Меню

4 класс русский язык упражнения по теме имя существительное

По русскому языку тема: «Имя существительное» для 4 класса

Урок русского языка для 4 класса

Тема: Имя Существительное

Цель : ознакомить детей с именем существительным , родом и склонением имен существительных .

Задачи : — образовательная – ознакомить детей с именем существительным , а также выполнять упражнения с именами существительными .

— воспитательная – воспитать любовь к природе .

— развивающая – развивать устную речь , мышление , внимание . Развивать навык нахождения орфограмм в именах существительных .

«Остров Знаний» (объявление новой темы)

«Остров Упражнений» (практическая работа)

«Остров Тайн» (воспитательная беседа)

I .Организационный момент:

II. Минутка каллиграфии:

— Откройте свои тетради, запишите число.

Тридцатое сентября. Классная работа.

— Пишем букву Уу (заглавная букву У, усложняющий элемент, строчная буква у) и слова на букву У: участок, учебник, угол, улыбка, учеба.

— А сейчас ребята мы с вами отправимся в маленькое путешествие. Вот вы видите корабль и три острова: «Остров Знаний», «Остров Упражнений» и «Остров Тайн».

III . Словарная работа.

— Вот мы на корабле. Для того чтобы корабль тронулся, давайте проведем словарную работу.

( М…л…ко, л…пата, п…нал, м…роз, яг…да, вет…р, в…кзал, г…зета).

— Пока мы будем добираться до первого острова, давайте, выполним маленькое упражнение, которая будет связана с темой нашего сегодняшнего урока (На А4 написан текст)

В далекие времена бумаги не было. Первые рукописи появились на глиняных табличках. Потом писали на металле. На востоке бумагу заменила слоновая кость. Для письма часто использовали кожу животных – пергамент. Таких книг сохранилось много.

В Древней Руси писали на берёзовой коре, берёсте.

1) Вставьте орфограммы.

2) Подчеркните в тексте все Имена Существительные.

— Мы добрались до «Острова Знаний» . Вы, наверное, уже догадались по предыдущему упражнению и знаете, как звучит тема нашего урока? Тема нашего урока: Имя Существительное.

— Ребята, так что такое Имя Существительное? …….. т.е.

Имя Существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? или ЧТО? и обозначает предметы:

Конкретные предметы (Как вы понимаете конкретные предметы?) – это те предметы, которые мы можем увидеть и потрогать (дом, дерево).

Живые существа (бабочка, лягушка).

Явления природы (гроза, дождь).

События (война, революция).

Процессы, действия (стрельба, рост).

Абстрактные понятия (Как вы понимаете абстрактные понятия?) – это чувства людей, т.е. то, что мы не можем увидеть или потрогать.

— Имена Существительные бывают собственные и нарицательные.

Собственные И.С.(Как вы думаете, какие это существительные?) – это С., которые называют имена людей, название городов, улиц и т.д..

Нарицательные И.С. – это все остальные существительные, которые обозначают предмет, которые нас окружают и т.д. (часы, парта)

— Также Существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

Одушевлённые И.С.(Как вы понимаете «Одушевлённые» И.С.) – Это существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (мальчик, белка), а значит неодушевлённые – это существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (тетрадь, машина).

Имена Существительные бывают трёх родов: мужской, женский и средний род.

— Как вы думаете, какие существительные относятся к мужскому роду (дом, пенал), к женскому роду (ручка, шкатулка), к среднему роду (яблоко, солнце).

— Имени Существительные изменяются по числам (единственное и множественное) и по падежам (Какие падежи вы знаете?). Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Чтобы определить род Имен Существительных во множественном числе, надо поставить его в начальную форму (поставить вопрос КТО? или ЧТО?). Есть существительные, которые имеют только единственное или только множественное число (чернила – только мн.ч., метро – только ед.ч.).

— Итак, ребята мы покидаем «Остров Знаний» и отправляемся на «Остров Упражнений».

— Откройте ваши учебники.

1) Первое упр., которое нам нужно выполнить упр.16,стр.7.

Спиши. Распредели сущ-ые по родам. Выдели группу сущ-ых во множественном числе.

Праздник Морковь Молоко

Читайте также:  лечение грыжи шейного отдела позвоночника упражнениями

Корабль Речь Зерно

Огни (огонь) Кепки (кепка)

Портфели (портфель) Карта

Слова, которые употребляются только в ед.ч.: просо, молоко, кофе.

Слова, которые употребляются только во мн.ч.: сливки, ножницы.

2) Упр.17,стр. 7. Спиши. Определи тип склонения имён существительных.

Быстро пролетело жаркое лето ( II скл., окончание О).

Наступила золотая осень ( III скл., окон. _). Воздух ( I скл., окон. _) стал холоднее. Лес ( I скл., окон._) стоит совсем тихий, только листья (мн.ч.) шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья (мн.ч.) на осине ( I скл. ОСИНА, Д.п.) и берёзе ( I скл. БЕРЁЗА, Д.п.). Дни (мн.ч.) короче, ночи (мн.ч.) длиннее. Солнце ( II скл., окон. Е) уже не греет как прежде.

I скл. Женский род – а, я. Мужской род – а, я (папа, дядя, дедушка)

II скл. Мужской род — _. Мужской и Средний род – о, е.

III скл. Женский род — _, а на конце их основ мягкий согласный звук ( ночь, дочь, рожь).

3) Упр. 18,стр.8. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Объясни написание. В каких частях речи пропущены буквы?

Чем лучше ч…ловек знает язык, тем точнее будут его мысли. И наоб…рот, у человека, плохо знающего язык, мысл… будут бедными. Б…гатство язык… — это богатство мысл… .

4) – Ребята, мы с вами говорили, что Имена Существительные могут обозначать и явления природы, и события. Вот на доске вы видите слова, давайте, определим, какие из них относятся к событиям, а какие к явлениям природы:

Революция, буря, гром, праздник, война, метель, дождь, народ, пение, парад, молния, ветер, годовщина, каникулы, засуха, цунами.

Явления природы: буря, гром, метель, дождь, молния, ветер, засуха, цунами.

События жизни: революция, праздник, война, парад, годовщина, каникулы.

— Думаю, настало время продолжить наше путешествие. Давайте отправимся на «Остров Тайн».

— Ребята, теперь мы знаем, что и явления природы относятся к Именам Существительным.

— Давайте на «Острове Тайн» мы немного отдохнем и я вам расскажу немного о цунами.

Источник

Карточки-тренажеры по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен существительных»
тренажёр по русскому языку (4 класс) на тему

Карточки-тренажеры по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен существительных»

Скачать:

Вложение Размер
opredeli_padezh_imeni_sushchestvitelnogo.docx 18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад. (__скл.,__п.),

в колыбелык. (__скл.,__п.),

об опастност. (__скл.,__п.),

о мудрост. (__скл.,__п.),

в морковк. (__скл.,__п.),

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад. (__скл.,__п.),

в колыбелык. (__скл.,__п.),

об опастност. (__скл.,__п.),

о мудрост. (__скл.,__п.),

в морковк. (__скл.,__п.),

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад. (__скл.,__п.),

в колыбелык. (__скл.,__п.),

об опастност. (__скл.,__п.),

о мудрост. (__скл.,__п.),

в морковк. (__скл.,__п.),

Определить склонение и падеж данных имен существительных, дописать окончания.

На площад. (__скл.,__п.),

в колыбелык. (__скл.,__п.),

об опастност. (__скл.,__п.),

о мудрост. (__скл.,__п.),

в морковк. (__скл.,__п.),

Определи падеж каждого имени существительного

клюёт по зёрнышку (…….п)

побывать в башне (…….п)

привела из рощи к деревне(…. п…. п)

недалеко от деревни(…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

Определи падеж каждого имени существительного

клюёт по зёрнышку (…….п)

побывать в башне (…….п)

привела из рощи к деревне(…. п…. п)

недалеко от деревни(…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

Определи падеж каждого имени существительного

клюёт по зёрнышку (…….п)

побывать в башне (…….п)

привела из рощи к деревне(…. п…. п)

недалеко от деревни(…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

Определи падеж каждого имени существительного

клюёт по зёрнышку (…….п)

побывать в башне (…….п)

привела из рощи к деревне(…. п…. п)

недалеко от деревни(…….п)

пролетят стайкой (…….п)

покрылась снегом (…….п)

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________

Определи падеж каждого имени существительного

Упал с крыши_____________

подошли к сторожке________

пробирался по оврагу________

задумался над задачей_________

распустились на сирени_______

лисица видит ______________

недалеко от деревни________

шли к морю_______________

вела из рощи______________

собралась в лес ____________

оставляют на дорогах__________

надоели птицы_____ криками_________

гуляем в роще ______________

дом на горе_______________

плыли на лодке____________

изба с крышей____________

пропадали в лесу__________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по развивающей системе Л.В. Занкова 3 класс «Три склонения имени существительного».

Первый урок по теме. На уроке рассматриваются признаки существительных: одушевленные, неодушевленные, обозначение названий предметов, явлений природы, признаков, действий, изменение по числам, род сущ.

В урок включены разнообразные виды работ: самостоятельная, взаимопроверка, работа в парах по УМК «Школа России» Л.М.Зеленина.

Урок русского языка составлен в соответствии с требованиями ФГОС.На этом уроке использовались элементы разноуровневой дифференциации.Тип и форма урока оптимальны для данного возраста учащихся да.

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах.

урок русского языка в 3 классе.

Урок русского языка на тему: Определение имени существительного. Разработан для УМК «Школа 2100», с использованием презентации.

Источник

Урок -игра для 4 класса «Сильное звено» по теме «Имя существительное»

Урок – игра по русскому языку в 4 классе

Зубан Марина Васильевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №16 города Белово

Урок – игра по русскому языку «Сильное звено»

Цели : повторить и систематизировать изученное по теме «Имя существительное»,

воспитывать интерес к изучению русского языка через игру, уважение к сопернику, стремление углублять и расширять знания, формировать престиж грамотности, развивать желание успешного обучения.

Тип урока : повторения и систематизация знаний

Оборудование : картинки с изображением животных, цветные бумажные полоски, клей. Бумажная «ромашка» с вопросами.

Я рада вас приветствовать на игре «Сильное звено». Сегодня мы подытожим нашу работу – изучение имени существительного. В течение урока мы узнаем, кто добросовестно занимался изучением имени существительного, и эти люди станут сильными звеньями нашей цепочки. Чем больше правильных ответов даст команда, тем длиннее будет ваша цепь, которую команда будет составлять из заготовок. Количество звеньев, которые будет получать команда, равна количеству заработанных баллов. У нас 5 команд. Придумайте название для своей команды. Если вы правильно отвечаете на вопрос, вы зарабатываете 3 балла. У вас 6 заданий. У каждой игры есть свои правила. Вот наши правила:

1. Думать, прежде чем написать, сказать.

2. Работать быстро, тихо.

3. Быть дружелюбным, помогай другим.

1. Задание. «Ромашка». Отрываете « лепесток», читаете задание и отвечаете на вопрос. Каждая команда отрывает по три лепестка. Если отвечаете на все три вопроса правильно – три балла, на два – два балла, один – один балл.

2.Все имена существительные делятся на три большие группы……( 3 рода, 3 склонения).

3..Начальная форма имени существительного – (И.п., ед.ч.)

4.Вопрос к одушевленному существительному….(кто).

5.Определите род имени существительного «Чебурашка». ( М.Р.)

6 .Какие существительные относятся ко второму склонению? ( м.р., — нул. окон., ср. р. – окон. о, е.)

7. Какие существительные относятся к третьему склонению ? ( ж.р., нул.окон.)

8. Какие существительные относятся к первому склонению ? ( м.р., ж.р. окон. а, я.)

9. Как назвать самку бегемота? (бегемот)

10.Образуйте форму множественного числа: директор –

11.Найдите правильную форму множественного числа: человек –

12 Назовите вопросы к Д. п. (кому?, чему ?)

13.Определите падеж: «ветка берёзы» ( И. п., Р. п.)

14.Определи склонение слова « шимпанзе» ( несклоняемое)

15.Слово «мяч» — одушевлённое ( нет)

16.Образуйте форму множественного числа – вода (воды)

17.Определи склонение слова «пенсне» (несклоняемое)

( Ученик играет на аккордеоне )

2 задание « Вставь пропущенные буквы». Прочитать!

1 ком. – Бе… к.стей и ры.к.. не с…ешь

2 ком. – К.шк… игрушки а мышк… сле…ки.

3 ком. – При с.лнышк . т…пло, при матер.. д…бро.

4 ком. – Что за гри.. ст.ит на к.чк.

В красном бархатном платочк.

5 ком. – Держ… г.лову в х.лод., живот- в голод., а ноги- в тепле.

Без костей и рыбки не съешь.

Кошке игрушки, а мышке слезки.

При солнышке тепло, при матери добро.

Что за гриб стоит на кочке

В красном бархатном платочке.

3. Задание. «Цепочка слов»

Написать существительные (каждый по одному слову из команды), которые обозначают животных. Каждое следующее слово должно начинаться с буквы, которой заканчивается предыдущее существительное. Определить род каждого существительного.

4. задание. « Кто больше составит слов»

(У каждой команды на столе лежит слово, из букв которого необходимо составить существительные в ед.числе, им.падеже) .

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ель, тело, ноль, есть, сито, лень, тень, ствол, соль, суть, енот,

стиль, село, щель, тесто, оттель, твист, свист,

утиль, тесто, ил, сеть, нить, щи, существо)

Встаньте. 1скл. – хлопнуть в ладоши

3 скл. – встать на носочки

(Зима, метель, буран, снег, снежинка, пурга, сугроб, горка, снеговик, подарок.)

Каждой команде дается карточка с таблицей.

Название падежа Вопросы падежа вспомогательное слово

И.п. кто? что? существует (есть)

Д.п. кому? чему? дать (подойти)

Т.п. кем? чем? доволен

П. п. о ком? о чём? думать (говорить)

Написать имена существительные в единственном числе. Определить их род. (Задание одинаковое для каждой команды.)

Лучи, речи, камыши, товарищи, ежи.

Лучи – луч ( м.р.), речи – речь ( ж.р.), камыши – камыш (м.р.),товарищи – товарищ (м.р.), ежи – ёж (м.р.).

Подведение итогов. ( У кого самая длинная цепочка)

Ребята, если вам понравилась игра похлопайте в ладоши.

1.Найдите правильную форму множественного числа лист (бумаги) -…….(листы)

2.Найдите правильную форму множественного числа: лист (дерева) — ……..(листья)

3.Как назвать самца кукушки? ……… (кукушка)

4.Все географические названия – это имена ……….(собственные)

5.Какую букву писать в окончании : «в болоте….» ? (-е -)

6.Какую букву надо писать в окончании: « от жадност…» ( -и -)

7. Какую букву надо писать в окончании: «нет мыш…» ( — и — )

Определи падеж существительных.

Петя нарисовал яблоко.

Он взял яблоко и отнес его маме.

Петя нарисовал яблоко. Он взял яблоко и отнёс маме.

Список использованной литературы

Бунеев, Р.Н., Бунеева, Е.В. Русский язык. 4 класс. (Учебник) / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М., «Баласс», 2010 – 160 с.

Бунеева, Е.В. Русский язык 4класс. Методические рекомендации/ Е.В. Бунеева М., «Баласс», 2009 – 208 с.

Архипова, Е.В. Русский язык и развитие речи. / Е.В. Архипова. Санкт –Петербург «Литера», 2005. – 87с.

Дружинина, М.В. Поиграем в слова. / М.В.Дружинина. –Москва «Новая школа» 1997,- 45 с.

Сухин, И.Г. Занимательные материалы. / И.Г.Сухин, Москва.: «Вако», 2004 – 137 с.

Источник

Adblock
detector