. сонанс, д. м. кратизм, ид. ал, инст. нктивный, иде. логия, инт. л. ектуальный, идил. ия, ид. ома, инт. лигенция, к. рикатура, к. мп. зиция, к. мп. нент, к. нс. рватизм, к. мпания

( друзей), предвыборная к. мпания, л. б. рал, м. муары, м. тафора, м. тонимия, н. гилизм, не. логизм, н. ве. ла, пл. гиат, пров. нциальный, публ. цистика, п. еса, ор. г. нал, ре. лизм, р. зонёр, р. акционер, р. торика, с. рказм, с. тира, с. нт. ментальный, с. туация, ст. листика, т. тология.

Акр. батический, ди. пазон, д. скр. минация, дисл. кация, дом. нанта, кат. строфический, к. мбин. зон, к. нт. нгент, к. нф. денциальный, к. ричневый, корп. рация, кр. потливый, л. биринт, л. вировать, л. генда, л. квидировать, л. моть, м. гистральный, м. лярия, м. териализм, м. л. оратор, м. рк. нтильный, мет. морфоза, мет. стазы, миссионер, мист. фикация, м. льберт, м. ше. ник, нищ..та, об. яние, н. к. лированный, ол. гархия, оп. рация, ор. нжерея, ор. ол, ор. гинальный, ос. зание, п. вильон, п. кет, п. лата, п. литра, п. мфлет, пан. цея, п. н. рама, п. р. докс, пор. зительный, п. рафраза, п. стораль, п. тетический, п. триот, пер. петия, пл. гиат, пл. оназм, поб. гроветь, п. ликлиника, п. ртрет, пот. совка, пр. словутый, пр. в. цировать, пр. т. кол, п. т. логия, пл. яда, поб. гроветь, пр. гматизм, пр. т. нзия, пр. куратура, рад. атор, р. прес. ии, р. путация, р. ст. врация, р. ц. нзент, с. крет, с. роп, с. лярий, ретр. сп..ктивный, скр. пулёзный, с. лидарность, ст. кан, стр. коза, т. рапевт, т. рада, т. ксичный, т. тальный, ф. хтование, ф. ш. небельный, ф. л. рмония, эг. ист, эксп. нат, экз. стенциализм, эст. када, акм. изм, ан. тация, ант. логия, в. девиль, г. рмония, гу. анизм, дек. дентство, др. ма, др. матург, импр. сионизм, интриган. ский, к. л. мбур, к. нфликт, л. конизм, л. генда, мел. драма, м. ниатюра, м. дернизм, м. стерия, опт. мизм, некр. лог, н. ологизм, п. мфлет, п. триархальный, пре. са, прогре. сивный, р. пре. сия, с. мв. лизм, т. нд. нциозность, ф. була, ф. льетон, эксп. зиция, эп. пея, эстет. ка.

Источник

Adblock
detector