Меню

33 лексические темы пальчиковые игры упражнения на координацию

29 ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей. 4 5 лет. Автор-составитель А. В.

1 29 ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4 5 лет Автор-составитель А. В. Никитина Логопедам-практикам и внимательным родителям

2 УДК 373 ББК 74.3 Д22 Художник Л. А. Иванов Д22 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4 5 лет)/авт.-сост. А. В. Никитина. СПб.: КАРО, с.: ил. (Серия «Популярная логопедия»). ISBN Пособие создано на основе многолетнего опыта работы в логопедическом саду. В нем представлены все лексические темы, изучаемые в логопедическом дошкольном учреждении с детьми в возрасте 4 5 лет. Это пособие позволит логопедам спланировать занятия на весь учебный год, составить конспекты, сделать занятие интересным для детей, познакомить их со сказками о пальчиках, привлечь их внимание веселыми стихотворениями, разминками и играми. Книга адресована воспитателям, логопедам дошкольных учреждений и, конечно, заинтересованным, внимательным родителям. УДК 373 ББК 74.3 ISBN Никитина А. В., автор-составитель, 2008 КАРО, 2008

3 Вступительное слово от автора Уважаемые читатели! В ваших руках пособие, которое родилось в результате многолетней воспитательской работы с детьми дошкольного возраста. Очень сложно подобрать на каждую лексическую тему пальчиковую игру, упражнения на координацию слова с движением, чтобы сделать занятие интересным, увлекательным и при этом закрепить нужный материал. Поэтому я решила, опираясь на свой педагогический опыт, собрать пальчиковые игры и упражнения на координацию слова с движением, используемые мною на занятиях с детьми 4 5 лет, распределив их по лексическим темам. Чем же уникальна эта коллекция? Во-первых, на каждую тему подобрано несколько пальчиковых игр, что позволяет сделать педагогу выбор. Во-вторых, чтобы ребенок мог отдохнуть и при этом закрепить тему, предложены упражнения на координацию слова с движением (по выбору). В-третьих, загадки, включенные в книгу, позволят закончить занятие или закрепить тему. В-четвертых, пособие поможет педагогу грамотно составить конспект занятий по развитию речи, рисованию, лепке и аппликации. Желаю вам успешной работы!

4 4 Пальчиковая гимнастика и координация слова с движением Жизнь ребенка это игра, в которой он познает мир, учится, развивается, растет. Пальчиковая гимнастика важна для ребенка с самого его рождения. Малышу необходима ласка взрослого, его присутствие, очень важен телесный контакт (необходимо брать малыша на руки, за ручки, гладить по головке). Уже с первых недель жизни, общаясь с малышом, нужно разговаривать с ним, петь песенки, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Большую помощь в развитии выразительной и диалогической речи оказывают пальчиковые игры и логоритмические упражнения. Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически в ходе развития человечества оказались тесно связаны с речевой функцией». Поэтому занятия полезно начинать с разминки пальцев, языка, ритмических упражнений. Пособие создано н аоснове многолетнего опыта работы в логопедическом саду. В нем представлены все лексические темы,

5 изучаемые в логопедическом дошкольном учреждении с детьми в возрасте 4 5 лет. Это пособие позволит логопедам спланировать занятия на весь учебный год, составить конспекты, сделать занятие интересным для детей, познакомить их со сказками о пальчиках, привлечь их внимание веселыми стихотворениями, разминками и играми. Книга адресована воспитателям, логопедам дошкольных учреждений и, конечно, заинтересованным. внимательным родителям. Успехов.

6 ИГРУШКИ Пальчиковая гимнастика На большом диване в ряд Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.) (Загибают поочередно все пальцы.) (Разгибают поочередно все пальцы.) (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулаками.) 6

7 КУКЛА Наша куколка гуляла И играла, и плясала. До чего ж она устала Забралась под одеяло. («Шагают» по столу средним и указательным пальцами.) («Шагают» по столу безымянным и средним пальцами.) («Шагают» по столу мизинцем и безымянным пальцем.) (Кладут одну руку на стол, а другой закрывают ее.) Координация слова с движением МЯЧИК Раз, два, прыгай, мячик. Раз, два, и мы поскачем. Девочки и мальчики Прыгают, как мячики. (Взмахивают правой ладонью, как бы ударяют по мячу.) (Ритмично прыгают на носочках, руки на поясе.) 7

8 ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. А. Барто. (Поглаживают ладонью по голове воображаемую лошадку, потом по спинке, по хвостику.) (Бегут по кругу, высоко под- нимая колени, руки держат воображаемые поводья.) Загадки Танцует крошка, А всего одна ножка. (Волчок.) Ростом мал, да удал, От меня ускакал. (Мяч.) Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка.)

9 ОСЕНЬ Пальчиковая гимнастика Осень добрая пришла, Нам подарки принесла. Яблоки душистые, Персики пушистые, Груши золотистые Осень принесла. (Поочередно разжимают и сжимают пальцы.) (Загибают пальцы.) Осень наступила. (Сжимают разжимают Высохли цветы. пальцы.) И глядят уныло (Открывают пальцы по одному на правой руке.) Голые кусты. (Открывают пальцы по одномуна левой руке.) 9

10 Координация слова с движением Падают, падают листья (Кружатся, подняв руки в нашем саду листопад. вверх, затем приседают на корточки.) Желтые, красные листья (Продолжают кружится.) по ветру вьются, летят. Птицы на юг улетают (Бегут по кругу, машут ругуси, грачи, журавли. ками.) Вот уж последняя стая крыльями машет вдали. Листопад, листопад, Листья желтые летят. Кружат по дорожке, Падают под ножки. (Бегают, изображая осенние листики.) (Кружатся на месте.) (Медленно приседают.) Загадки Падают с ветки Золотые монетки. (Листья.) Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

11 ОВОЩИ Пальчиковая гимнастика Мы капусту рубим, Мы морковку трем, Мы капусту солим, Мы капусту жмем. ОВОЩИ Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, (Делают резкие движения прямыми кистями рук вверх и вниз.) (Пальцы сжимают в кулаки, двигают кулаками к себе и от себя.) (Делают движения пальцами, имитирующие посыпание солью из щепотки.) (Интенсивно сжимают пальцы в кулаки.) (Сжимают и разжимают пальцы.) (Загибают поочередно пальцы.) 11

12 Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох. Ю.Тувим. Координация слова с движением Как-то вечером на грядке Репа, свекла, помидор Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг, Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять, Прячься лучше, прячься глубже, Ну, а ты иди искать. Длинноухий озорник В огород ходить привык. Он по грядкам прыгать стал, Всю капусту потоптал. Мы за ним он скок-поскок С огорода наутек! Г. Бойко. (Идут по кругу, в центре водящий с завязанными глазами.) (Останавливаются, кружат водящего.) (Приседают, водящий находит ребенка и угадывает его имя.) (Встают в круг, руками имитируют ушки зайчика.) (Идут по кругу.) (Прыгают по кругу.) (Высоко поднимая ноги, топают на месте.) (Прыгают на свои места.) 12

13 Загадка Растут на грядке Зеленые ветки, А на ветках Красные детки. (Помидор.) Сидит девица в темнице, А коса на улице. (Морковка.) Сидит дед, Во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук.) Рослые ребятки, Улеглись на грядке, Все ребятки молодцы И зовутся (Огурцы.)

14 Прекрасен наш осенний сад. 14 ФРУКТЫ Пальчиковая гимнастика (Машут руками, подняв их вверх.) В нем слива есть и виноград. (Загибают поочередно пальцы.) На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. И желтый лист шуршит (Машут руками, затем у ног. плавно опускают их вниз.) Плоды мы утром соберем (Сжимают и разжимают пальцы.) И всех соседей позовем. Три яблока из сада Ежик притащил. И самое румяное (Открывают поочередно три пальца.) (Соединяют вместе руки, изображая в виде яблока.)

15 Он белке подарил. В. Волина. (Раскрывают ладони и протягивают их вперед.) Координация слова с движением Мы весной сажали сад, А Семен лежал у гряд. Вот мы яблоки едим, (Встают в круг, а внутри круга лежит ребенок.) (Делают вид, что едят яблоки.) Нам лентяев здесь не надо! (Грозят пальчиком мальчику в кругу.) Выходи Семен из сада! (Мальчик выбегает из круга.) Фрукты радость для ребят, (Прыгают на месте.) Их в садах для нас растят. (Приседают и медленно встают.) Мы к столу их подадим, (Протягивают руки вперед.) Фрукты свежими съедим. (Делают вид, что едят фрукты.) 15

16 Загадки Апельсина брат родной С золотистой кожурой. Дольки с тонкой оболочкой, Только меньше он росточком. (Мандарин.) Хоть и кислый он, В чай положим мы. (Лимон.) Желтый-желтый, Длинный, гладкий. А очистишь Сладкий-сладкий. Он нам жарким югом дан, И зовут его (Банан.) Круглое, румяное, Я расту на ветке. Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.)

17 ДЕРЕВЬЯ. КУСТАРНИКИ Пальчиковая гимнастика У дерева ствол, На стволе много веток, А листья на ветках Желтого цвета. (Прижимают руки тыльной стороной друг к другу.) (Пальцы раздвигают и поднимают вверх, шевелят ими.) Выросли деревья в поле. (Раздвигают пальцы и шевелят ими.) Хорошо расти на воле. Каждое старается, (Поднимают руки вверх.) К небу, к солнцу тянется. На холме стоит рябинка, (Качают руками, двигая пальцами.) 17

18 Держит прямо, Ровно спинку. (Руки опускают, сжимают и разжимают пальцы.) Координация слова с движением До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес. По тропинкам мы гуляли, На полянке поскакали, Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой. (Идут по кругу и машут рукой.) (Маршируют на месте.) (Прыгают на месте.) (Обнимают себя руками.) (Идут по кругу и машут рукой.) БЕРЕЗКА Мы березку посадили, Мы водой ее полили, И березка подросла, К солнцу ветки подняла. А потом их наклонила И ребят благодарила. (Приседают на корточки.) («Поливают».) (Встают медленно, поднимая руки вверх.) (Наклоняются вперед.) 18

19 Загадки Весною расцветала, Летом загорала, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина.) Никто ее не пугает, А она дрожит. (Осина.) Летом вырастают, Осенью опадают. (Листья.)

20 20 ГРИБЫ Пальчиковая гимнастика Мы в лесок пойдем, (Сжимают и разжимают пальцы.) Мы грибок найдем (Из рук складывают грибок: одна рука сжата в кулак, другая накрывает кулак сверху.) В шапочке нарядной, (Сжимают и разжимают Светло-шоколадной. пальцы.) Я по лесу по зеленому бреду, (Пальцами «шагают» по столу.) Я грибочки в кузовок соберу, (Одной рукой имитируют корзину, другой складывают в нее грибочки.) Я в осиннике рыжики беру, (Поочередно загибают пальцы.)

Источник

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам
картотека по логопедии на тему

Пальчиковые игры для помощи логопедам и воспитателям

Скачать:

Вложение Размер
palchikovye_igry_na_leks_temy.docx 371.08 КБ

Предварительный просмотр:

Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)

Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки)

Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони)

Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)

(Метельская «100 физминуток»)

«Зонтик для мышонка»

По листьям дождик застучал. (стучат пальчиком право руки по левой ладони)

Мышонок быстро гриб сорвал

И спрятался под ним у пня. (на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой.)

— Хороший зонтик у меня! («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки).

(Метельская «100 физминуток»)

Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)

Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)

Лужи прямо у порога, (поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы – «ворота»)

Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть «воду» с рук).

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)

Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)

Шел неспешно, по привычке,

А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

И ушел. (ритмичные хлопки по столу)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Я по улице гуляла ( «шагают» пальчиками по столу)

И листочки собирала. (загибают поочередно пальцы)

Все в букетик собрала (двумя руками «держат» букет)

И ребятам принесла. (показывают ладони)

(Никитина «33 лексические темы»)

Ходит осень по полям. ( «шагают» пальчиками по столу)

— Что ты, осень, принесла нам? (разводят руками в стороны)

С нами поделись ты!

— Вот рябины кисти, (загибают по очереди пальцы на руках)

Вот грибы вам белые,

Вот вам подосиновики,

А еще – тяжелые бронзовые желуди. (сжимают пальцы в кулак и трясут ими)

Мой букет красив и ярок, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Принесла его в подарок.

(Никитина «33 лексические темы»)

Расти большая, репка, (приседают и медленно поднимаются)

Вырастай крепкая, (сжимают и разжимают кулачки)

Сладкая да белая, («замок»-ладошки прижать друг к другу, пальцы переплести)

Чтоб детвора поела! (сжимают и разжимают кулачки)

(Метельская «100 физминуток»)

Огурцы, капуста, перец

В нашем огороде есть (загибают по одному пальцу)

Сварим, суп, в салат порежем, (круговые движения кулачков)

Можем и сырыми съесть! (хлопки в ладоши)

(Метельская «100 физминуток»)

В огороде много гряд: (сжимают и разжимают пальцы в кулак)

Тут и репа, и салат, (по очереди разжимают пальцы из кулака)

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород. (сжимают и разжимают пальцы).

(Никитина «33 лексические темы»)

У Лариски две редиски. (Сжимают пальцы в кулак, по одному пальцу разжимая)

У Сережки-сорванца два зеленых огурца.

А у Вовки две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

(Никитина «33 лексические темы»)

Огород у нас большой, (положить руки на стол тыльной стороной ладоней)

Урожай здесь неплохой. (положить руки на стол ладонями вниз)

Овощами называют (соединять все пальцы с большим сначала на правой, затем на левой )

То, что с грядок собирают.

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Сколько грядок в огороде?»

В огороде у Федоры (поочередно загибают пальцы)

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

Четыре грядки свеклы.

Очень много есть редиса.

Две гряды картошки.

Раз, два, три, четыре, пять –

Поможем урожай собрать.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Повторяй за мной зарядку. (сжимают и разжимают пальцы)

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква – вот, а вот – томат. (по очереди загибают пальцы по одному)

Здесь – капуста, здесь – салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга)

Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой)

Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны)

Ежихе преподнес. («ежик»)

(Метельская «100 физминуток»)

Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

И бананы, и гранаты

(Никитина «33 лексические темы»)

Будем мы варить компот –

Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)

(Никитина «33 лексические темы»)

Палец толстый и большой (выполнять действия в соответствии с содержанием)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

«Ветер по лесу летал»

Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)

Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

Дрожит на ветру, (раздвинув пальцы на руках, трясут руками)

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару… (сжимают и разжимают пальцы рук)

Бедной осинке. (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них)

(Никитина «33 лексические темы»)

Ветер северный подул:

С липы сдул… (пошевелить пальцами, подуть на них)

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (стучат пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (стучат кулачками по столу)

Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук )

Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу)

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

«Мы пошли в лесок гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, (загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами,

Этот пальчик за малинкой,

Этот пальчик заблудился,

Очень поздно возвратился.

(Никитина «33 лексические темы»)

На березе, на осине (сжимают и разжимают кулачки)

Дунул ветер, и рябина (разжимают кулачки и тихонько кладут ладони на стол)

Дождик моет желтый луг (поглаживание кисти правой, затем левой руки)

— Уф. Отдохну, пожалуй… (спокойно положить руки на стол)

(Гомзяк «Говорим правильно»)

В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху)

Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки)

Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей»)

Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки)

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу)

Прямо за опушкой вдруг

Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы)

И пенек с опенками под рябинкой тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осиною.

(Никитина «33 лексические темы»)

Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы)

Мы идем грибы искать. (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Топ-топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу)

В туесочке пять грибов. (переплести пальцы обеих рук)

Мухомор красный – гриб опасный. (поочередно загибают по одному пальцу)

А второй – лисичка, рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело!

(Нищева «Система коррекционной работы»)

На пеньке живет семья, (одна рука сжата в кулак, прикрыта ладошкой другой руки)

Мама, папа, братья, я. (ладошку снимают, пальчики поочередно разжимаются)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя. («крыша» из ладошек)

(Гомзяк «Говорим правильно»)

Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются»)

В лес идем мы погулять. («шагают» указательный и средний пальцы по столу)

За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(Никитина «33 лексические темы»)

Что очень любит детвора (сжимают и разжимают кулачки)

Срывать с колючего куста (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

И собирать в корзинку? (из одной руки делают «корзинку», другой «кладут ягодки»)

Конечно же малинку.

(Никитина «33 лексические темы»)

С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки)

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть — (руки подносят ко рту – «едят»)

Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу)

Я поем еще малинки. («едят»)

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять… (загибают пальцы по одному)

Снова буду собирать.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Человек. Части тела.

Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять – (затем сгибают пальцы в том же порядке)

В домик спрятались опять. (сжимают пальцы в кулачок)

Этот пальчик хочет спать, (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики – ура! (разжимают кулачок)

В детский сад идти пора!

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают пальцы)

Буду с мамой рисовать. (круговые движения пальцев, сложенных в щепотку)

Вот головка, вот животик, (руками рисуют маленький и большой круг)

Ножки, ручки, глазки, ротик

И прическа из колечек (рисуют в воздухе колечки)

Получился человечек. (развести руки в стороны)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Есть на пальцах наших ногти, (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

(Никитина «33 лексические темы»)

Есть у нас на голове (указывают на упоминаемую часть тела)

Уха два и мочки две.

Брови. Скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки. Нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот, что знаем мы с тобой!

(Никитина «33 лексические темы»)

(четыре пальца сложены в кулак, большой палец дотрагивается до каждого поочередно, «отвечая», каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается)

— Братец, принеси дрова!

— Средний, ты наколешь дров?

— Я сегодня не здоров!

— Ну, а ты натопишь печку?

— Ох, болит мое сердечко!

— Ты, меньшой, свари обед!

— У меня силенок нет!

— Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Этот пальчик – дедушка, (поочередно загибают пальцы, начиная с большого)

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – наш малыш,

Пальчики сжимаю я – (сжимают и разжимают пальчики)

(Метельская «100 физминуток»)

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая (ритмично хлопают в ладоши и ударяют кулачками)

Два у лавки стоят, (загибают большие пальцы на обеих руках)

Два учиться хотят, (загибают указательные пальцы)

Два Степана у сметаны объедаются. (средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются. (безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке качаются. (загибают мизинцы)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)

Папа – раз, (согнуть большой палец)

А мама – два, (согнуть указательный палец)

Три – сестра, (согнуть средний палец)

Четыре – я. (согнуть безымянный палец)

Деда и бабой не забуду, (согнуть мизинец)

Пять и шесть – считать я буду.

Как я рад, что у меня (сжимать и разжимать пальцы)

Очень дружная семья. (соединить обе руки в рукопожатии)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Дом мы строим («крыша» — соединить подушечки пальцев обеих рук)

Есть окошки в нем (добавить соединенные большие пальцы – «окно»)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Туки-туки молотком, (стучат кулаками один по другому)

Строю, строю новый дом. (ладони располагаются под углом)

Будет он большой, как ель,

Будут окна, будет дверь. (делают из пальцев «окно» и «дверь»)

Всех в него я поселю: (хлопают в ладоши)

Мышку, зайчика, лису.

(Никитина «33 лексические темы»)

Молотками мы стучим, (стучат кулачками, держа сверху то один, то другой)

Строить новый дом хотим. («домик» — соединяют ладони крышей)

Кто в доме будет жить? (сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук)

С нами кто будет дружить?

— Девочки и мальчики, (поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук)

Маленькие пальчики! (пальчики «здороваются» друг с другом)

(Метельская «100 физминуток»)

«Мальчик строит дом»

Мальчик строит дом. (постукивают кулачками один о другой)

Он увлечен своим трудом:

Из камня мальчик строит дом. («домик»-соединить подушечки пальцев под углом)

Сердитый ветер налетел, (покачивают руками над головой)

Шел град, но дом остался цел. (стучат пальцами одной руки по ладони другой)

Лил дождь, был гром –

Не рухнул дом! («домик»)

(Метельская «100 физминуток»)

Ножки, сиденье и спинка –

Стульчик для нашей Иринки. (левую ладонь держать вертикально, к ней приставить правую руку, сжатую в кулак)

(Метельская «100 физминуток»)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (правую руку сжать в кулачок, сверху положить выпрямленную ладонь левой руки)

(Метельская «100 физминуток»)

Мы поставили кровать, (соединяют ладони перед грудью, опустив вниз большие пальцы и мизинцы)

Чтобы мягко было спать. (подносят сложенные вместе ладошки к щеке)

(Метельская «100 физминуток»)

В комнате стоит диван,

А на нем сидит Иван. (к ребру выпрямленной ладони приставить под прямым углом ребро второй выпрямленной ладони)

(Метельская «100 физминуток»)

На эту кушетку, (поочередно загибают пальцы рук)

Где целыми днями (сжимают и разжимают пальцы)

Ложитесь и спите, (ладони кладут под щеку)

(Никитина «33 лексические темы»)

Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (сжимают и разжимают пальцы)

В нем – костюмы, платья, шубы. (поочередно загибают пальцы)

В нем — еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно, (закрывают глаза руками)

Как в лесу или в кино. (открывают глаза).

(Никитина «33 лексические темы»)

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре – (загибают пальцы, начиная с большого, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают пальцы)

В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальцы, начиная с большого)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Много мебели в квартире.

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый, (поочередно загибают по одному пальцу)

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне –

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Я тарелки разложу, (переворачивать ладони вверх-вниз)

Ложки, вилки положу. (согнуть пальцы, образуя «ковшик», перевернуть руки ладошками вниз, пальцы в стороны, постучать ладошками по столу)

Маме помогаю, (соединить ладошки друг с другом)

На стол я накрываю. (левую сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь правой руки)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

И бежит, бренчит, стучит сковорода: («бегут» пальцами по столу)

«Вы куда? Куда? Куда?» (сжимают и разжимают пальцы)

А за нею вилки, (загибают поочередно пальцы)

Скачут по дорожке. («скачут» пальцами по столу)

(Никитина «33 лексические темы»)

Раз, два, три, четыре, (ударяют кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальцы по одному)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (загибают пальцы по одному)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (ударяют кулачками друг о друга)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Помогали дочки маме, (сжимают и разжимают кулачки)

Вымыли посуду сами: (трут одну ладошку другой)

Чайник, чашку, (загибают пальцы по одному)

Маленький зеленый тазик.

Мыли, мыли, мыли, мыли – (трут ладошки друг о друга)

Вазу вдребезги разбили, («рисуют» силуэт вазы, затем встряхивают кистями рук)

Потеряли где-то ложку. (разводят руки в стороны)

Маме помогли немножко! (хлопают в ладоши)

(Метельская «100 физминуток»)

Я пеку, пеку, пеку (имитируют лепку)

Деткам всем по пирожку.

Маком я притрушу, («посыпают» щепоткой)

В печь горячую сажу. (показывают, как двумя руками пирог «сажают» в печку)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Гости будут в воскресенье, (указательный и средний «шагают» по столу)

Приготовим угощенье: (руки сжаты в кулаки, круговые движения кулаками)

Торт, конфеты и пирог, (разжимают пальцы по одному, начиная с мизинца)

А еще вишневый сок!

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

Мышка зернышко нашла (сжимают и разжимают пальцы)

И на мельницу снесла.

Испекла всем пирожки:

Мышонку – с капустой, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)

Мышонку – с картошкой,

Мышонку – с морковкой,

Мышонку – с морошкой.

Для большого толстяка

Все четыре пирожка:

С капустой, с картошкой,

С морковкой, с морошкой.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Маша каши наварила, (указательным пальцем правой руки мешают в левой ладошке)

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку, (загибают по одному пальчику)

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, (разжимают кулачок)

Все до крошки раздала. (сдувают «крошки» с ладошки)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

В таз воды я наливаю. (сжимают и разжимают кулачки)

Свои вещи достаю. (хватательные движения руками)

Их сама я постираю (потереть кулачок о кулачок)

И в порядок приведу. (стряхивают «воду» с рук)

Мама очень удивится, (развести руки)

Будет мной она гордиться. (поднять вверх большие пальцы обеих рук)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

Это чья рубашка – (сжимают и разжимают пальцы)

Белые горошины? (складывают пальцы, образуя «горошину»)

Бабушка старалась, (движения, напоминающие шитье иглой)

Шила для Алешеньки.

Это чей сарафан (сжимают и разжимают пальцы)

С белыми ромашками?

Бабушка старалась, («шьют» иголкой)

Шила для Наташеньки.

(Никитина «33 лексические темы»)

В понедельник я кроила, (загибают по одному пальцу)

А во вторник – платье шила.

В среду – фартук вышивала,

А в четверг – белье стирала:

И братишкины носочки.

А в пятницу, субботу

Отдыхала от работы.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Жили-были в домике (сжимают и разжимают кулачки)

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки. (загибают пальцы, начиная с больших)

Раз, два, три, четыре, пять – (разгибают пальцы, начиная с мизинцев)

Стали гномики стирать. (трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки, (загибают пальцы по одному пальцу)

Всем водичку носил.

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Рукавички новые, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Мне их бабушка связала, (делают движения, словно вяжут)

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки (сжимают и разжимают пальцы рук)

(Никитина «33 лексические темы»)

— Был сапожник? (сжимают и разжимают пальцы)

— Шил сапожник? (делают движения, напоминающие шитье иглой)

— Для кого сапожки? (сжимают и разжимают пальцы)

— Для соседской кошки.

(Никитина «33 лексические темы»)

Посчитаем в первый раз, (попеременно хлопают ладонями и ударяют кулачками по столу)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название загибают по одному пальцу)

Для Наташки и Сережки,

Для нашей Валентинки,

Для малышки Галеньки.

(Никитина «33 лексические темы»)

Всюду, всюду мы вдвоем (средний и указательный пальчики «шагают» по столу)

Мы гуляем по лугам, (загибают по одному пальчику, начиная с большого)

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать. (укладывают руки на стол)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Как у нашей кошки (загибают на обеих руках по одному пальчику, начиная с большого)

Как у нашей свинки

А козленок маленький

Вот так, вот так, («шагают» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Раз, два, три, (сжимать в кулачки обе руки)

Быстро ключик поверни. (наклонять поднятые ладони вправо-влево)

Раз, два, три, (сжимать в кулачки обе руки)

И игрушку заведи! (пальцы соединить в щепоть, имитировать завод игрушки)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

Куклу Таня мылом мыла, (трут ладошку ладошкой)

Куклу так и не отмыла. (разводят руки в стороны, качая головой)

Разозлилась наша Таня, (с досадой машут рукой)

Стала мыть котенка в ванне. («кошка» — средний и безымянный пальцы соединить с большим, указательный и мизинец поднять вверх)

(Метельская «100 физминуток»)

Чуть ударишь этот мячик, (округлить ладони, пальцы касаются кончиками друг друга)

Начинает он скакать: (перемещают «шарик» вверх-вниз)

Скачет, скачет, скачет, скачет, (легкие прыжки на месте)

И не может перестать.

(Метельская «100 физминуток»)

Дуйте в дудки, бейте в ложки, (имитируют движения)

В гости к нам пришли матрешки. («шагают» пальчики по столу)

Ложки деревянные, (вытягивают руки, сложенные «ковшиком», вперед)

Матрешечки румяные. (качают головой, поднеся руки к щечкам)

(Метельская «100 физминуток»)

На большом диване в ряд (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино, (загибают по очереди пальчики)

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате (попеременно хлопают и стучат кулачками)

Мы игрушки сосчитать.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Снег сегодня шел с утра. (быстро шевелить пальцами)

Рада снегу детвора. (хлопают в ладоши)

Снег на ветках, на дорожках, (поднимают руки вверх, шевелят пальцами)

На носах и на ладошках. (дотрагиваются до носа, показывают ладошки)

(Метельская «100 физминуток»)

Ветер ветками играет, (поднимают руки вверх, покачивают ими)

Снегом землю засыпает. (быстро шевелят пальцами)

Сыплет снежная пороша (пальчики «здороваются» друг с другом)

Прямо в детские ладоши. (показывают ладошки)

(Метельская «100 физминуток»)

Раз, два, три, четыре, пять, (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)

К нам зима пришла опять (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)

И с собою принесла (каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу)

Ветер, снег и холода. (каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

Падал снег на порог. (медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог. («лепят» пирожок)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. («бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки («лепят» пирожок)

Не из снега – из муки.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы на обеих руках)

Выпал снег, идем гулять. (волнообразные движения руками сверху вниз)

Ты нас, мама, не ищи, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)

Горку строить будем мы. (концы пальцев соединить под прямым углом)

Горку не простую, (соединить ладони вместе)

Горку ледяную, (соединить пальцы под углом)

Будем очень мы стараться, (сжать пальцы в кулаки, большие пальцы поднять вверх)

Чтоб потом на ней кататься. (правой рукой погладить тыльную сторону левой руки)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

Раз, два, три, четыре, (загибают пальцы, начиная с большого)

Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе)

И совсем-совсем не сладкий. (грозят пальцем)

Раз – подбросим, два – поймаем. (подбрасывают и ловят воображаемый снежок)

Три – уроним (роняют воображаемый снежок)

(Никитина «33 лексические темы»)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы по одному)

Мы во двор пришли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцами)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили, («сыплют крошки»)

С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись. (кладут ладони на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладони)

Съели суп и спать легли. (укладывают руки под щеку)

(Никитина «33 лексические темы»)

В зале елка появилась, (выпрямленные пальцы переплетаются между собой – «елка»)

Вся огнями засветилась. (ритмичное касание одинаковых пальцев двух рук)

Скоро Дед Мороз придет, (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с мизинцев)

Всем подарки принесет. (поочередное касание одинаковых пальцев, начиная с больших)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения)

Перед нами елочка: (переплести пальцы обеих рук)

Шишечки, иголочки, (сжимают кулачки, выставляют указательные пальчики)

Шарики, фонарики, (округляют пальцы, соединяют подушечки пальцев)

Зайчики и свечки, (пальцы сжать в кулачок, выставив вверх указательный и средний)

Звезды, человечки. (складывают ладони вместе, разводят пальцы).

(Метельская «100 физминуток»)

Этот пальчик – Дед Мороз. (руки сжать в кулачки, выставив вверх большие пальцы)

У него есть красный нос, (поочередно отгибают из кулачков указательные пальцы)

Есть седая борода. (отгибают средние пальцы)

Очень ждем его всегда! (делают ладонями подзывающие движения)

Со Снегуркой он придет («шагают» пальчики по столу)

И подарки принесет. (хлопают в ладоши)

(Метельская «100 физминуток»)

Мы на елке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши)

И плясали, и резвились. (ритмичные удары в ладоши)

После добрый дед Мороз («шагают» средним и указательным пальцами по столу )

Нам подарки преподнес.

Дал большущие пакеты, (рисуют руками большой круг)

В них же – вкусные предметы: (загибают пальцы по одному, начиная с большого)

Конфеты в бумажках синих,

Орешки рядом с ними,

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Не коли нас, ёлочка, (грозят пальчиком)

Веточкой мохнатой, (пальцы рук разводят в стороны)

Убери иголочки (ладони отодвигают от себя «ветки»)

(Никитина «33 лексические темы»)

Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)

Что за чудеса случились?

Этой ночью новогодней (сжимают и разжимают пальцы рук)

Ожидали что угодно,

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)

Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)

А перед ними елочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

(Никитина «33 лексические темы»)

Дед Мороз принес подарки: («шагают» пальцами по столу)

Буквари, альбомы, марки, (на каждое название загибают по одному пальцу)

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Ждут воробьи (ладони повернуть к себе, скрестить и переплести большие пальцы)

У кормушки кормежки. (складывают ладони «подносом»)

Принес им Сережка («шагают» пальчиками по столу)

Зерна и крошки. («сыпают корм» щепоткой)

(Метельская «100 физминуток»)

Голуби, голуби, (ладони повернуть к себе, скрестить и переплести большие пальцы – «птичка»)

Раз, два, три… (считают пальчики)

Прилетели голуби – сизари. («птичка»)

Сели и нахохлились у дверей. (кисти рук повернуть ладонями к себе, кончики средних пальцев соприкасаются)

Кто накормит крошками сизарей? («сыплют корм» щепоткой)

(Метельская «100 физминуток»)

Холодно на улице, (на правой руке соединять все пальцы с большим)

Чтобы не замерзнуть, (на левой руке соединять все пальцы с большим)

Мы про них не забываем, (на обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим)

Корм в кормушку насыпаем.

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Сколько птиц к кормушке нашей (сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, (загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулачки)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Вышла курочка гулять, (соединить кончики указательного и большого пальца)

Свежей травки пощипать, (сжимают и разжимают кулачки)

А за ней ребятки – ( постукивают пальцами по столу)

(Метельская «100 физминуток»)

Идут леском (поставить руку на локоть, соединить все пальцы в щепоть – «гусь»)

Смотрит свысока (попеременно то опускают, то поднимают руки)

Ой, выщиплет бока (поворачивают «гусей» друг к другу, сжимая и разжимая пальцы)

(Метельская «100 физминуток»)

Шла уточка бережочком, («идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь)

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою:

И малого, и большого, (загибают безымянный, большой пальцы)

И среднего, и меньшого, (загибают средний и мизинец)

И самого любимого. (загибают указательный палец)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Есть у нас драчливый гусь, (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь. (сжать руки в кулаки и прижать их к груди)

Выгнет шею и гогочет, (поставить локоть на стол, пальцы в щепотку)

Ущипнуть меня он хочет. (ритмично соединять все пальцы с большим)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Жили-были поросятки (подушечками пальцев стучат по столу)

Рано утром просыпались, (круговые движения рукой около носа поочередно меняя руки)

Мыли ушки и копытца.

Ох, и теплая водица! (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

Ходит-бродит по лужку («шагают» пальцами по столу)

Рыжая корова. (делают «рога» и качают головой)

Даст она нам к вечерку (сжимают и разжимают пальцы рук)

(Никитина «33 лексические темы»)

«Мяу», — котенок, (соединить указательный палец с большим на обеих руках)

«Му», — теленок, (соединить средний палец с большим на обеих руках)

«Ме», — козленок, (соединить безымянный палец с большим на обеих руках)

«Гав», — щенок, (соединить мизинец с большим на обеих руках)

Дружно песню распевают. (сжимать и разжимать кулачки)

Ждут хозяйку у ворот.

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Дай молочка, Буренушка, (показывают, как доят корову)

Хоть капельку, на донышке.

Ждут меня котятки, (делают «мордочки» из пальчиков)

Дай им сливок ложечку, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дает здоровье (снова «доят»)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Зайчик скачет по лужайке, (сжать пальцы в кулак, указательный и средний поднять вверх)

Прыг-скок, прыг-скок, (сжать руки в кулаки, «зайчик» — чередовать движения)

Испугался волка зайка (сжать руки в кулаки, поднести их к груди)

И пустился наутек. (раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Бурый мишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)

Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)

Весною он проснулся, (тянут руки вверх)

Зевнул и потянулся.

— Здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)

— Здравствуй, серенький волчонок!

— Здравствуй, беленький зайчонок!

(Никитина «33 лексические темы»)

— Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать большой палец левой руки)

— Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать большой палец правой руки)

Встретил я медведя, волка, (большой палец поочередно касается всех пальцев)

Зайку, ежика в иголках.

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил, (четыре пальца последовательно сгибаются – кланяются)

Всяк меня благодарил.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

«Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом (загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие)

Есть нора – надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом, (удары ладонями и кулачками поочередно)

Всем тепло, уютно в нем.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Животные жарких стран.

Вот верблюд – живое чудо. (сжать кулачки)

Два горба есть у верблюда. (соединить кулачки на сгибе пальцев)

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

Ежик вырос в десять раз – (прижимают ладони одну к другой, раздвигают пальцы веером)

(Никитина «33 лексические темы»)

Там, где с деревьев свисают лианы, (пальцы раздвигают в стороны)

Разные в джунглях живут обезьяны: (сжимают и разжимают пальцы)

Лазают там шимпанзе, павианы, (загибают поочередно пальцы)

Есть и гориллы, и орангутаны.

(Никитина «33 лексические темы»)

«Где обедал воробей?»

— Где обедал воробей? (машут перекрещенными ладошками)

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва (на каждое название животного загибают пальцы на обеих руках)

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил (изображают раскрывающуюся пасть животного)

Чуть меня не проглотил.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Два пингвина пошли гулять, (руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают)

А вторые – догонять. (указательные пальцы начинают «скакать»)

Третьи пингвины – бегом. («скачут» средними пальцами)

А четвертые – пешком. (не спеша передвигают безымянные пальцы)

Пятые поскакали (кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы)

И в конце пути упали. (расслабленные ладони падают на стол)

(Никитина «33 лексические темы»)

У нас просторный водоем. (соединяют пальцы обеих рук, изображая водоем)

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа, (потряхивают кистями)

Мы от стены плывем к стене («плывут»)

То на боку, то на спине. (кладут руки на стол ребром, затем ладошкой вверх)

(Никитина «33 лексические темы»)

(пальцы обеих рук, кроме указательных и больших, «сплетают», указательные выдвигают вперед и соединяют их подушечки – хвост вертолета, большими пальцами выполняют совместные круговые движения – лопасти вертолета)

Быстро лопасти крути!

Вертолет, лети, лети!

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)

Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших)

Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки)

Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок»)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы)

Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши)

Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик »)

Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

Февраль, февраль, зима и солнце! (хлопают в ладоши)

И первых птичек переклик! (перекрещивают большие пальцы, остальными машут – «птица»)

Сегодня выглянул в оконце: (закрывают лицо ладонями, затем выглядывают, раздвигая их)

Застыл, к стеклу лицом приник.

Мои друзья – вчера мальчишки – (сжимают и разжимают пальцы)

Сегодня выросли и вдруг

Все, как один, забросив книжки, (хлопают в ладоши)

За руки взялись, встали в круг.

И обещали мамам, сестрам (сжимают и разжимают пальцы)

Границы радости беречь.

Беречь весь мир: и птиц, и солнце, (загибают пальцы на одной руке)

Меня в окошке уберечь!

(Никитина «33 лексические темы»)

Целый день шофер трудился , (сжимают и разжимают пальцы)

Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному)

Он возил кирпич на стройку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль)

Свой огромный самосвал.

(Никитина «33 лексические темы»)

Пусть не сердятся родители, (грозят указательным пальцем)

Что измажутся строители, (отряхивают воображаемую пыль)

Потому что тот, кто строит, (ударяют кулачком о кулачок)

Тот чего-нибудь да стоит! (выбрасывают руки вперед с поднятыми большими пальцами)

(Метельская «100 физминуток»)

Раз, два, три, четыре! Дети, ( сгибают пальцы по одному в кулачок)

Много дел на белом свете. (разжимают пальцы по одному)

Вот военные идут – («шагают» пальцами по столу)

Они границу берегут.

А швея иглу берет (имитируют шитье иглой)

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет, (плавные движения ладоней)

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла, («кормят птиц» – щепотка)

Курам зёрна принесла.

(Метельская «100 физминуток»)

Чтоб построить новый дом, (поочередно сгибают пальцы на правой руке, с мизинца)

Каменщика позовем. (сгибают пальцы на левой руке)

Кирпичи кладет он в ряд, (выпрямляют пальцы по очереди из правой руки)

Стены ровные стоят. ( выпрямляют пальцы из левой руки )

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Бабушка очки надела (из указательных и больших пальцев образовать колечки – «очки»)

И внучонка разглядела. (подносят «очки» к глазам)

(Никитина «33 лексические темы»)

Дома дружная семья: (загибают пальцы по одному)

И у нас разлада нет.

(Никитина «33 лексические темы»)

Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены)

Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак)

Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу)

Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей)

Будь всегда красивой, (развести руки в стороны)

Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой)

Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать)

Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Мама кукле платье шила, (по очереди касаться большим пальцем остальных на правой руке)

Я ей помогала. (то же на левой руке)

Чтобы мама не грустила, (то же на правой руке)

Песни распевала. (то же на левой руке)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Что принес нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки)

С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету, (на каждое название загибают по одному пальцу)

В бандероли – две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Вышивает, шьет иголка, (левая ладошка раскрыта, в правой – воображаемая иголка, «шьют»)

Пальцу больно, («шьет»)

А наперсток в тот же миг («надевают» воображаемый наперсток)

К девочке на пальчик прыг!

Говорит иголке: («шьют»)

— Шей, а колоться ты не смей! (грозят пальчиком)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Повар готовил обед, (ребром ладони стучат по столу)

А тут отключили свет.

Повар леща берет (загибают большой палец на левой руке)

И опускает в компот.

Бросает в котел поленья, (загибают указательный палец)

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой, (загибают средний палец)

Угли бьет поварешкой. (загибают безымянный палец)

Сахар сыплет в бульон. (загибают мизинец)

И очень доволен он! (разводят руками)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Кап, кап, кап – (ритмично стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Раз – весна, (согнуть мизинец правой руки)

Два – капель, (согнуть безымянный палец)

Три – сосульки тают. (согнуть средний палец)

Март прошел, идет апрель, (согнуть указательный палец)

Птицы прилетают. (ладони скрестить, большие пальцы переплести – «птица»)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Под самым карнизом, (сжимают и разжимают пальцы)

Забралось в сосульки (стучат пальцами по столу)

Весеннее солнце. (поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут (сжимают и разжимают пальцы)

По сосулькам слезинки…

И тают сосульки – (стучат пальцами по столу)

(Никитина «33 лексические темы»)

Солнца луч скользнул в окошко. (сжимают и разжимают пальцы)

Я зажму его в ладошке. (соединяют руки в «замочек»)

Аккуратно, чуть дыша, (смотрят в ладони, чуть приоткрыв их)

Спрячу в ларчик малыша. (закрывают ладони и убирают руки под стол)

И тихонько шаг за шагом («шагают» пальчиками по столу)

Маме отнесу бродягу. (сжимают руки и вытягивают их вперед)

(Никитина «33 лексические темы»)

Птички полетели, (ладони повернуть к себе, переплести большие пальцы – «птица»)

На деревья сели, (поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены)

Вместе отдыхали. (пальцы сцеплены в «замок»)

(Метельская «100 физминуток»)

Грачиха говорит грачу: (сжимают и разжимают пальцы)

«Слетай с грачатами к врачу, (соединяют два больших пальца, остальными машут)

Прививки делать им пора (сжимают и разжимают пальцы)

Для укрепления пера!»

(Никитина «33 лексические темы»)

Мы раскрыли окна, (как будто раскрывают окна)

Распахнули дверь. (открывают дверь)

Солнечный и мокрый (сжимают и разжимают пальцы)

К нам пришел апрель. («шагают» пальцами по столу)

Забурлил ручьями, (загибают по одному пальцу)

Первыми скворцами (машут руками, словно крыльями)

(Никитина «33 лексические темы»)

Ласточка, ласточка, (на каждую строку большой палец «здоровается» дважды с другими)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Снова осень наступает, (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

Птицы гнезда покидают, (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

В стаи собираются, (сжать пальцы в «замок»)

До весны прощаются. (по очереди соединять пальцы обеих рук)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Птички прилетали, (пальцы обеих рук производят движения вверх, вниз)

Сели, посидели (сжимают и разжимают пальцы рук)

И дальше полетели. (машут руками, словно крыльями)

(Никитина «33 лексические темы»)

Пой-ка, подпевай-ка, (сжимают и разжимают пальцы рук)

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей, (загибают поочередно пальцы)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка, черненькое перышко,

Эта – зяблик, эта – стриж,

Это – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам! (сжимают пальцы в кулак)

(Никитина «33 лексические темы»)

Инструменты. Бытовая техника.

Молоток стучит: тук-тук, (поочередно сгибать пальцы на правой руке)

Мне приятен этот звук, (поочередно сгибать пальцы на левой руке)

Он не просто так стучит: (поочередно сгибать пальцы на правой руке)

Тук-тук-тук – (поочередно сгибать пальцы на левой руке)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

Мне нужны такие вещи: (сжимают и разжимают пальцы)

Молоток, тиски и клещи, (загибают поочередно пальцы)

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка. (сжимают и разжимают пальцы рук)

(Никитина «33 лексические темы»)

Мы компьютер покупаем, (сжимают и разжимают пальцы)

Ждал его я целый год! (хлопают в ладоши)

Но одно меня смущает: (сжимают и разжимают пальцы)

Мышь в компьютере живет. (пальцами «бегут» по столу).

(Никитина «33 лексические темы»)

Я взял бумагу и перо, (сжимают и разжимают пальцы)

Порвал листок, (делают движения, словно рвут бумагу)

Швырнул в ведро. (кидают в сторону)

В ведре раздался стук. (кулачком стучат по столу)

(Никитина «33 лексические темы»)

Папа мне купил машину, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук)

Две педали у нее (сжать руки в кулаки)

И резиновые шины. (переплести пальцы обеих рук между собой)

Ездить будет мне легко. (ритмичное касание одинаковых пальцев)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

«Есть игрушки у меня»

Есть игрушки у меня: (попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачками)

Паровоз и два коня, (загибают пальцы по очереди на обеих руках)

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран –

Сколько вместе? – (попеременно хлопают и ударяют кулаками друг о друга)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

Автобус, троллейбус, (загибают пальцы по одному)

О них ты на улице не забывай. (сжимают и разжимают пальцы)

В морях – корабли, ледоколы, суда, (загибают по одному пальцу)

Они очень редко заходят сюда. (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

Шуршат по дорогам (гладят руками по столу)

Веселые шины, (хлопают в ладоши)

Спешат по дорогам (крутят воображаемый руль)

А в кузове важные, (сжимают и разжимают пальцы)

Цемент и железо, (загибают по одному пальцу)

(Никитина «33 лексические темы»)

Мы с первым пальцем-малышком (по очереди загибают пальцы)

В трамвайный парк пойдем пешком.

С другим – поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

А с третьим – сядем мы в такси,

Попросим в порт нас отвезти!

С четвертым пальчиком в ракете

Мы полетим к другой планете.

Садись-ка, пятый, в самолет,

С тобой отправимся в полет.

(Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»)

«Начинаем мы взлетать»

Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди сгибают пальцы на обеих руках)

Начинаем мы взлетать. (по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках)

На ракете улетим (соединяют пальцы рук, поднять руки вверх)

И всю Землю облетим. (руки развести в стороны, сделать круг)

На Луне мы «прилунимся» (сжать пальцы в кулак)

И на Землю возвратимся. (соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

В темном небе звезды светят, (сжимают и разжимают пальцы)

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит (изображают рукой полет ракеты)

И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз)

(Никитина «33 лексические темы»)

В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы)

Ледяной летит объект. (кулак поднимают вверх, наклоняют вправо, влево)

Хвост его – полоска света, (из второй руки делают «хвост кометы» и прикладывают)

А зовут объект – комета. (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

Я веселый майский жук, (сжимают кулачки)

Знаю все сады вокруг. (указательный и мизинец разводят в стороны – «усы»)

Над лужайками кружу, (шевелят «усами»)

(Сидорова «Задания по развитию речи»)

На лугу среди цветов (соединить запястья, пальцы развести – «цветок»)

Бабочки порхают. (легкие, ритмичные движения пальцев)

Разноцветные кругом (сжать пальцы в кулаки, вытянуть руки вперед, разжать кулаки)

Крылышки мелькают. (соединить ладони тыльной стороной, движения пальцами)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

У тропинки под рябиной (сжимают и разжимают кулачки)

Сеть раскинул паучок, (стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины (держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок. (наматывают воображаемую нить)

(Никитина «33 лексические темы»)

Божья коровушка, (сжимая пальцы в кулак сделать «жука»)

Полети на облышко, (машут руками)

Принеси нам с неба, (сжимают и разжимают пальцы)

Чтобы были летом (загибают пальцы по одному)

В лесу ягоды, грибы,

(Никитина «33 лексические темы»)

Прилетела к нам вчера (машут ладошками)

А за нею шмель-шмелек (на каждое название загибают один пальчик)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (делают круги из пальцев, подносят к глазам)

Пожужжали, полетали, (машут ладошками)

От усталости упали. (роняют ладони на стол)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Вильнет хвостом (ладони сложить вместе, изображать плавающую рыбку)

И рыбки нет, (разводят руки в стороны)

(Метельская «100 физминуток»)

Море очень широко, (разводят руки в стороны)

Море очень глубоко. (движение ладоней вниз)

Рыбки там живут. Друзья, (ладони сложить вместе – «рыбка»)

А вот воду пить — нельзя. (грозят пальчиком)

(Метельская «100 физминуток»)

Через чащу ручеек (широко расставляют пальцы)

В речку Щекотинку тек. (поставить ладони на ребро параллельно друг другу)

В речке плещутся щучата – (складывают ладони вместе – «рыбка»)

Это щучкины ребята. (положить ладони друг на друга, имитировать движение пасти)

Ярче, чище серебра (хлопают в ладоши)

Блещет щучья чешуя. («ныряют» сложенными ладонями)

(Метельская «100 физминуток»)

На закате дремлет пруд. (руки кладут под щеку)

По воде круги плывут – (на столе пальцами рисуют круги)

Это маленькие рыбки (складывают ладони вместе и делают «рыбку»)

Разыгрались там и тут. (сжимают и разжимают пальцы)

(Никитина «33 лексические темы»)

Две огромные медузы (соединяют ладони и округляют, раздвигают и сдвигают пальцы)

Прилепились пузом к пузу.

Выгнем щупальца сильнее –

Вот как гнуться мы умеем!

(Никитина «33 лексические темы»)

«Жил да был один налим»

Жил да был один налим, (складывают ладони вместе – «рыбка»)

Два ерша дружили с ним. (ладони раздвинуть, движения ладоней порознь)

Прилетали к ним три утки (руки сложены накрест, взмахи ладонями)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (сжимают и разжимают пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять. (загибают пальцы по одному)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Рыбка плавает в водице, (сложенными ладонями изображают, как плывет рыбка)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком)

Мы хотим тебя поймать. (медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула, (изображают рыбку)

Крошку хлебную взяла. (хватательные движения)

Рыбка хвостиком махнула, (снова «плывут»)

Рыбка быстро уплыла.

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Комнатные растения. Цветы.

Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы)

Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок»)

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево)

(Метельская «100 физминуток»)

Утром алые цветки (округлить ладони, раздвинуть пальцы)

Ветерок подует – (двигают ладони вправо-влево)

А под вечер все цветки (постепенно смыкают пальцы)

Головой качают, (покачивают «бутонами»)

Тихо засыпают. (подкладывают сложенные руки под щеку)

(Метельская «100 физминуток»)

Только солнышко взойдет, (сжимают и разжимают пальцы)

Мак на грядке расцветет.

Бабочка-капустница (соединяют большие пальцы, остальными машут)

На цветок опустится.

Поглядишь – а у цветка (сжимают и разжимают пальцы)

Больше на два лепестка.

(Никитина «33 лексические темы»)

В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы)

И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо)

Словно синие цветки (сводят и разводят пальцы веером)

Наверху качаются, (наклоны кистей вправо-влево)

Колокольчик голубой (круговые движения кистями)

Поклонился нам с тобой. (наклоны кистей вниз, вверх)

Колокольчики-цветы (повороты кистями)

Очень вежливы, а ты?

(Никитина «33 лексические темы»)

Скоро в школу мы пойдем («шагают» пальцами по столу)

И портфель с собой возьмем. (загибают пальцы по одному)

Книжки, ручку, карандаш

Мы в портфель положим наш. (соединяют и разъединяют пальцы)

Будем мы читать, писать, (хлопают в ладоши)

И учиться все на «пять»! (показывают пять пальцев)

(Метельская «100 физминуток»)

Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы рук)

Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы)

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

И пенал, и карандаш,

И букварь – приятель наш.

(Никитина «33 лексические темы»)

Все нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу)

Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы рук)

Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу)

(Никитина «33 лексические темы»)

В школу осенью пойду. («шагают» пальцами по столу)

Там друзей себе найду, (загибают пальцы по одному)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким ученым буду, (сжимают и разжимают кулачки)

Но свой садик на забуду!

(Нищева «Система коррекционной работы»)

«Лето по полю гуляло»

Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу)

Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному)

(Никитина «33 лексические темы»)

Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – солнце, (рисуют в воздухе солнце)

На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы)

Синей краской – небо (рисуют в воздухе облака)

И ручей певучей. (на столе рисуют «ручей»)

(Никитина «33 лексические темы»)

Каша в поле росла, (шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла. («шагают» пальчиками по столу)

Всех друзей угостим, (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке-невеличке, (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)

(Нищева «Система коррекционной работы»)

Быстро вертится крыло, (круговые движения рук)

Мелет мельница зерно. (вращают сжатыми кулачками)

А из молотой муки (двумя ладонями лепят воображаемый колобок)

Напекут нам пироги.

(Бойкова «Занятия с логопедом»)

«Кто нам хлеб испек»

Булка колосом росла, (покачивают руками вправо-влево)

Зерном под жерновом была, (движения щепоткой)

А в печи ее испек (хлопают одной округленной ладошкой по другой)

Добрый мастер – хлебопек! (поднимают большие пальцы рук вверх)

(Метельская «100 физминуток»)

Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке)

(Османова, Позднякова «Игры и упражнения»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данные схемы помогут вашим детям при составлении описательного рассказа одного из предметов по конкретной лексической теме. Опора на алгорити и наглядность позволит детям легко и прост.

№ 1 Пальчиковая гимнастика.Тема: ОСЕНЬ «Осенние листья» Раз, два, три, четыре, пять.

Картотека представляет собой карточки, собранные по лексическим темам и пронумерованные в соответствии с ними. Достаточно распечатать, разрезать (на одном листе формата А4 — 4 карточки с описанием и.

игры на развитие координацию речи с движением. преддназначены для воспитателей, логопедов и родителей.

Игры могут использовать воспитатели на своих зантиях.

Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики — тем более гибкий ум.

Источник

Читайте также:  упражнения по развитию силы и высоты голоса для детей
Adblock
detector