Меню

5 класс русский язык орфограммы в корне слова упражнения

Упражнения по орфографии 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по орфографии 5 класс»

Упражнение 1. Выпишите только слова с чередующейся гласной в корне, графически объясняя.

Роса, растворить, растение, роскошный, возлагать, предположить, растаять, ложный, лагерь отдыха, расположение, растяпа, оросил, отрасль, подрастать, вложить.

Упражнение 2. Спишите, графически объясняя выбор гласной в корне.

а) Пол_жить на полку, удобно распол_житься, предпол_гать ответ, сл_жить книги, распол_гать запасами, предл_гать помощь, кратко изл_жить содержание, прол_жить путь.

б) Город Р_стов, устье зар_сло, морские водор_сли, дети подр_сли, выр_стить в саду, произр_стать в пустыне, богатая р_стительность, выр_щенные лимоны, мир р_стений, переходный возр_ст, зар_сли камыша, сберечь пор_сль, подр_стковый врач, р_стущие на берегу, зеленый р_сток, отр_сль хозяйства.

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните те словосочетания, в состав которых входят слова с чередующимися гласными в корне. Графически объясните написание выбранной гласной.

Простое предл_жение, горная р_стительность, обильная р_са; сотр_сать воздух, возл_гать надежды, р_скошные цветы, ув_дать без воды, распол_житься у костра; пор_сло травой, дождь ор_сил травы.

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически объясняя выбор орфограмм в корне.

а) Изл_гать содержание, хорошо изл_жить; знать признаки прил_гательного; написать изл_жение; оба сл_гаемых; распол_житься на ночлег; распол_гать свободным временем.

б) Гул нар_стает, р_скошные р_стения, зар_сли камышом, выр_сли подснежники; зеленые водор_сли, Р_стислав; р_стущий ребенок.

в) Предпол_жения не подтвердились; капельки р_сы; тропа зар_стает; р_стительное масло; изменить пол_жение; лепестки р_стений; сл_гать стихи; желуди прор_сли; сберечь р_стения от мороза; просека зар_стает; предл_жить помощь.

Упражнение 5. Распределите слова в два столбика, объяснив графически выбор а – о в корне.

Подр_сли, распол_гаться, прил_жить, выр_стать, распол_жение, Р_стов, обр_сли, сл_жить, возл_гать, пол_гаться, р_сток, выр_щенный, отр_сль, р_сти, нар_щение, прил_гать.

Упражнение 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя графически выбор орфограмм в корне.

1. Панды питаются р_стениями, в основном молодыми р_стками бамбука. (И.Акимушкин) 2. Чахлые сосны р_стут на отвесной стене, шепчут под солнцем и зябнут при тусклой луне.*(К.Бальмонт) 3. В зар_слях трос_ника просвечивала вода. 4. С каждым годом р_стет интерес к исчезающим с лица Земли животным. (И.Акимушкин) 5. Густая трава р_сла по берегам озера.(Д.Мамин-Сибиряк)

Упражнение 7. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните графически выбор орфограмм в словах с пропуском.

К водопаду мы предпол_гали отправиться на ра_вете но вышли поз_но. Со_нце уже пекло бе_жалос_но. Дорога к горам т_нулась по берегу моря. Под ногами хрустели черные водор_сли. Волны выбр_сили их на берег а со_нце высушило.
К вечеру добрались до ущелья. Товарищ_ предл_жил _делать _десь остановку. Мы распол_жились у скалы. Подножие ее было покрыто густой р_стительностью. В зар_слях кустов мы увидели р_скошные цветы.
Но вот со_нце спряталось и сразу спустились сум_рки. Мы разл_жили костер и устроили _десь ночлег.

Читайте также:  игра упражнение на внимание по физкультуре

Упражнение 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Разберите по составу выделенные слова.

1. Из-за ветров горные деревья часто выр_стают однобокими. 2. Плотной стеной темнели зар_сли камыша. 3. Утки зябли в зар_слях и крякали всю ночь. (К.Паустовский) 4. Я добрался допихтовой зар_сли и распол_жился на крохотной поляне. (В.Бурлак) 5. Густые кусты разр_слись по склонам оврага. 6. Кратко изл_жи содержание параграфа. 7. В густой тени елового леса р_стут лишь немногие р_стения. (И.Соколов-Микитов)

Упражнение 9. Спишите, распределяя слова в две колонки, вставляя пропущенные буквы, объясняя выбор гласной в корне.

проверяемые безударные гласные в корне | чередующиеся гласные в корне

Распол_гаться, уд_вляться, оч_ровать, совм_щать, р_стение, р_сток, пол_гаю, зар_сло, изл_жение, распол_житься, предпол_жение, ок_заться, д_лекий, сокр_тить, просл_влять, р_стущий.

Буквы ё – о после шипящих в корне

Упражнение 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы, обозначая морфему, в которой пропущена буква.

а) Узкая щ_лочка, мягкая ш_рстка, тихий ш_пот, спелый крыж_вник, ч_рствый хлеб, ж_лтый ш_лк, реш_тка, ч_тное число, вкусный ш_колад, ж_сткий сухарь, широкое ш_ссе, щ_лкать орешки, ж_лудь, мокрые ш_рты, сильный ож_г, подж_г хворост.

б) Выбраться из чащ_бы, тяж_лый ранец, тонкая ж_рдочка, ч_ткий рисунок, таинственный ш_рох, умелый ш_фер, уч_ба в школе, новая щ_тка, короткая ч_лка.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Среди листвы умолк м_лейший ш_пот. (К.Бальмонт) 2. Посреди ночи стихло все: ш_рохи листьев, ш_рохи шагов, голоса птиц. (Н.Сладков) 3. Олененок ходил около куста и прислушивался к м_лейшему ш_роху. (Д.Мамин-Сибиряк) 4. Ч_рная туча в_сит над полем. 5. В унылое безмолвие комнаты не проникал ни ш_пот листвы сирени, ни шум дождя. (Г.Корольков)

Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

1. Улыбнулись сонные березки, растрепали ш_лковые косы. (С.Есенин) 2. Легкий ветер гнал с ш_рохом по льду крупинки снега. (А.Казанцев) 3. Одна мысль об этой чащ_бе наводила на меня ужас. 4. Ветер что-то наш_птывал березкам. 5. Мороз покусывал нос и щ_ки. 6. Елочка стала р_сти, а береза прикрывала ее от ож_гов солнца и мороза. (М.Пришвин)

Составьте схемы первого и последнего предложений.
Разберите по составу выделенные слова.

Упражнение 1. Спишите, вставляя и или ы после ц. Выделите морфему, в которой находится данная орфограмма.

а) Новый ц_ркуль, свежие огурц_, седой ц_ган, цветы ц_кория, улиц_ города, душистая акац_я, станц_я метро, ц_ганская песня, гнездо синиц_, круглолиц_й мальчик, лисиц_н след, ц_клон, подойти на ц_почках.

б) Ц_рк, ц_плячий пух, панц_рь, ц_гейка, ц_фра, дисц_плина, ц_ркач, операц_я, ц_кнуть, гусениц_, редакц_я, молодц_, Куниц_н, красавиц_, бледнолиц_й, дикц_я, смуглолиц_й, Птиц_н, репродукц_я, учениц_, репетиц_я.

Упражнение 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Объясните условия выбора и и ы после ц.

а) 1. Лео артист ц_рка.* Это морской лев. 2. Когда львенок спал все погружалось в тишину.* Все х_дили на ц_почках и разг_варивали ш_потом. 3. Глазки львенка были похожи на щ_лки. 4.Лисенок выл_зал из клетки только ночью и пугался всякого ш_роха.*

Читайте также:  омолаживающие упражнения китайских императриц видео

Подчеркните суффиксы в выделенных словах.
Подчеркните грамматические основы в отмеченных предложениях.

б) 1. Синиц_ ц_кают поползень свистит. (Г.Корольков) 2. Лед ск_вал воды залива крепким панц_рем. (В.Мелентьев) 3. Ц_рк р_дился в Древнем Риме. 4. Бегают по деревьям гоняются за белками злые куниц_. 5. Круглая клумба с м_хнатыми ж_лтыми цветами похожа на лукошко с ц_плятами. 6. Уже поют в уютной листве соловьи скворц_. 7. Круглолиц_й подсолнух в оконце зат_вает со мной разговор. (Ю.Могутин)

Упражнение 3. Выпишите из текста слова с и и ы после ц, распределив их в две колонки. Вставьте пропущенные буквы. Объясните условия выбора и и ы после ц.

Аттракционов в ц_рковом представлении было много. Все птиц_: и скворц_, и синиц_, и даже неуклюжие куриц_ – были молодц_ и необыкновенные умниц_. Они становились на ц_почки, весело клевали огурц_ и перелетали со спиц_ на спицу. Самая большая курица водрузилась на панц_рь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать ц_трусовые.
Скворц_, эти неутомимые бойц_, так толкали друг друга, как будто на арене ц_рка происходила настоящая революц_я.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый ц_ган в ц_линдре с ц_пленком в руках. За ц_ганом на ц_почках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький ц_пленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали ц_фры, показанные ему.
В конце выступления ц_ган, к всеобщему изумлению, достал из маленького ц_линдра цветы: нарц_ссы, настурц_и – и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык»)

Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы, недостающие знаки препинания.

а) Цветки многих р_стений уд_вительные часы. Они живут по своему р_списанию.
Дневные цветы ра_крывают свои вен_чики на ра_вете когда и_чезают ноч_ные сум_рки. В четыре утра ра_пускает голубые звездоч_ки ц_корий потом ра_пр_вляет широкие л_пестки ш_повник.

б) Возле дороги распол_жился одуван_чик. К шести утра начинают т_нуться к со_нцу его ж_лтые головки. За ним вспыхнут цветки гвоздики.
Со_нце зал_вает осл_пительным светом окрес_ности и тогда ра_крывается белая лилия кувшинки. Она р_стет на воде.
Дневные цветы первыми и засыпают. Кончается день и со_нце опускается за лес. (С,з)гущаются сум_рки и пробуждаются ноч_ные цветы. Густая темнота л_жится на зар_сли кустов на тропинки.

Источник

Пособие «Карточки-орфограммы». 5 класс. Теория, графическое пояснение орфограмм, практика.

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Читайте также:  тренинг делового общения программа с упражнениями

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

«Карточки-орфограммы» — материал, по которому я работаю со своими классами уже очень много лет. Благодаря ему мои дети хорошо знают правила и успешно сдают экзамены.

С пятого класса приучаю ребят к полному графическому пояснению каждой орфограммы. Это же задание часто включаю в качестве дополнительной работы к проверочным диктантам. К знанию орфографических правил у детей подключается и орфографическая зоркость — важное умение для практической грамотности. С 5 по 7 класс провожу и зачёты по этому материалу.

«Карточки-орфограммы» — это и незаменимое пособие для моих учеников при выполнении работ над орфографическими ошибками.

Проверяя рабочие, творческие, контрольные тетради, с пятого класса всегда указываю на полях тетрадей номера орфограмм, на которые допущены орфографические ошибки. Если учитель будет проводить эту работу постоянно, номера орфограмм запомнить несложно.

Используя это пособие, мои дети закрепляют правило, графически поясняют в слове с ошибкой орфограмму, приводят много примеров с графическим пояснением из упражнения, которое дано к каждой орфограмме.

Пособия распечатываются на каждого ребёнка в начале каждого учебного года, вкладываются в файлы и мягкую папку. Каждый год в эту папку мы добавляем новые орфограммы. 5 класс — орф. № 1 — 25, 6 класс — орф. № 26 — 48, 7 класс — орф. № 49 — 72. Пособием мы пользуемся очень часто, до выпускных экзаменов в 11 классе. (У нас своя нумерация орфограмм, так как учебники не включают всех правил, которые нам необходимо знать). С пятого класса изучаем орфограммы со всеми исключениями.

В кабинете такое пособие с орфограммами № 1 — 72 есть на каждую парту. Им мы пользуемся очень часто.

Его я составляла по разным многочисленным источникам в течение многих лет.

Если кому-то оно пригодится, буду рада.

Хороших вам, грамотных работ учеников, учителя русского языка!

Источник

Adblock
detector