Меню

10 класс русский язык упражнения по теме синонимы антонимы

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему «Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 41 »

Урок русского языка в 10 классе

на тему « Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление »

Учитель русского языка и литературы: Жук Светлана Викторовна

Цель: повторение и углубление знаний учащихся по теме.

1) образовательные: актуализировать знания учащихся при работе с языковым материалом, расширить представление о лексических средствах;

2) развивающие: развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом, совершенствовать навыки грамотного письма;

3) воспитательные: способствовать воспитанию культуры речи учащихся, формированию потребности говорить правильно и красиво.

Тип урока : комбинированный

Формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы урока : словесный, эвристический, наглядный.

Оборудование урока : компьютер, мультимедийные презентации, видеофрагмент, карточки, раздаточный материал.

Организационный момент. Целеполагание.

Опрос ( работа на соотнесенность средств художественной — выразительности с их определениями, выполнение задания в формате ЕГЭ).

Просмотр видеофрагмента фильма «Двенадцать стульев» (диалог Эллочки Людоедки с мужем).

Фронтальная работа: повторение общих вопросов: лексические средства выразительности, их назначение.

Закрепление: выполнение упражнений, работа в мини-группах.

Контроль: выполнение теста.

Подведение итогов, оценивание, домашнее задание, рефлексия.

1. Оргмомент. Целеполагание.

2. Опрос. Вопросы классу:

— На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? ( тропы, стилистические фигуры, лексические средства выразительности).

— Что такое тропы? Для чего они используются? ( Тропы помогают ярко и образно описать предметы и явления действительности).

— Кто быстрее? О каком понятии идет речь? Приведите примеры.

1. Перенос значения с одного явления на другое по смежности (метонимия).

2. Сильное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета (литота).

3. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (метафора).

4. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты (парафраза).

5. Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки (ирония).

— Какова роль стилистических фигур? («Усиливают выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь специальным синтаксисом» Розенталь Д.Э.).

1.Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Что это? ( градация).

2. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации (эллипсис).

3. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда

4. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (параллелизм).

5. Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов (антитеза).

Развитие умения находить изобразительные и выразительные средства

Индивидуальная работа с тестом в презентации «Тренажер».

Работа в парах с текстами . (Приложение 1)

3. Просмотр видеофрагмента фильма «Двенадцать стульев» (диалог Эллочки Людоедки с мужем).

Беседа с учащимися.

— Узнали ли вы героев? Кто они?

— Сколькими словами пользовалась Эллочка Щукина?

3. Просмотр видеофрагмента.

Обратимся к тексту фрагменту из сатирического романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». (Приложение 2)

Эллочка — один из самых ярких персонажей романа. Ее отличительной особенностью является то, что она в своем разговоре обходилась тридцатью выражениями. Какой прием использовали авторы? (гипербола). Какова роль такого преувеличения?

— А сколько слов нужно для общения вам? (В повседневном общении достаточно 3-4 тысячи слов, но для выразительной речи этого, конечно, недостаточно. А. С. Пушкин в своих произведениях употребил более 21 тысячи слов)

4. Повторение понятий . Целевая установка: сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Викторина «Узнай меня!»

Мы слова из русской речи,

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность.

Не всегда нужна поспешность,

Потому не торопись.

Ты до смысла доберись.

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Мы всегда близки по смыслу

Разнимся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна.

Как много в них священного для нас!

Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный.

По значенью мы всегда противоположны. (антонимы).

С буквой ф помогает,

Без ф — торжественно шагает.

Что это за глаголы?

(Паронимы. Шефствовать — оказывать помощь. Шествовать — идти, двигаться торжественно, важно).

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

1) Орфографическая пятиминутка. Работа в парах. Подобрать проверочные слова к омоформам. Вставить пропущенные буквы.

Ст..рожил нашего города – ст..рожил склад, вышк..лить ребенка – вышк..лить сосуд, ум..лять о пощаде – ум..лять значение, флаг разв..вается – ребенок разв..вается, удариться оз..мь – взошла оз..мь.

2)Вставить подходящие синонимы: любознательный, пытливый, любопытный. Предложения записаны на доске.

А) Около подъезда толпились … прохожие.

Б) Моя сестра обладает … умом.

В) … ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.

3)Редактирование предложений. Исправь ошибки.

А) Олег одел плащ и поспешил на работу.

Б) Через три года мы встретились с Сергеем, но он меня не признал.

В) Книга – источник познания.

Г) Гончий автомобиль едва не перевернулся на дороге.

Д) На нас чуть не обрушилась каменистая глыба.

Читайте также:  как научится говорить букву р упражнения видео

6. Проверь себя! Тест по теме «Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы».

7. Подведение итогов урока, оценивание. Информация о домашнем задании (Выполнить упражнение 19 или составить текст на тему «Осенний лес», используя синонимы).

Рефлексия. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Трудности вызвало задание…

1) Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

2) А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. 3) Сейчас перед непогодой их домик — перевернутую корзину без дна, отнесли под навес, накрыли мешковиной. 4) Все там, а этот затерялся. 5) А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

6) И в чём тут держится душа? 7) Не весит нисколько, глазки чёрные — как бусинки, ножки — воробьиные, чуть-чуть его сжать — и нет. 8) А между тем — тёпленький. 9) И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. 10) И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. 11) И вот даже от братьев отличился характером. 12) А мы — мы на Венеру скоро полетим. 13) Мы теперь, если все дружно возьмёмся,- за двадцать минут целый мир перепашем. 14) Но никогда! — никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать — не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка. (по А.И.Солженицыну)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«В миниатюре «Утенок» красоте, гармонии и неповторимости природы, воплощенной в маленьком утенке, Солженицын противопоставляет мир современной техники, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Для подтверждения этой основной идеи текста автор прибегает к _____. Создавая образ утенка, автор использует ___ («тепленький», «брюшко», «бусинки», «клювик» и др.), ____ («невесомого жалкенького жёлтенького утёнка», «глазки чёрные», «ножки воробьиные» и др.). Неприязнь Солженицына к современной технике передается и через ____ (предложение 13)».

слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью. Вот слова, фразы и междометия, придирчиво выбранные ею из всего великого, многословного и могучего русского языка:

Хо-хо! (Выражает, в зависимости от обстоятельств, иронию, удивление, восторг, ненависть, радость, презрение и удовлетворенность.)

Мрачный. (По отношению ко всему. Например: «мрачный Петя пришел», «мрачная погода», «мрачный случай», «мрачный кот» и т. д.)

Жуть. (Жуткий. Например, при встрече с доброй знакомой: « жуткая встреча».)

Парниша. (По отношению ко всем знакомым мужчинам, независимо от возраста и общественного положения.)

Не учите меня жить.

Как ребенка. («Я его бью , как ребенка» — при игре в карты. «Я его срезала, как ребенка» — как видно, в разговоре с ответственным съемщиком.)

Источник

Разработка урока. «Синонимы.Антонимы» (10 класс)

Урок русского языка в 10 классе

Цель : образовательные : закрепить понятие о синонимах, антонимах, омонимах; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: урок обобщения полученных знаний с элементами критического мышления

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, частично-поисковый.

Оргмомент . Настрой на урок учащихся

Результаты письменной работы: сочинение-повествование с элементами описания «Осень».

Новая тема. На доске эпиграф: Жизнь разделяется на будни, которых в ней много, и праздники, которых в ней мало (В.Г.Белинский).

-Ребята, что вы можете сказать о словах, которые встречаются в этом высказываний. (Будни- праздники, много-мало – это антонимы). Подберите синонимы к словам: праздники, будни.

4. Как вы думаете какая сегодня тема урока?(Запишите число и тему урока)

5. Повторение изученного материала: «Ромашка Блума». Выбирают по очереди лепестки ромашки, состоящие из простого вопроса, уточняющих вопросов, объясняющих вопросов, оценочных вопросов, творческих вопросов, практического вопроса. Составляют в группах и задают друг-другу.

Например: простой вопрос-что называется синонимом? Антонимом?;

Уточняющий вопрос- Правильно ли я понял, что синонимы и антонимы относятся к одной части речи?; Объясняющий вопрос- Для чего нужны синонимы и антонимы?; Оценочный вопрос-Какую пользу приносят синонимы и антонимы?; Творческий вопрос- Что будет , если не будет синонимов и антонимов? Практический вопрос – Как подбираются синонимы и антонимы? Где они чаще всего встречаются?

6. Закрепление: Работа с текстом .

Всемирные выставки делятся на две основные группы: универсальные и специализированные. Выставки этих категории различаются продолжительностью, общей площадью и тематикой.

Читайте также:  упражнение для мышц ног упражнения для икр ног

История проведения ЕХРО началась в Лондоне в 1851 году с выставки лучших промышленных достижений. Так, в 1867 году в Париже был впервые продемонстрирован гидравлический лифт. Девятью годами позднее в Филадельфии посетители удивлялись первым швейной и пишущей машинкам, а также другой новинке – телефону. 1889 год подарил Парижу Эйфелеву башню, а в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе СССР показал копию первого искусственного спутника Земли.

Сегодня всемирные выставки ЕХРО собирают миллионы людей со всего мира и являются своего рода смотром технологических и научных достижений. Проводятся они по двум направлениям. Всемирные универсальные выставки проходят один раз в пять лет и длятся шесть месяцев. Международные специализированные выставки ЕХРО, объединённые определённой темой, проводятся между ними и работают три месяца.

Задание: 1 группа- Определить тему текста. Озаглавить . Сформулировать его основную мысль. Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам первого и второго абзаца.

2 группа- работа называется «Двойной дневник»:

Выписать слова и словосочетания на тему «Мировые достижения»

3 группа: Подобрать синонимы и антонимы к выделенным словам 3 абзаца.

У доски. Сделать синтаксический разбор следующего предложения: Международные специализированные выставки , объединённые определённой темой, проводятся между ними и работают три месяца.

7. Творческое задание :

1 группа- Дополните пословицы и поговорки : Ученье свет – неученье … .

Готовь сани летом, а телегу — … . Не отведав горького, не узнаешь …

Не бойся врага умного, бойся друга …

2 группе- придумать сказку о синонимах и антонимах.

3 группа- Исправьте текст с помощью синонимов.

В один чудесный день мы отправились на рыбалку. Погода была чудесная, рыба ловилась чудесно, а вода настолько прогрелась, что стала просто чудесной. В общем-то, мы как будто побывали в чудесной стране. Полные чудесных впечатлений, мы возвратились домой, где нас ждал чудесный ужин.

8. Лингвистическая игра: Задают друг другу по одному слову и нужно к ним подобрать синоним и антоним.

На уроке я работал активно, пассивно

Я доволен собой, не доволен

Тема урока мне понятна, не понятна

Полезна, не полезна

Интересна, не интересна

Мое настроение приподнятое, унылое

Домашнее задание : написать синквейн к словам синоним и антоним

Источник

Урок русского языка в 10 классе «Синонимы. Омонимы. Антонимы. Паронимы»

КГУ «Чистопольская средняя школа»

Район им.Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области

Урок русского языка в 10 классе естественно-математического направления

Учитель русского языка и литературы Стрекозина Татьяна Алексеевна

Тема: Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Цель: Повторение основных лексических понятий, изученных в 5-6 классах.

Задачи: Углубить знания учеников по данной теме; расширить представление о художественных приёмах использования синонимов, омонимов, антонимов; расширять словарный запас учащихся; повторить орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в упражнениях.

Ребята, мы с вами в 10-ом классе на уроках русского языка повторяем всё то, что изучали в 5-9 классах. Но не просто повторяем, но и узнаём что-то новое, дополняем, расширяем свои представления о понятиях, которые кажутся вам известными. В Коране сказано: «Препятствиями – растём». Сегодня я предлагаю вам попытаться преодолеть препятствия, которые для вас намеренно выстроила я. В древнегреческой мифологии есть миф об афинском герое Тезее (Тесее). Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею победить ужасного Минотавра. Ариадна дала Тезею клубок ниток, и отважный герой сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из Лабиринта – жилища Минотавра.

Волею судьбы и мы оказались в лабиринте. Выбраться из него вам поможет нить Ариадны – ваши знания по лексике. Итак, сегодня мы вспомним, что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Тем более, что вопросы по этим темам встречаются в каждом варианте тестовых заданий на ЕНТ.

2. Повторение материала с параллельным выполнением заданий.

1. «Кто быстрее?» или «Узнай меня»: О каком понятии идёт речь?

1) Мы слова из русской речи, Одинаково нас слышат

Из родного языка! Но важна не только внешность,

Одинаково нас пишут, Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность, Смысл запрятан в серединке,

Ты до смысла доберись. Сходным лицам вопреки

Наподобие начинки Мы по смыслу далеки. (омонимы)

2)Слова, различающиеся значением, но сходные по звучанию и написанию, называются… (паронимами).

3) Мы всегда близки по смыслу, разнимся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна. Как много в них священного для нас! (синонимы).

4) Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный.

По значенью мы всегда противоположны. (антонимы)

2. «Верните слово»: подберите синонимы к словам

Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).

3. Введение понятия о градации:

Градация (лат. Gradation – «постепенное возвышение, усиление») — расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости.

«Кто самый зоркий?» : укажите градационные ряды, определите, по возрастающей или убывающей значимости расположены синонимы. Объясните орфограммы и пунктограммы:

1.Бывает труд (не)нужый, суетливый, (не)терпеливый, раздраже…ый, мешающий другим и обращающий на себя вн…мание. Такой труд гораздо хуже праз…ности. Настоящий труд всегда тихий, р…вномерный, (не)заметный. (Л.Толстой). 2. Великая вещ… — надежда, она (не)в…сома, легка, всегда жива в человеке, её (не)погасить, (не)убить. (В.С.Шефнер).

Читайте также:  скамья для пресса торнео упражнения видео

4. «Ты мне – я тебе»: подберите антонимы к словам

Запад, отказаться, предок, нежный, сосредоточенность, увеличиваться, густой, активный, излишек, мелкий, многолюдный, скука, новосёлы, вооружение, неряшливый, зажечь, чужбина, сомкнуть.

5. Чтение материала в учебнике об антитезе:

Антитеза (греч. Antithesis – «противоположение») – противопоставление резко контрастных для создания художественного образа.

Задание: Найдите в предложениях антонимы, отметьте антитезу.

1.Утром небо ясно и прозрачно, ночью звёзды светят так светло – отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело? (А.К.Толстой). 2.Судьба – проказница шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума. (А.С.Грибоедов).

6 . Введение понятия об оксюмороне:

Оксюморон (греч. Oxymoron – «остроумно-глупое») – стилистический приём соединения взаимоисключающих, противоположных по значению слов для необычного выражения нового понятия.

«Узнай меня»: Найдите оксюмороны в предложениях:

1. Какое-то снотворное, маковое покрывало надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящей скукой и скучающей весёлостью. (Н.С.Лесков). 2. Мы пьём любви отраву сладкую. (Е.А.Баратынский). 3. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин).

7. «Подберите омоним» (Дополнительно сообщаются сведения об омографах – словах, совпадающих по написанию, но различающихся по значению и звучанию: МУКА – МУКА,КРУЖКИ – КРУЖКИ; омоформах – словах, совпадающих в звучании и написании лишь в отдельных формах: МОЙ ( от мыть) и МОЙ (местоим.) ; омофонах – словах, совпадающих по звучанию, но различающихся по значению и написанию: РОД – РОТ, ПОЛОСКАТЬ – ПОЛАСКАТЬ)

Задание: подобрать омонимы, составить с этими словами словосочетания.

Парить, хлопок, стих, среда, блок, посол, рубка, бокс, устав, повод, три.

8. Ответьте на шуточные вопросы:

1)Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке).

2)В каком бору не растут деревья? (Бор – химический элемент).

3)Всякий ли пар способен подниматься? (Пар – пашня, оставленная без посева).

4)Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабан – деталь, имеющая цилиндрическую форму).

5)Каким ключом нельзя открыть дверь? (Ключ – родник, ключ – музыкальный знак)

9. «Составьте словосочетания»: подберите к данным словам подходящие по смыслу слова из скобок. Объясните различия в значении паронимов.

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

10. «Исправьте ошибки»: найдите и исправьте ошибки в употреблении паронимов.

1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку .(отписку) 3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).

3. Подведение итогов урока.

Мы достигли цели – нашли выход из нашего лингвистического лабиринта, пройдя долгий путь по его запутанным переходам.

4. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания вы все получаете тесты, которые я выбрала из сборника по русскому языку для подготовки к ЕНТ.

Тесты по теме «Синонимы. Омонимы. Антонимы. Паронимы»

1Укажите слова-паронимы 7.Укажите слова-паронимы

А) Континент – контингент А) Чужой — чужбина

Б) Метель – пурга Б) Горячий — горячо

В) Горячий – холодный В) Лесной — лесистый

Г) Горячий – знойный Г) Учёный — учение

Д) Скучный – тоскливый Д) Острая — острейший

2.Укажите слово, имеющее омоним . 8.Укажите ряд омонимов

А) Композитор А) Экстренная работа, экстренный вызов

Б) Снег Б) Новая редакция статьи, редакция газеты

В) Цемент В) Лесной ключ, ключ от замка

Г) Посол Г) Программа концерта, программа по химии

Д) Отель Д) Иглы ежа, хвойные иглы

3.Укажите словосочетание с омонимами 9.Укажите ряд антонимов

А) Русская печь – побелить печь А) Длительный — протяжённый

Б) Исполнение мечты – исполнение желаний Б) Осудить — обсудить

В) Мечты о мире – мечтать о мире В) Дрожать — вибрировать

Г) Рубить дрова – дрова для печки Г) Игнорировать — акцентировать

Д) Топить печь – топить судно Д) Демократичный — демократический

4.Укажите синоним к слову СВЕРКАТЬ 10.Укажите синонимы к слову НАДЁЖНЫЙ

А) Блестеть, сиять А) Верный, умный

Б) Оглушить, заворожить Б) Преданный, верный

В) Очаровать, восхитить В) Терпеливый, дружественный
Г) Ослепить, восхитить Г) Неутомимый, упорный

Д) Удивить, затмить Д) Талантливый, замечательный

5.Подберите антоним к фразеологизму 11.Укажите ряд, в котором нет синонимов

ДУША В ДУШУ А) Весна, зима, утро, вечер

А) Души не чаять Б) Нелепость, вздор, чепуха, ерунда

Б) Засучив рукава В) Противник, недруг, враг

В) Как кошка с собакой Г) Блестеть, сверкать, сиять

Г) Носить на руках Д) Красный, алый, кумачовый

Д) Положа руку на сердце

6.Укажите синоним к слову АМБИЦИЯ 12.Синоним к слову ИДЕНТИЧНЫЙ

Источник

Adblock
detector