Меню

2 класс русский язык упражнения на все правила русского языка

Сборник упражнений по русскому языку для 2 класса

Выбранный для просмотра документ сборник упражнений.docx

Сборник упражнений по русскому языку

Составаитель: Копытова Яна Александровна

Сборник упражнений по русскому языку. 2 класс. Сост.Я.А.Копытова – пгт Ачит: учитель начальных классов МКОУ АГО «Ачитская СОШ». 2018. -76с.

В системе начального обучения русский язык является одним из оснавных учебных предметов. Решить задачи, которые ставит перед учителем младших классов современная школа , можно только в том случае, если сам учитель обладает глубокими лингвистическими знанияи, развитой языковой интуицией и вкусом, способен видеть факты в системе, умеет правильно говорить и писать.

Процесс обучения ребёнка длителен и труден. В начале этого длинного пути вырабатывается умения работать с книгой, со справочными материаломи, закладывать основы для развития орфографической зоркости.

Цель данного сборника – дать учителям и родителям и родителям разнообразный материал по выработке твердых навыков грамотного письма.

Сборник упражнений по русскому языку предназначен для учеников 2 класса.

Основные функцпии сборника – развитие письменной и устной речи.

У пражнения могут включаться в различные этрапы уроков: на этапе изучения нового матенриала, на этапе закрепления новых знаний. Так же отдельным упражнениям может посвящаться целый урок. Например, урок-закрепление полученных знаний на предыдущих уроках, урок-изложение. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы как в классе на уроках русского языка, во время занятий в группе продленного дня, так и дома для занятий с родителямию

В сборник вошли упражнения:

Найди лишнее слово.

Найди лишнее словосочетание.

Тренируй логическое мышление.

Развивай быстроту реакции.

Развивай зрительную память.

Задания имеют практическую направленность и выполняются в целях уточнения, коррекции, упорядочения речевых навыков и умений учащихся.

Выполняя практические задания, учащиеся работают с различными упражнениями. Учаться пользоваться приемом скелетирования и другими правилами определения логического центра. Учаться находить связь между словами; подбирать слова подходящие по смыслу; расшифровывать; переставлять буквы в словах, что бы получить новые слова; востанавливать рассказы; исправлять ошибки; озаглавливать тексты; составлять из слов предложения; определять тему и главную мысль текста; подбирать антонимы и синонимы; определять границы предложения; расставлять слова в нужном порядке; составлят план.

Данный сборник уже был использован мною на уроках русског языка и развития речи в начальной школе во 2 классе. Он был применен с целью определения уровня развития речевой компетентности у обучающихся.

Хотельсь бы, чтобы данный сборник упражнений помог обучающимся осваивать, понимать, корректировать свои знания.

Памятки для обучающихся

Раздел 1. Работа со словом

За окном запел…( петух). Мальчик чистит своё…(пальто). Стрекочет проворная…(сорока). Брату купили…(коньки). На горку бегут…(ребята). Столица нашей Родины…(Москва). Осенние месяцы…(сентябрь, октябрь, ноябрь). и т.д.

Отгадай загадки. (Использовать для комментированного письма)

С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). Зимой беленький, а летом серенький. (Заяц). Телята гладки, привязаны к грядке. (Огурец). В поле родился, на заводе варился, на столе растворился. (Сахар). Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь).

Назвать (записать) слова, которые начинаются с букв У, В, К, П, И, Д

Ученик, учитель, ворона, воробей, корова, класс и т.д.

Назвать (записать) слова с тремя гласными А или О, двумя гласными О.

Воробей, барабан, мороз, ворона….

«Первый слог потерялся» (На доске записаны слова без первого слога. Дети подбирают недостающие слоги).

… рока, …роз, …рова, …бака, …то

Составить предложения с данными словами:

Барабан, аптека, рисунок, девочка.

Составить рассказы по опорным словам. Дать им заглавие.

Зима, мороз, коньки, каток. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь. Класс, учитель, ученик, дежурный.

Задания тесно связываются с изучаемой темой:

Подчеркнуть в словах звонкие или глухие согласные.

Расположить словарные слова в алфавитном порядке.

Читайте также:  вакуумный живот упражнения видео для похудения для начинающих

Записать слова, отвечаюшие на вопросы КТО? или ЧТО?

Записать слова, обозначающие действие предмета.

Образовать родственные слова.

Выписать слова со звонкой или глухой согласной на конце.

Найдите в каждой строке лишнее слово. Подчеркните его. По какому принципу отобраны слова.

Автомобиль, урожай, трамвай, самолёт. Капуста, помидор, солома, морковь.

Пенал, тетрадь, телефон, карандаш.

Выберете наиболее подходящее слово. Запишите.

Из (ветхого, старого, древнего) ж..леза мы сделали ведро.

М..дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

В данный текст вставьте наиболее подходящие из следующих слов, сходных по значению: плескаться, листья, лить.

Волны тихо … у берега.

Поставь в словах ударение, подчеркни гласную, которую нужно проверить или запомнить.

Собака, силач, зеркальный, ворона, змея, город, угостить, качели, старик, рябина, стрела.

Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

м. ря — ____________

Кошке подходят клички: ______________________________________

Собаке подходят клички: ______________________________________

Напиши подходящие имена существительные.

Напиши подходящие имена прилагательные.

Напиши подходящие глаголы.

Подчеркни одной чертой имена существительные, двумя – глаголы, волнистой линией имена прилагательные.

Воронята большие миксер

Синий ботинки метели

Тикают кораблик красивый

Пионы сочный макароны

Крутит уберёт щиплет

Запиши словарные слова на тему «школа».

р…сунок к…р…ндаш м…роз

ст…лица кв…ртира д…рога

п…нал к…ньки д…журный

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

Напиши проверочные слова, вставь пропущенные буквы.

Подчеркни подлежащее и сказуемое. Выпиши пары слов.

На стене в большой комнате висят старинные часы.

Вставь пропущенные буквы в словарные слова

Распредели слова по трём столбикам.

Солнце, солнечный, светить, чистота, чистить, чистый, победный, победа, победить, учитель, учительский, учить, день, дневной, шум, шумный, шуметь.

К существительным подберите подходящие имена прилагательные.

Подбери к именам прилагательным противоположные по смыслу прилагательные.

Напиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Подчеркни все имена существительные.

Долина, долетел, доброта

Изрубить, изба, избить

Полоса, полено, полежал, поле

Найди в каждой строчке лишнее слово.

Озеро, море, облако, река, яблоко

Ветер, гром, молния, дождь, град

Весна, лето, осень, зима

Подчеркни имя существительное, которое является нарицательным, одушевлённым, женского рода

На коне, о Москве, у лисы, на кровати

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Лист…к, песоч…к, нос…к, кусоч…к, корабл…к, самолёт…к, звоноч…к, ореш…к, дожд…к, мост…к, куст…к.

Подбери к данным словам проверочные слова:

Раздели слова чёрточками для переноса:

Группа, мальчик, ёжик, лека, линейка, класс, окунь, завод, снег, восемь, утро, масса, карандашик, пенек, Анна, ручеек, сом, книжечка, пароход, малыш, моль, шёл, идти

Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы ( парные звонкие или глухие согласные).

Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

Перчатка, носки, каникулы, птицы

На конце каких слов не пишется ь , подчеркни их.

Помощ…, циркач…,ноч…, плащ…

Подбери к данным существительным синонимы.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дёт, неб…са, к…сяки, м…лькание, огл…нись, прол…вной, з…л…той, ст…б…лёк, др…в…сина, д…р…гой, х…х…тать, з…л…неть, б…р…жок, ве…ка, блю…це, тра…ка, гри…, пры…ки, оха…ка, скорлу…ка, окрес…ность, ус…ный, радос…ный, интерес…ный, вкус…ный, небес…ный, ненас…ный, ре…кость, килогра…, ко…екция, ра…каз.

Найди слова с «ошибкой», исправь и запиши верно.

Мидведь, копуста, карандаш, ципленок, цыркуль, малаток, платок, циган, цвитной, полянка, питерка, портфель, варабей, ученик, залотой, семья, обезъянка, тетрать, пошол, дождик, река томь, топор, кавёр, позванит, малоко, лета, срида, денек, лесёнок, лисник, чящя, чудо, капусный.

Раздел 2. Работа со словосочетанием.

Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова. Составьте с этими словами свои словосочетания.

Рисунок в книге … (картинка).

Килограмм – это тысяча … (грамм)

Мать родимая — ….. любимая (Родина)

Выделите из предложений словосочетания со словарным словом. Определите, какое слово от какого зависит. Поставьте вопрос.

Андрюша вынул из кармана носовой платок.

Читайте также:  комплекс упражнений при протрузии грудного отдела позвоночника

Весной Славик снова перебрал отобранные семена и посадил их на своём маленьком поле.

Выпиши из предложения словосочетания, подчеркни главные члены предложения

Маленький котёнок сладко спал на крыльце.

Выпишите словосочетания через запятую.

Город Москва. Мороз. Гора Памир. Шарф. Улица Советская. Красивый. Деревня Беляево. Собака Тузик. Жаркое лето.

Вставь пропущенные буквы. Запиши словосочетания.

Источник

Русский язык , 2 класс (тренировочные задания на разные орфограммы и правила)

Тренировочные задания по русскому языку на лето (2 класс)

Прочитай текст выразительно. Составь и запиши план текста .

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто же их сажает здесь?

Раз шёл я с охоты, смотрю: мимо меня низко-низко пролетела сойка. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидел ли кто? Потом она полетела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, потом забудет, где спрятала, он и прорастает.

Прочитай. Попробуй продолжить текст.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блещущий чи100тою. Сес3цы – 40и е2 ухи3лись пре2рительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дёт, неб…са, к…сяки, м…лькание, огл…нись, прол…вной, з…л…той, ст…б…лёк, др…в…сина, д…р…гой, х…х…тать, з…л…неть, б…р…жок, ве…ка, блю…це, тра…ка, гри…, пры…ки, оха…ка, скорлу…ка, окрес…ность, ус…ный, радос…ный, интерес…ный, вкус…ный, небес…ный, ненас…ный, ре…кость, килогра…, ко…екция, ра…каз.

Спишите. Исправьте ошибки.

В залатые осенние дни готовились к отлёту журовли. Пакружылись ани над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в далние страны. На востоке покозалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рикой висёлое сонце.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Счас…ливый Сере…ка вприпры…ку сб…жал (по) лес…ниц… . У мал…ч…гана праз…ни… . В его тетра…ке по ру…кому языку ст…ит п…тёрка.

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Лист…к, песоч…к, нос…к, кусоч…к, корабл…к, самолёт…к, звоноч…к, ореш…к, дожд…к, мост…к, куст…к.

7 . Подбери к данным словам проверочные слова:

8. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы ( парные звонкие или глухие согласные)

9 . Раздели слова чёрточками для переноса:

Группа, мальчик, ёжик, лека, линейка, класс, окунь, завод, снег, восемь, утро, масса, карандашик, пенек, Анна, ручеек, сом, книжечка, пароход, малыш, моль, шёл, идти

10. Подчеркни главные члены предложения.

Петя решил трудную задачу. Сегодня с утра идёт снег. Олег читает интересную книгу. В песочнице играют малыши. Высоко в небе парит гордый орел.

11. . Составь из данных слов предложения. Запиши текст.

В, щука, была, ведре, кот, учуял,, Васька, добычу, ведро, в, он, лапу, сунул, но, зубы, у, острые, щуки,, кота, щука, лапу, за, схватила.

12 . А теперь составь текст. «Летом на речке».

13 . Подбери как можно больше однокоренных слов.

14. Найди слова с «ошибкой», исправь и запиши верно.

Мидведь, копуста, карандаш, ципленок, цыркуль, малаток, платок, циган, цвитной, полянка, питерка, портфель, варабей, ученик, залотой, семья, обезъянка, тетрать, пошол, дождик, река томь, топор, кавёр, позванит, малоко, лета, срида, денек, лесёнок, лисник, чящя, чудо, капусный.

15. Тексты для списывания . Правильно и красиво спиши текст (перед написанием прочитать вдумчиво и медленно 2 раза)

Весна. Последние клочья снега лежат только под могучими соснами. На голой бурой земле показались первые цветы. Это мать-и-мачеха. Ночью цветок спит. Но вот из – за леса встало солнышко. Цветок медленно поднял головку, расправил листочки. Верхняя часть их холодная, а нижняя – тёплая. Цветок назвали мать-и-мачеха.

Читайте также:  упражнения после перелома предплечья видео

В начале апреля ребята встречали птиц. Весёлой гурьбой пришли они в парк. Он украшен флажками. На плакатах написано, что ребята берут птиц под охрану. На высоком клёне сидит скворец. Он объявляет птицам о празднике.

В руках у ребят домики для птиц. Это очень уютные квартиры. Окошко служит дверью. Удобно будет в новом домике семье синиц.

Я люблю своё село Ильинка. Чудесная роща стоит за нашим селом. Как хороша она весной! Вот лопнули пахучие почки. Маленькие чистые листочки усыпали все ветки. Роща покрылась зелёным пушком. Весело свищут синицы. Они долго ждали этой поры. На речке Тихой уже сошёл лёд.

Ещё вчера шёл дождь. На улице всюду грязь и лужи.

Ночью подул холодный ветер. Лужи замёрзли. Посыпал мягкий пушистый снежок. Ребятишки шли из школы домой. На дороге было скользко. Кирилл Субботин упал и ушиб ногу. Друзья помогли ему встать и отвели домой. Они часто навещали его.

Борис и Глеб часто ходили в лес. Там большой пруд. На берегу рос камыш. Около камышей плавал белый лебедь. На красивую, гордую птицу любили смотреть мальчики. В жаркие дни они садились на плот и переплавлялись на другой берег. Там хороший пляж. Там много друзей.

Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.

В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих .

Звенит звонок. Он зовёт детей на долгожданный урок. Учительница Инна Васильевна читает текст диктанта. Там встретились слова: суббота, русский язык, соловьи, обезьяна. Ученики быстро пишут в тетрадях. Глеб Щукин работал у доски. Весело стучал мел. В конце урока девочки и мальчики подали свои работы.

23. Вставьте пропущенные орфограммы. Запишите текст.

Костя Васильев и Андрей Кирьянов б..гут в рощ. . Звонко п..ют птиц. Ч..десно пахнут ландыш. От ств..лов на з..мле длинные тени. В гн..зде п..щат пт..нцы. Вот л..тит их мат. Она прин..сла грач..там корм. Малыш.. ели пищ. Мал..чики ушли. Зачем пугать птицу?

Раннее утро. В р..дные места летят аисты. Здесь сов..ют они св..и гнёзда. И вот уже в гн..зде пищат аистята. Семью надо к..рмить. Отец расправил крыл..я, пол..тел искать пищу.

Целое лето прож..ли аисты в селе и(И)льинском. К(к)ирюша с сестрой а(А)ллой н..сили пт..нцам лягушек.

Под елью была яма. Осенью медве…ь устроил там берлогу и зале.. на зиму. Намело над берлогой сугробов. Воют в..юги. Тр..щит моро. Дует злой ветер. А медведь спит.

Пришло весеннее т..пло. Проснулся Михайло Иванович. Какой он стал худой! Вылез медведь и шагает в л..сную чащ.

Анна Васильевна рассказала ученикам о бобрах. Дети узнали много интересного. Бобры живут на лесной реке. Хорош.. их прочные шу..ки. Тепло бобрам з..мой. Ч..ткие у зверей уш. Ударит хв..стом рыба. Сухие лист..я упадут. Слыш..т бобёр. А вот гл..за на сто шагов плохо видят. Какие дома делают бобры! Крепкие, вход под водой.

27 . Гуляли забавные утята по дв..ру. Х..дили они гуськом такие чистые и пуш..стые. Искали малыш.. корм. Щипали утята тр..ву. Нашли проказники большую трубу. Залезли туда один за другим. Вышли озорники из трубы грязные. Стала утка-мать отмывать детей в р..ке.

Источник

Adblock
detector