Меню

1 тренинговые упражнения поздороваемся назови свое имя ежик

Игры, упражнения, этюды на развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

С помощью коррекционных игр, упражнений ,этюдов развиваются навыки общения детей со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).

Скачать:

Вложение Размер
igry_uprazhneniya_etyudy_na_razvitie_kommunikativnyh_navykov.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, упражнения, этюды на развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

С помощью коррекционных игр, упражнений, этюдов развиваются навыки общения детей со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка).

1. Упражнение «Я рада тебя видеть»

Цель: создание положительного настроения.

Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом. Поворачивается к ребенку, что сидит справа от нее, называет по имени и говорит: что рада его видеть.

Предлагает повернуться к соседу справа, и сделать то же самое, и так до тех пор, пока каждый не поприветствует своего соседа.

Цель : создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе.

Педагог выбирает «паровозик» считалочкой. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает «паровозик». Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в депо.

3. Игра «Веселые клоуны»

Цель : развитие воображения, эмоционально-волевых процессов.

«Веселый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используются мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьезный из «несмеянок», становится водящим.

4. Этюд «Встреча с другом»

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развивать выразительные движения.

Педагог рассказывает детям историю:

«У мальчика был друг. Настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями отдыхать. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!» По желания дети разыгрывают сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

5. Этюд «Солнышко и тучка »

Цель : учить напрягать и расслаблять мышцы туловища.

Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко – расслабиться – разморило на солнце (на выдохе).

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, знание цвета, развитие руки.

Воспитатель рисует цветок с семью лепестками: красным, желтым, голубым, розовым, коричневым, синим, оранжевым. Середина цветка – желтая. Детям предлагается запомнить цветок и нарисовать точно такой же.

7. Игра «Комплименты»

Цель : развитие произвольности и самоконтроля.

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого — «гудеть» и маршировать на месте, зеленого — продолжать движение.

По окончании упражнения педагог говорит: «А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения».

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора»

8. Упражнение «Мой лучший друг»

Цель : развитие вербального общения, воспитания доброжелательного отношения к окружающим.

Дети встают полукругом напротив педагога. Он предлагает закрыть детям глаза и вспомнить всех своих друзей. Тот кто получит мячик скажет, как зовут его лучшего друга, и что-нибудь о нем расскажет. Педагог дает образец рассказа. Упражнение продолжается до тех пор, пока не выскажется каждый участник.

9. Проигрывание ситуаций

Цель: развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям, отработка навыков поведения.

Педагог предлагает детям разыграть сценки:

— два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет;

— два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться;

— ребенок гулял во дворе – видит другого, незнакомого, который громко плачет.

10. Упражнение «Тропинка»

Цель: активизация воображения и сопровождающих его положительных эмоций, формирование личности и развитие оптимистического чувственного фона, развитие внимания, к окружающим людям.
Все дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они переходят воображаемые препятствия. «Спокойно идем по тропинке. Вокруг кусты, деревья, зеленая травка. Птицы поют. Шелестят листья. Вдруг на тропинке появились лужи. Одна. вторая. третья. Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идем по тропинке. Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз. Два. Три. Четыре. Перешли болото, снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него перекинуто бревно. Переходим овраг по бревну. Осторожно, идем. Ух! Наконец-то перешли. Идем спокойно. Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны. Перелезаем через упавшее дерево. Вот и пришли! Молодцы!»
(Текст необходимо читать спокойно, с соответствующими интонациями.)

11.Рисунок «Мой друг»

Дети выбирают любое удобное место для рисования. Педагог предлагает им нарисовать одного из своих друзей.

По окончании рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.

Цель: раскрытие групповых отношений, повышение уверенности в себе.

Дети встают полукругом напротив воспитателя.

Воспитатель поочередно бросая мяч детям, спрашивает, что они любят и почему? После этого педагог таким же образом выясняет, что не любят дети и почему? Затем педагог называет какое-либо плохое с точки зрения детей явление и бросает одному из участников мяч. Ребенку, получившему мяч, нужно найти положительную сторону этого явления. Например:

-Плохо, когда идет дождь.

-Зато можно надеть сапоги, взять зонтик и ходить по лужам.

При возникновении затруднения педагог сам называет положительную сторону какого-либо явления.

Цель: развитие внимания.

Дети садятся на ковер.

— Сейчас вы закроете глаза, а в это время я накрою одного из вас простыней. Когда я скажу «Раз, два, три – вокруг посмотри», вы откроете глаза и скажите, кого я спрятала.

14.Этюд «Так будет справедливо»

Цель: учить детей осознавать отрицательные черты своего характера. Понимать какое поведение какой черте характера соответствует и как оно оценивается.

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ, изобразить его пантомимикой и оценить поступок братьев.

«Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться; они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу подушку. Вдруг щелкнул замок – это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван, а младший не заметил маминого прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама рассердившись, поставила провинившегося в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом с братом.

— Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? – спросила мама.

— Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший сын.

Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растрогано улыбнулась и простила обоих братьев.

Цель: снятие напряжения.

Педагог говорит детям о том, что если они расшалились и ими недовольны взрослые, скажите себе мысленно: «Замри!» Посмотрите вокруг, что делают другие, найдите себе интересное занятие, подойдите к кому- нибудь и попросите поиграть с ними. Кто-то обязательно согласится, и вам будет интересно.

Дети встают в круг, берутся за руки, одновременно совершают плавные движения вправо, влево.

17. Упражнение «Подарок другу»

Цель: снятие эмоциональных зажимов.

Воспитатель спрашивает детей, любят ли они получать подарки. А дарить подарки любите? Предлагает превратиться в волшебников и подарить подарок другу. Дети бросают друг другу мяч и называют подарки, которые хотят подарить, начиная со слов: «Я дарю тебе…» Педагог первым начинает упражнение. По окончании упражнения педагог выясняет у детей, что понравилось больше – дарить подарки или получать.

18. Упражнение «Запретное движение»

Цель: развитие внимания.

Дети встают полукругом напротив педагога и выполняют демонстрируемые им движения. Затем педагог показывает движение, увидев которое, дети должны хлопнуть в ладоши.

Дается сигнал к началу упражнения, и под ритмичное музыкальное сопровождение дети повторяют все движения педагога, кроме «запретного».

Цель: развитие социальных эмоций, коррекция аффективного поведения.

Дети выходят в центр группы.

— Вы знаете сказки про королей и королев. А что обычно делают короли. Правильно они отдают распоряжения. Сейчас мы с вами поиграем в королей. Вот этот стул будет троном. А вот и корона. Кто из вас будет королем? Значит остальные дети будут слугами, выполняющие все распоряжения короля.

Педагог одевает на голову «короля» корону и сажает его на «трон».

По окончании игры детям предлагается обсудить, что они чувствовали, будучи королем и слугой, какая роль понравилась больше, легко ли было выполнять приказы короля, кто был добрым королем, а кто злым и т.д.

Психолог дает возможность высказаться каждому ребенку.

В роли (короля, королевы) должен побывать каждый ребенок. В зависимости от количества участников в группе, в роли короля и королевы одновременно могут выступать двое детей. Время «правления» лучше установить с помощью песочных часов.

20. Рисунок «Подарок другу»

Дети выбирают удобное для рисования место. Педагог предлагает детям подумать, какой подарок они хотели бы подарить своему лучшему другу, а затем его нарисовать. По окончании рисования все рассматривают и обсуждают работы друг друга.

21. Упражнение на саморегуляцию «Дыши и думай красиво»

Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Педагог говорит: «Когда вы волнуетесь, попробуйте красиво и спокойно дышать. Закройте глаза, глубоко вдохните:

— мысленно скажите: «Я – лев» — выдохните, вдохните;

— скажите: «Я – птица», выдохните, вдохните;

— скажите: «Я камень» — выдохните, вдохните;

— скажите «Я цветок» — выдохните, вдохните;

— скажите: «Я спокоен» — выдохните. Вы действительно успокоились»

Дети садятся в круг и передавая мяч (волшебную палочку) высказывают друг другу пожелания, например:

— Желаю тебе хорошего настроения.

— Всегда будь таким же добрым, красивым, смелым… как сейчас и т.д.

1.Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: «Издательство ГНОМ и Д»., 2008.

2.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.: Речь., 2005.

3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей в общении. – Ярославль, 1996.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

Источник

Картотека игр для тренинга.
картотека на тему

Материал будет полезен для психологов и воспитателей при организации тренинга для воспитанников, родителей, педагогов.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr_dlya_treninga.docx 22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для тренинга.
«ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ»
Цель: упражнение продолжает знакомство, создает психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!

«ВСТАНЬТЕ ВСЕ ТЕ. КТО. »
Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ведущий дает задание: «Встаньте все те, кто .
— любит бегать,- радуется хорошей погоде,
— имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.
При желании роль ведущего могут выполнять дети.
После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:
— Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.
Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):
— Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам — ему помогает группа»

«ОПИШИ ДРУГА»
Цель: развитие внимательности и умения описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).Дети, стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том,
насколько ребенок был точен.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ»
Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты, За это время в группе производится несколько изменений в одежде, прическе детей, можно пересесть на другое место (но не больше двух-трех изменений; все производимое изменения должны быть видимы). Задача водящего правильно подметить происшедшие изменения.

« КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?»
Цель: развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Упражнение выполняется по кругу.
Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.
Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

«МОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении — все зависит от фантазии и желания ребенка.

«ПОДАРОК НА ВСЕХ (ЦВЕТИК — СЕМИЦВЕТИК)»
Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был Цветик-семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели.
Вели, чтобы. В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

«ПОРТРЕТ САМОГО ЛУЧШЕГО ДРУГА»
Цель: развитие анализа и самоанализа.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:
— Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом? Какими качествами обладает этот человек? Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом? Что для этого надо делать, как себя вести?
В ходе общего обсуждений формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:
— Помогай друзьям.
— Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.
— Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.
— Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.
— Не завидуй.
— Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.
— Спокойно принимай советы и помощь других ребят.
— Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.
— Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

«ЭТЮД НА РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ»
Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый
радостный день в прошлом месяце» и пр.
Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу, затем один ребенок сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (дети меняются местами), затем дети, сидя на стуле
спиной друг к другу, продолжают разговор.
После у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

«РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ. РУКИ ССОРЯТСЯ. РУКИ МИРЯТСЯ»
Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты): — Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки»
— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.
— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.
Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ»
Цель: осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

— Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?
— Что особенного умеют делать люди, с которыми нам приятно общаться, что их отличает? (улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека).
— Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»?
— Можем ли мы с вами применять эти «волшебные» средства, когда?

«ЛИЦА»
Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:
-радость,- удивление,- интерес,
— гнев, злость, -страх,- стыд,
— презрение, -отвращение,
Задача детей определить, какое чувство выражает маска.

«МАСКИ»
Цель: умение различать мимику, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание — выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление. Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

«РОЛЕВОЕ ПРОИГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»
Цель: упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных » средств понимания, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь:
1) плачущему ребенку, он потерял мячик;
2) мама пришла с работы, она очень устала;
3) товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;
4) ваш друг плачет, он получил плохую оценку;
5) девочка-соседка попросила тебя ей сделать аппликацию. Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

«РИСОВАНИЕ»
Цель: развитие эмпатии, творческого воображения.

Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания.»
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.Затем устраивается конкурс на самое доброе животное. Победителю
вручается грамота.

«ХУДОЖНИК СЛОВА»
Цель: развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания детали, использование приемлемых, необидных слов, расширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внутренние, психологические), не называя конкретно имени этого человека.
Учитывая уровень развития детей можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На какой предмет мебели? и т.д.)

«СДЕЛАЕМ ПО КРУГУ ДРУГ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: развитие у детей чувствования друг друга, понимания настроения другого, развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный подарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, который, по вашему мнению, сейчас ему особенно нужен.» Подарок можно описать словами или показать жестами.

«ИГРУШКА»
Цель: ролевое проигрывание ситуаций, отработка навыков эффективного взаимодействия, эмпатии, умения сотрудничать.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребенок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его задача уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней.
Важно: при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, которую он должен представить как свою самую любимую. Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается и у ребенка спрашивают, почему он отдал игрушку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека логопедических тренингов на развитие связной речи у детей с нарушением речи«От прилагательных – к рассказам – описаниям»Включает в себя логопедические тренинги первого уровня сложности, втор.

Картотека «Веселый тренинг».

Картотека игр-тренингов по теме: «Формирование мыслительных операций, основанных на дихотомии. Освоение детьми алгоритма сужения поля поиска».

Упражнения, помогающие детям снять эмоциональное напряжение, телесные зажимы, помогающие закреплить положительные эмоции.

Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходи.

Источник

Читайте также:  упражнения для тренировки подтягивания на турнике
Adblock
detector