Меню

3 класс упражнения на склонение существительных в русском языке таблица

Сборник упражнений по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 3 класс

Упражнения по формированию грамматических умений, используемых при изучении частей речи в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по теме «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 3 класс»

Учитель начальных классов:

Дудукина Ольга Владимировна

1. Определи число имени существительного.

Крики (мн. ч), воин(ед.ч), рыбак, дворец, гусь, карта, бегемоты, месть, крабы, зеркало, деньги, муха, сапоги, будильник, дача, вилки, пение, костюм, воробей, буфет, вождь, синяки, гигант.

2. Измени имена существительные по числам.

Кухня – кухни, эклеры – эклер,

Ветка, губы, ёршик, иголки, ресторан, обруч, взгляд, аккорд, ослик, арбуз, пиджаки, кувшин, индюки, робот, витрина воды, борщ, двигатель, карусель, рубаха, край, салон, зима, овраги, волос флаги, когти, откосы, диск косы, ветер, веник, антенна.

3. Спиши, раскрывая скобки. Выдели орфограммы. (Д,д)ядя (В,в)ася

(П,п)иск (К,к)омара, (Д,д)ошкольница (А,а)лёнка, (В,в)нучка (А,а)нюта, (Т,т)ихий (О,о)кеан, (Р,р)аскат (Г,г)рома, (П,п)одружка (А,а)лина, (О,о)стров (Г,г)ренландия

(В,в)ера в свои силы, (Д,д)евочка (В,в)ера, (Г,г)лубокий (О,о)мут, (А,а)тлантический (О,о)кеан, (В,в)нученька (К,к)атюша, (П,п)омощница (Е,е)лизавета, (С,с)овет (П,п)апы

4. Из слов каждой строчки составьте предложения. Первое предложение разберите по членам.

Подчеркните имена существительные единственного числа.

К, звери, готовятся, птицы, з..ме.

Нагуливают, м..две..ь, сало, барсу.. .

Зап..сает, орехи, к..дровые, бурунду.. .

Сушит, на, белка, суч..ках, ос..н..ю, гр..бы.

В, л..са, глуб..не, птиц, песня, слыш..тся, прощ..л..ная.

5. Превратите неодушевлённые имена существительные в одушевлённые, используя суффиксы. Выделите суффикс.

Груз, аптека, Москва, библиотека, цирк, гора, гардероб, разведка, журнал, автомобиль.

6. Запиши имена существительные в три столбика по родам, определи склонение

Жук, пёрышко, пыль, груши, дело, жир, водопад, эхо, воздух, ситечко, рыбалка, башмак, жало, море, живот, донышко, кресло, болезнь, серебро, катер, окошко, автор, парта, окно, кепка, солнце, опушка, ворчун, костёр, повидло, жезл, огурец, яблоко, айсберг, эскимо, галстук.

7. Определи род имён существительных. Выдели окончания, определи склонение.

Кактус, кисель, зеркал(а,о), калин(о,а), ежевик(о,а), пёрышк(о,а), калитк(о,а), лаваш, картофель, кормушк(о,а), солнышк(о,а), конь, горл(а,о), воинств(о,а), носишк(о,а) ириск(о,а), капель войск(а,о), дел(о,а) лестниц(о,а), дрозд деревн(е,и,я), селёдк(о,а) войск(о,а), коленц(е,а), блюд(а,о), осень, портфель, ледышк(о,а), лавк(о,а), гор(е,и,я) кресл(а,о), дождищ(е,и,а), донышк(о,а), солнц(е,и,а) озер(о,а), плюшк(о,а), жаровн(е,и,я), корыт(а,о), поползень.

8. Спиши. Вставь, где надо, Ь. Укажи род имён существительных.

Обруч. змеёныш. грильяж.. , гуляш. гараж. лохмач. дич. слепыш. фотомонтаж.. , ветош. печ. платёж. врач. грач. глуш. вещ. дрож.. , престиж. ландыш.. , детёныш. мятеж. фальш. немощ. монтаж. бреш. туш. молодёж. Эрмитаж. несмышлёныш. коклюш. обглодыш. радиорепортаж. чуваш. сотоварищ. электропеч.. , душ. гусёныш. тиш. доч. гореч. теч.. гуаш. кишмиш.. , бич. плач.. , суш. циркач.. , заморыш..

9. Спиши пословицы. Подчеркни имена существительные, противоположные по значению. Определи их род.

1) Труд кормит, а лень портит.

2) Худой мир лучше доброй ссоры.

3) Герой умирает раз, а трус – тысячу раз.

4) Одна зима на Родине лучше ста вѐсен на чужбине.

5) Ученье – свет, а неученье – тьма.

10. Измени имена существительные (1 скл.) ЛИСА, ЗЕМЛЯ.

И. п.: есть (. ) В. п.: вижу (. )

Р. п.: нет (. ) Т. п.: доволен (. )

Читайте также:  где появились первые физические упражнения

Д. п.: рад (. ) П. п.: думаю (. )

11. Измени имена существительные НЯНЯ, МЕДВЕДИЦА.

12. Измени имена существительные (2 скл.) КОНЬ, ЗАЛ.

13. Измени имена существительные (3 скл.) РОЖЬ, БРОВЬ.

14. Измени имена существительные ЛОШАДЬ, ДОЧЬ.

15. Спиши пословицы, вставь где нужно ь знак

Без знаний и утро – ноч… . Книжка – лучший товарищ… . на безрыбье и мелоч… — рыба. Не печ… кормит, а нива. Идёт силач… добывать калач… .

16. Запишите словосочетания в единственном числе.

Аккуратные чертежи, полевые мыши, пасхальные куличи, мясные гуляши, красивые пейзажи.

17. Спишите предложения. Укажите род имён существительных.

Трубач. циркач. скр..пач.. ели дич.. и калач.. .

Ц..ревич.. и королевич.. в полноч.. встретили мыш.. .

Сторож.. услышал плач. надел плащ.. и потерял ключ.. .

18. Спиши, определи падеж имен существительных. Образец: Упал (с чего?) с крыши (р. п.).

Рад ( ?) встреч… (_ . п). Красил ( ?) крыш…. (__. п). Гуляли ( ?) по алле… (__. п). Ехал ( ?) к тёт… (__. п). Стоял ( ?) у двер… (__. п). Хвоя ( ?) на ёлк… (__. п). Косили ( ?) за деревн… (__. п). Играли ( ?) на полян… (_. п). Строили ( ?) дом (__. п).

19. Спиши, определи падеж имен существительных. Образец: Упал (с чего?) с крыши (р. п.).

1. Машинист водит ( ?) поез… (__. п).

2. От причала отош…л ( ?) к…рабль (__. п).

3. Капитан ведёт ( ?) к…рабль (__. п).

4. Мы ж…ли ( ?) в д…ревне (__. п).

5. Ду… стоял ( ?) под снегом (__. п).

6. Газеты пишут ( ?) о космонавте (__. п).

7. Грузы в…зёт ( ?) теплово… (__. п).

8. Павел увидел ( ?) теплово… (__. п).

9. Почту отправили (куда? ___ ?) на вокзал (__. п).

10. Рядом был расположен ( ?) вокзал (__. п).

20. Спишите. Укажите склонение и падеж существительных. Зимой в степи (3 – е скл., п. п.)

От рек… (__ скл., __ п.); на площадк… (__ скл., __ п.); из рощ… (__ скл., __ п.); на верхушке ел… (__ скл., __ п.); пчёлы живут в уль… (__ скл., __ п.); гуляет по лес… (__ скл., __ п.); посадил около окна (__ скл., __ п.); спит в берлог… (__ скл., __ п.); плыть по рек… (__ скл., __ п.); сидеть на диван… (__ скл., __ п.);

21. Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж всех имён существительных. Подчеркни главные члены предложений.

На у..кой тр..пинке м..розец пр..хв..тил к..мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л..жал пуш..стый и сухой. Он облож..л все д..рев..я словно ватой. На поникш..х б..рёзах (раз)в..силис.. длин..ые белые гирлянды.

Источник

Упражнения в определении склонений имён существительных.
тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему

Представлены упражнения для развития умения распознавать тип склонения имёни существительного по роду и окончанию в именительном падеже.

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_office_word_7.docx 14.63 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения в определении склонений имён существительных.

Показываются предметные картинки с овощами, фруктами, ягодами. Ребята первого варианта записывают существительные 1-го склонения. Ребята второго варианта – 2-го склонения. У доски работают два ученика, у них — по корзинке. Они раскладывают предметные картинки соответственно типу склонения.

Картофель , репа, редька, малина, кабачок, баклажан, клюква, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, клубника.

  1. «Не ошибись». Учитель читает слова с мягким знаком на конце. Дети должны записать существительные 3-го склонения.

Жизнь , фасоль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, тюль, сушь.

  1. Физкультминутка. Игра « Доскажи словечко».

Если существительные 1-го склонения – один хлопок. Если существительные 2-го склонения –два притопа. Если существительные 3-го склонения –три раза присесть.

  1. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий , круглый…( Барабан)

2 )Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко.

Ну, конечно, это …. (Белка)

3)На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручка…(Горох)

Свернётся он – колкий,

5) По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я… (Кровать)

6) Кто альбом раскрасит наш?

7) И от ветра и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в нём сладко!

8) Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник… (Пингвин)

9) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это ….(Рысь)

10) Трещала с самого утра:

Такая с ней морока,

11) Целый день он спать не прочь,

Но едва наступит ночь,

12) Длинным клювом тонким

Капнет с клюва капля.

Определите, по какому принципу собраны слова в группу и найдите «лишнее» слово.

а) улыбка, юноша, болезнь, природа ( Болезнь-существительное 3-го склонения, остальные 1-го склонения)

б) награда, крыло, боец, упрямство ( Награда -1-го склонения, остальные – 2-го склонения)

в) радость , болото, окно, описание ( Радость – 3-го склонения, остальные 2-го склонения)

г) спеть, зелень, посёлок, горсть ( Посёлок – 2-го склонения, остальные 3-го склонения)

д) ладонь, ладошка, площадь, пыль (Ладошка – 1 –го склонения, остальные 3-го склонения)

е) в лесу, на картине, к печи, дворец. ( Дворец – существительное в именительном падеже, остальные в косвенных падежах)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный открытый урок был дан в рамках проведения «Недели начальных классов».

Развивать умение распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже.

Конспект с презентацией.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл.

Конспект урока по русскому языку для 4 класса без презентации.

Тема урока: Упражнения в определении склонения имён существительных.

Конспект урока русского языка «Типы склонений. Алгоритм определения склонения имён существительных » 4 класс УМК «Школа России» Учебник : Канакина В. П, 4 класс.

Источник

Русский язык. 3 класс. Склонение, падеж имён существительных. Задания для самостоятельной работы учащихся
тест по русскому языку (3 класс) по теме

В данной статье предложены 3 варианта заданий, которые учитель может использовать на этапе применения знаний о склонении имён существительных и закреплении знания падежей существительных.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk._3_klass._sklonenie_padezh_sushchestvitelnyh._zadaniya_dlya_samostoyatelnoy_raboty.docx 17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс. Склонение, падеж.

Задания для самостоятельной работы учащихся.

  1. Определи склонение существительных:

к _ стюм ( __ скл.) б _ седа ( __ скл.)

учит _ ль ( __ скл.) м _ рковь ( __ скл.)

  1. Определи падеж существительных:

тропинка к б _ лоту ( __ п.)

порция м _ роженого ( __ п.)

растёт под б _ рёзой ( __ п.)

вошёл в м _ тро ( __ п.)

шёл по ул _ це ( __ п.)

3* Впиши нужное окончание, в скобках укажи слово-помощник/объяснение:

выехать из д _ р _ вн _ ( ____________________ )

чашка коф _ ( ____________________ )

путешествовать в в _ гон _ ( ____________________ )

узнать о п _ бед _ ( ____________________ )

пуговица от п _ льт _ ( ____________________ )

  1. Определи склонение существительных:

в _ гон ( __ скл.) г _ зета ( __ скл.)

к _ ртоф _ ль ( __ скл.) м _ рковь ( __ скл.)

г _ л _ рея ( __ скл.)

  1. Определи падеж существительных:

загорать на п _ ске ( __ п.)

вопрос учит _ ля ( __ п.)

растёт под _ синой ( __ п.)

положил в к _ стрюлю ( __ п.)

шёл по _ г _ роду ( __ п.)

3* Впиши нужное окончание, в скобках укажи слово-помощник/объяснение:

узнал о п _ бед _ ( ____________________ )

вышел из м _ тр _ ( ____________________ )

сотрудник _ птек _ ( ____________________ )

б _ леты в кас __ ( ____________________ )

детёныш кенгур _ ( ____________________ )

  1. Заполни пропуски в словах:

Р _ кета, ябл _ ко, ф _ мил _ я, к _ стюм, площ _ дь, т _ традь, н _ ябрь, м _рковь,

Распредели слова по склонениям в таблице:

  1. Определи падеж существительных в предложениях, впиши падежный вопрос:

Катались (на ….. ?) на машине (… падеж).

Шли (по … ?) по площади ( … падеж).

Отплыл (от … ?) от причала ( ….. падеж).

Подбежал (к …. ?) к дивану ( … падеж).

Достали ( … ?) мяч ( … падеж).

Гуляли (за … ?) за школой ( … падеж).

Кружились (в … ?) в воздухе ( … падеж).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык- английский язык).

Проблемный урок по русскому языку в 4 классе»Винительный падеж имён существительных. Распознование именительного и винительного падежей.Урок-исследование. Цель: -познакомить с особенностями .

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Автор.

ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Орфографическое домино по русскому языку может быть использовано как дидактическая игра на определение падежей имён существительных. Возможны различные формы организации деятельности учащих.

Я использую в своей работе конспекты уроков опытных педагогов.

Источник

Adblock
detector