Меню

3 класс упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне

« Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_po_teme.docx 19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме :

« Упражнения в правописании слов с глухими и звонкими

согласными в корне слова»

Подготовила: учитель начальных классов МБОУ «Якиманско- Слободская средняя СОШ» Ларионова Татьяна Федоровна.

Цель урока : закрепление знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в

корне и в конце слова.

Задачи урока : отрабатывать умение распознавать в словах согласные, которые надо

расширять словарный запас детей,

Оборудование : картина «Поздняя осень», рисунки детей на тему: « Осень».

1.Вступительное слово учителя.

-Ребята играли в военную игру, передавали зашифрованный приказ. При этом приказе была приписка: «Ко т спрятан в дупле старого дуба» Мальчики не могли понять, для чего нужен ко т , а зашифрованную записку так и не смогли прочитать.

-Авы догадались, в чем тут дело?

— Какое правило не знали ребята?

— А вы знаете это правило? (Дети вспоминают правило)

2 . Сообщение темы и целей урока.

Устная работа. На доске записан текст.

В это время по дорожке

Шел зверек страшнее кошки.

Был на щетку он похо…

А навстречу шла ежиха

Вся в иголках, как портниха

Закричал мышонку е…

От ежей ты не уйдешь!

-Вставьте пропущенные буквы и докажите их написание.Обратить внимание детей, что здесь же в тексте есть проверочные слова для слова еж(ежиха,ежей)

-Какие еще парные согласные буквы требуют проверки?( Дети называют слова кошки, дорожке, похож и вспоминают правило о проверке парных согласных)

3. Словарная работа.

На доске записаны слова с пропущенными парными согласными в корне и в конце слова.

Детям дается задание: cписать,вставить пропущенные буквы, устно подобрать проверочные слова и еще в каждый столбик придумать и записать по одному слову.(Ученик за доской)

4. Разгадывание кроссворда.

Задание: Разгадать кроссворд ,все слова вписываются по вертикали, устно подобрать проверочные слова , прочитать ключевое слово( ученик за доской).

Загадки: 1. Чтобы осень не промокла

Не раскисла от воды.

Превратил он лужи в стекла

Сделал снежными сады.(мороз)

2. Где бы ты не находился,

Если только заблудился

Он укажет тебе, друг,

Путь на север и на юг.(компас)

3.А ну-ка, ребята, кто угадает

На десятерых братьев двух шуб хватает? (варежки)

4. Он пушистый, серебристый

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой

Как поймаешь на ладонь.(снег)

5. Шел долговяз- в сыру землю увяз.(дождь)

-Какое ключевое слово у вас получилось?

-Если вы услышите проверочное слово, то должны похлопать в ладоши, а если я скажу проверяемое слово, то вы должны потопать ногами.(Корова, петушки, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядка.)

(На доске висит картина «Поздняя осень» и рисунки детей об осени.

Учитель: Об осени написано много стихотворений, сложено много песен, написано картин. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» из поэмы «Евгений Онегин»

Беседа после прочтения

— Какие приметы осени описал автор в этом стихотворении?

-А ноябрь- это начало или конец осени ?

Обращение к картине, на которой изображена поздняя осень.

-А здесь, какие приметы поздней осени изобразил художник?

-Какая погода стоит поздней осенью?

-Как вы должны одеваться, чтобы не заболеть?

-Художники рисуют картины об осени, а вы сейчас напишите словесную картину об осени .

7. Подготовка к мини- сочинению об осени.

-Вернемся к словарной работе.

-Подберите к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.

-С этими словосочетаниями составьте несколько предложений, чтобы у вас получился рассказ о поздней осени.

8.Составление мини- сочинения.

(Образец: Наступила поздняя осень. Дует резкий ветер. Низкое небо нахмурилось.Падает легкий снег. Под ногами –грязь.)

9 .Заслушивание нескольких сочинений.

-Как же проверить парную согласную в корне слова и в конце слова?

Источник

Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.
материал по русскому языку (3 класс) по теме

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме.

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_po_russkomu_yazyku.docx 48.83 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по русскому языку на тему: « Парные по глухости- звонкости согласные» для индивидуальной и парной работы в 3 классе.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в сильной позиции.

Крошка, травка, рыба, беседка, кружечка, тетрадочка, загадка, ледоход, мороз, берёзонька, завязочка.

Задание. Подчеркни парные согласные по звонкости-глухости, которые в словах находятся в слабой позиции.

Разведка, парус, подушечка, чашечка, рыбка, остров, лодка, лебёдушка, каприз, берёзка, морозный, морковный, морковь, коровка.

Задание. Исправь ошибки в стихах Незнайки.

Пончик любид лимонат, Торопышка любит торд

Шоколат и мармелат. И из персикоф компод

А Авоська плюжки Все мы слаткоешки,

И слаткие ватружки. Щёлкаем орежки .

Задание. Вставь пропущенные буквы д – т , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы ж — ш , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы в — ф , подбери проверочные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, изменив форму слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, подобрав однокоренные слова.

Задание. Вставь пропущенные буквы.

Быль за ска…кой не угонится.

На чужой сторону…ке рад своей ворону…ке.

Ле..ка ноша на чужом плече.

Сладок мё…, да не по две ло…ки в ро….

Одному вер…ки, а другому коре…ки.

Задание. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу: Проверяю: Пишу:

Верё[ ф ]ка верёвочка верёвка

селё [ ]ка _________ _____________

сала[ ]ки __________ ______________

улы[ ]ка __________ ______________

лё[ ]кий __________ ______________

крова[ ]ка __________ ______________

ко[ ]ти __________ ______________

Задание. Разгадай кроссворд.

1. Сижу верхом ,

2. Если я пуста бываю,

Про тебя я забываю,

Мимо рта я не пройду.

3.Едет воз без колёс,

Не пылит, не громыхает,

Колеи не оставляет.

4.Крылья есть, да не летает,

Ног нет, да не догонишь.

Задание. Отгадай загадки. Составь транскрипцию слов-отгадок.

Источник

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

Предметные:

— формировать умение видеть орфограмму,

— уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,

— развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

— развивать внимание, мышление, речь,

— уметь контролировать и корректировать свою работу.

Коммуникативные:

— уметь строить работу с партнёром,

— уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

Личностные:

— уметь оценивать свою работу и работу товарища,

— уметь находить причину успеха работы.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
  2. Продолжать развивать орфографическую зоркость.
  3. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  4. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  6. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
  7. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

Скачать:

Вложение Размер
tema_parnye_soglasnye.rar 2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Проведен: 21 ноября 2012 года в 3 “ Б ” классе.

Учитель: Яруллина Ольга Николаевна

Цель урока: Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

— формировать умение видеть орфограмму,

— уметь применять знания об особенностях проверочных слов и способах проверки,

— развивать орфографическую зоркость.

— развивать внимание, мышление, речь,

— уметь контролировать и корректировать свою работу.

— уметь строить работу с партнёром,

— уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы.

— уметь оценивать свою работу и работу товарища,

— уметь находить причину успеха работы.

  1. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в парах, в работе с деформированным текстом.
  2. Продолжать развивать орфографическую зоркость.
  3. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
  4. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
  5. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  6. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в парах.
  7. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

— учебник “Русский язык” для 3 класса четырехлетней начальной школы, 1 часть,

Т. Г. Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

— индивидуальные карточки, опоры;

— карточки у каждого учащегося с разноцветными парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень).

  1. Организационный момент. Мобилизующий этап.

Цель: мотивировать к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок –

К нам без опоздания

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

Очень тихо вы садитесь

И работать не ленитесь.

2. Эмоциональный настрой обучающихся.

Всё начинается со школьного звонка,

В далёкий путь отчаливают парты,

Там, впереди, покруче будут старты,

И посерьёзней будут, а пока:

Нас ждёт урок… русского языка.

— Откройте рабочие тетради. Запишите сегодняшнее число – 21 ноября. Классная работа.

Я тетрадь свою открою

И с наклоном положу.

И, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь –

За работу я возьмусь.

Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву. А вот какую, попробуйте догадаться.

— Продолжите мою закономерность. Запишите.

— А теперь запишите слова с буквой п.

Петух, полка, пенал, пирог, подружка.

— Какое слово лишнее и почему?

— Кто сформулирует тему нашего сегодняшнего урока? ( Упражнения в правописании парных звонких и глухих согласных в корне. )

— Кто вспомнит и назовет парные согласные? ( б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с ).

5. Словарно-орфографическая работа.

— Ребята, я предлагаю поиграть вам в игру “ Умники и умницы ” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце и в середине слова.

— Отгадайте загадки, а отгадки запишем в тетрадь.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. ( морковь )

Там заметку кладёт ( карандаш )

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. ( автобус )

То я в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей – ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ( тетрадь )

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду –

Будет целая семья! ( овёс )

— Все отгадки пред вами.

— Какое правило объединяет эти слова?

— Кто может рассказать правило о том, как нужно проверить парную согласную?

— Подберите проверочные слова к данным отгадкам.

— Отгадайте еще одну мою загадку.

Через голову суйся.

И пойдёшь на покой ( кофта ).

— Попробуйте подобрать проверочное слово к слову кофта. ( К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное.)

Я предлагаю запомнить букву путём написания орфограммы по с внешним видом.

Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю орфограмму с помощью слова “ фигура ”.

Есть ещё один вариант запоминания буквы. Кофты бывают разных фасонов.

— Запишите новое слово в словарик и подчеркните орфограмму.

— Придумайте предложение с новым словом.

К нам на урок письма

Вдруг усталость заползла:

Чтобы нам её прогнать,

Нужно всем нам дружно встать.

Ногу левую поднимаем, ногу правую поднимаем,

Потянулись, поскакали, головою покачали,

Руки сжали и разжали,

Ну, кончаем заниматься,

Нужно нам за дело браться.

— Запишем с новой строчки предложение.

пр. сущ. гл. прил. сущ.

С утра идёт сильный дождь.

— Подчеркните главные члены предложения, сверху укажите части речи.

— С новой строчки выпишите слово – дождь. П подберите к нему однокоренные слова.

Дождь, дождливый, дождик, дождевой, дождевик, дождинка.

— Разберите данные слова по составу.

— какое из данных слов содержит нашу орфограмму, парную согласную?

— Какие слова являются проверочными к слову дождь. ( дождик, дождевой, дождевик ).

— Как же проверить парную согласную в корне слова?

Эти стихи – запоминалки помогут вам не забывать о проверке парных согласных звуках. ( Подготовленные учащиеся читают стихи ).

Чтоб меньше было случаев неясных,

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайся к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб – на зубы, лёд на льды –

Будешь грамотным и ты.

9.Отработка навыка написания парных глухих и звонких согласных в корне слова.

На столах у вас лежат карточки. Возьмите их. Обведите кружком ту букву, которую надо написать в данном слове.

Сата ( д, т ), чи ( ж, ш ), мос ( д, т ), шка ( в, ф ), стол ( б, п ), чертё ( ж, ш ), Яко ( в, ф ), бра ( д, т ), подно ( з, с ), коло ( з, с ), кру ( г, к ), пиро ( г, к ), черносли ( в, ф ), сугро ( б, п ), хле ( б, п ), кара (з, с )ь, кру ( ж, ш ) ка, морко ( ф, в ) ка.

10. Задание на логику.

— Прочитайте цепочки слов. Найдите лишнее слово. Ответ объясните.

Ло…ка, игру…ка, кату…ка, клю…ка.

Доро…ка, кры…ка, кру…ка, но…ка.

Лоша…ка, пого…ка, лопа…ка, зага…ка.

Слова, находящиеся под одной цифрой, поделите на слоги. Из первых слогов каждого ряда составьте новое слово с парной звонкой или глухой согласной. Составленные слова напишите и подберите проверочное слово.

  1. забор, гадкий, камера _________________
  2. кролик, ватрушка, каша ________________
  3. русалка, башмак, канат _________________
  4. пояс, годность, какаду _________________
  5. рокот, ботва ________________

12. Дифференцированная работа.

У вас на столах лежат задания разных уровнях. Кто из Вас считает, что он очень хорошо понял тему и сможет справиться с высоким уровнем, возьмет карточки с красным кружком. А те, кто еще не так хорошо разобрался в теме парные согласные, тот, кто не совсем уверен, возьмет задание попроще, а значит карточку с синем кружком.

Задания написаны на карточках. Выберите сами тот уровень, с которым вы справитесь.

Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найдите слова с парными согласными, и написать проверочные слова.

Не набрать мне столько за год

В лес ходила я с Маринкой

Набрала подружка ягод

За черникой и малиной.

Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные слова.

В ле… ходила я с Мариной,

За черникой и малиной.

Набрала подру…ка яго… .

Не набрать мне столько за го… .

— Какие слова с парными согласными вы выписали? ( лес, подружка, ягод, год )

— Какое стихотворение получилось у ребят в повышенном уровне? Прочитайте.

— Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово.

13. Творческая работа.

Итогом нашего урока будет творческая работа. Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя способы проверки парных согласных в корне слова.

На дворе …… . Выпал пушистый …… . Саша надел тёплую ……. и меховую ………. . Ребята играют в ……… .

— Ребята, подведем итог нашего урока.

— Какую тему мы отрабатывали сегодня на уроке?

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными?

15. Домашнее задание.

16. Выставление оценок за урок.

— Спасибо большое за работу! Урок окончен.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели: закреплять изученные способы проверки слов с парными согласными в корне, формировать навык быстрого подбора проверочных слов и правильного выбора буквы для обозначения парного согласного.

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки.

Урок русского языка во 2 классе.

Урок можно использовать при закреплении правописания слов с глухими и звонкими согласными в корне.

Развитие умения проверять написание слов с парными согласными в конце и в середине слова; формирование умения проверять написание парных согласных в конце и середине слова; воспитание любви к природе.

Источник

Читайте также:  комплекс упражнений для студентов без предметов
Adblock
detector