Меню

1 класс упражнения на развитие логического мышления на математике

Логические задачи для детей 1 класса
материал по математике (1 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
Логические задачи 109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи на логику. 1 класс А

  1. Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка Нине?
  2. По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?
  3. У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?
  4. Какое число самое маленькое?
  5. В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев и сестёр. Сколько сестёр?
  6. Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько вёдер воды взяли?
  7. В корзине сидят котята. У всех котят 3 пары ушек. Сколько котят в корзине?
  8. На горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?
  9. У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука?
  10. У Юры 3 кубика, а у Серёжи 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в эту коробку все свои кубики?
  11. У жука 3 пары ног. Сколько всего ног у жука?
  12. На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов осталось на этом кусте нераскрытыми?
  13. В пакете лежат красные и жёлтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 жёлтых яблок, и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?
  14. Дима выиграл у Алёши 2 партии в шахматы, а Алёша выиграл 3 партии. Сколько партий сыграли мальчики?
  15. Каждый из троих взрослых ведёт за руку двоих детей. Сколько детей идут со всеми взрослыми?
  16. Сколько целых батонов можно хлеба можно составить из шести половинок?
  17. По дороге один за другим идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идёт девочка. Сколько девочек идут по дороге?
  18. Я придумала два числа. Когда я их сложила, то получила 6. Когда же из одного вычла другое, то снова получила 6. Что же это за числа?
  19. В коробке 8 пирожных. Сколько пирожных надо взять из коробки, чтобы в ней осталось 5 пирожных?
  20. Катя задумала число, прибавила к нему 5 и получила 15. Какое число задумала Катя?
  21. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?
  22. На яблоне было 10 яблок, Садовник разрешил детям сорвать с яблони по 1 яблоку. На яблоне осталось 6 яблок. Сколько было детей?
  23. Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя – в пятый вагон от конца. В одном ли вагоне они едут?
  24. Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки?
  25. Пётр сын Сергея, а Сергей – сын Фёдора. Кем приходится Пётр Фёдору?
  26. В саду яблонь на 3 больше, чем груш. Яблонь 7. Сколько груш?
  27. Из книги выпало несколько листов. На первой выпавшей странице стоит номер 5, а на последней номер 10. Сколько листов выпало из книги?
  28. У Зины на 4 открытки меньше, чем у Гали. У Зины 6 открыток. Сколько открыток у Гали?
  29. Меня зовут Иваном Сергеевичем, а моего деда (отца моего отца) – Петром Николаевичем. Запишите имя и отчество моего отца.
  30. Красный шнур на 1м длиннее зелёного и на 2м длиннее синего. Длина зелёного шнура 5м. Найди длину зелёного шнура.
  31. На вешалке висят головные уборы; шляп на 1 больше, чем беретов. Шляп 8. Сколько шапок и сколько беретов?
  32. Уменьшаемое больше вычитаемого на 2. Чему равна разность?
  33. Угадайте, сколько лет моему дедушке, если через 15 лет мы будем отмечать его семидесятилетие.
  34. Разность двух чисел равна вычитаемому. Придумайте такие числа и запишите пример.
  35. Разность двух чисел равна 0. Придумайте и запишите пример.
  36. Бабушка положила в тарелку 12 груш. После того как внуки взяли с тарелки по 1 груше, осталось 8 груш. Сколько у бабушки внуков?
  37. На уроке математики Ольга Петровна попросила Гошу назвать все числа, меньше 7, а Витю – все числа, которые больше 3 и меньше 9. Какие одинаковые числа назвали мальчики?
  1. 4 носка
  2. 3 куры
  3. 2 варежки
  4. Число 0, т. к.
  5. 2 сестры
  6. 2+2=4 ведра
  7. 3 котёнка
  8. 6 ребят
  9. 8 ног
  10. Нет
  11. 6 ног
  12. 4+5=9 яблок
  13. 1+1+1=3 или 1+2=3
  14. 2+2+2=6 детей
  15. 3
  16. 2
  17. 6 и 0
  18. 3 пирожных
  19. Число 10
  20. Сестра
  21. четверо детей
  22. Нет
  23. 5
  24. Внуком
  25. 4 груши
  26. 3 листа
  27. 10 открыток
  28. Сергей Петрович
  29. 5+1=6, 6-2=4м
  30. 8-1=7, 7-1=6 Ответ: 7 шапок и 6 беретов
  31. 2
  32. 70-15=55(лет)
  33. 6-3=3, 14-7=7 и т.д.
  34. Например: 8-8=0
  35. 12-8=4 внука
  36. 4, 5, 6.
  1. 4 носка
  2. 3 куры
  3. 2 варежки
  4. Число 0, т. к.
  5. 2 сестры
  6. 2+2=4 ведра
  7. 3 котёнка
  8. 6 ребят
  9. 8 ног
  10. Нет
  11. 6 ног
  12. 4+5=9 яблок
  13. 1+1+1=3 или 1+2=3
  14. 2+2+2=6 детей
  15. 3
  16. 2
  17. 6 и 0
  18. 3 пирожных
  19. Число 10
  20. Сестра
  21. четверо детей
  22. Нет
  23. 5
  24. Внуком
  25. 4 груши
  26. 3 листа
  27. 10 открыток
  28. Сергей Петрович
  29. 5+1=6, 6-2=4м
  30. 8-1=7, 7-1=6 Ответ: 7 шапок и 6 беретов
  31. 2
  32. 70-15=55(лет)
  33. 6-3=3, 14-7=7 и т.д.
  34. Например: 8-8=0
  35. 12-8=4 внука
  36. 4, 5, 6.
  1. 4 носка
  2. 3 куры
  3. 2 варежки
  4. Число 0, т. к.
  5. 2 сестры
  6. 2+2=4 ведра
  7. 3 котёнка
  8. 6 ребят
  9. 8 ног
  10. Нет
  11. 6 ног
  12. 4+5=9 яблок
  13. 1+1+1=3 или 1+2=3
  14. 2+2+2=6 детей
  15. 3
  16. 2
  17. 6 и 0
  18. 3 пирожных
  19. Число 10
  20. Сестра
  21. четверо детей
  22. Нет
  23. 5
  24. Внуком
  25. 4 груши
  26. 3 листа
  27. 10 открыток
  28. Сергей Петрович
  29. 5+1=6, 6-2=4м
  30. 8-1=7, 7-1=6 Ответ: 7 шапок и 6 беретов
  31. 2
  32. 70-15=55(лет)
  33. 6-3=3, 14-7=7 и т.д.
  34. Например: 8-8=0
  35. 12-8=4 внука
  36. 4, 5, 6.

Источник

Задания для развития логического мышления ( 1 класс)

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1614304

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Упражнения по развитию логического мышления у учащихся начальных классов на уроках математики. 1 класс

«Развитие логического мышления на уроках математики

в начальных классах как средство формирования

познавательных универсальных учебных действий»

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальной школой новые цели. Одной из особенностей данного стандарта является предъявление серьезных требований не только к предметным результатам обучающихся, но и к личностным, и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Вместе личностные и метапредметные результаты составляют универсальные учебные действия. Итак у ученика начальных классов должны быть сформированы две группы новых умений. Во-первых, универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и обработки информации. Во-вторых, формирование у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Именно математика является тем учебным предметом, где можно в большой степени это реализовать.

Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека, его самореализации и самодостаточности . Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он подвержен любым попыткам манипулирования им извне.

Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось овладение учащимися глубокими знаниями, умениями и навыками. Сегодня на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умением учиться, способностью в огромном количестве информации отобрать необходимое, существенное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. В Федеральных образовательных стандартах общего образования второго поколения прописано, что главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии со стандартами второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Из вышеизложенного следует, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнением, классификацией, обобщением и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Сейчас большинство учебников математики нацелены на развитие познавательного интереса к предмету. Многие упражнения направлены на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на развитие логического мышления. Однако необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применения знаний в новых условиях.

Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом, на уроках математики научились не только считать , но и думать.

Достичь этого можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера.

Основной смысл в решении логической задачи состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами. В первую очередь, логика отвечает за упорядочивание мыслей. Отсюда можно сказать, что логические задачи – задачи, в первую очередь, на установление порядка на некотором множестве объектов.

Известно несколько различных приемов решения логических задач:

Приведем примеры заданий логического характера , используемых в 1-2 классах:

В чем сходство и различие данных выражений:

Найди результат, пользуясь решенным примером:

3+1=4 3+2= 3+3= 3+4= 3+5= 3+6=

Сравни числа, записанные в первой и второй строчках. Сумма чисел в первой строчке равна 27. Как быстро можно найти сумму чисел записанных во второй строчке?

Разница между каждым числом 1 и 2 строчки равна 10. Таких чисел 6, следовательно 10*6=60, Известно, что сумма чисел в первой строчке равна 27, значит чтобы найти сумму чисел второй строчки надо к 60+27=87. Сумма чисел записанных во второй строчке равна 87.

Продолжи данный ряд чисел.

3, 7, 11, 15, 19 … 2, 3, 4, 7, 6, 11,……..

Задачи на сообразительность.

— Брату 14 лет , а сестре 10. Сколько лет будет брату, когда сестре будет столько , сколько брату сейчас? (18)

— Во дворе были куры и овцы. У них 3 головы и 8 ног. Сколько было кур и сколько овец?

Задачи на смекалку.

— Две девочки идут из школы домой, а навстречу им 3 мальчика. Сколько детей идет домой? ( 2)

— У трех братьев по одной сестре . Сколько всего детей в семье? (4)

— В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько кошек в комнате? ( 4 )

Задачи на упорядочивание множеств.

— Нина живет к школе ближе, чем Вера, а Вера ближе, чем Таня. Кто живет ближе к школе –Нина или Таня? ( Нина )

— На одной чаше весов 5 одинаковых огурцов и 3 одинаковых помидора, на другой чаше 4 таких же огурца и 4 таких же помидора. Весы находятся в равновесии. Что легче: огурец или помидор? ( одинаково)

— Сколько можно составить двузначных чисел из цифр 1, 2, 3 при условии , что цифры в числе не повторяются? ( 6 – 12, 13, 21, 23, 31, 32 )

Задачи на расстановки.

— Как в комнате можно поставить 2 стула, чтобы у каждой из 4 стен было по одному стулу?

— Как поставить 4 стула у стен комнаты так, чтобы у каждой из 4 стен стояло по 2 стула?

Занимательные рифмованные задачи.

В класс вошла Маринка, По тропинке кошка шла,

А за ней Иринка, За собой котят вела:

А потом пришел Игнат. Белых 2 и черных 5.

Сколько стало всех ребят. Кто успел их сосчитать?

3 кричалки, 2 сопелки, 3 пыхтелки, Есть помощница у мамы.

2 шумелки мишки Винни сочинил, Посмотрите, дети, сами:

Только 8 подзабыл. Перемыла 5 тарелок,

И поэтому Сове 8 ложек, чашек 5.

Он исполнил только…(2) Перемытую посуду помогите сосчитать.

Задание на развитие мышления в 3 классе.

Во II и III классах предлагаю различные задания для самостоятельного выявления закономерностей, зависимостей и формулировки вывода. Для этой цели использую задания:

Сравни примеры, найди общее и сформулируй новое правило:

20+21 21+22 22+23 23+24 24+25 25+26

Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.

40-39 41-40 42-41 43-42

Вывод: если из последующего числа вычесть предыдущее, то получится 1.

125+10-10 86+5-5 256+28-28

Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

Вывод: если любое число разделить на одно и то же число, то получится первоначальное число.

Программой по математике предусмотрено решение таких задач, которые лучше воспринимаются учащимися при сравнении и сопоставлении. Это прямые и составные задачи, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и в несколько раз; прямые и обратные и т.д.. При сравнении прямых и обратных задач можно задать следующие вопросы: Что общего и различного в условиях прямой и обратной задач? Какие величины являются искомыми? Что общего и различного в решении прямой и обратной задач? Каким действием решена каждая из задач? Почему? Размышления одного ученика способствуют развитию умения у других учащихся.

Для осуществления преемственности между обучением в начальных классах и в средней школе провожу определенную работу по формированию умения строить правильные дедуктивные умозаключения. Для проведения дедуктивных рассуждений необходима большая подготовительная работа, направленная на сознательное усвоение общего вывода, свойств и закономерностей.

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

54, 33, 81, 45, 22, 36, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

3. Задания на развитие мышления в 4 классе.

Особое внимание при целенаправленной работе по развитию познавательных процессов у четвероклассников уделяется развитию основных характеристик мышления. Так большое значение придается отработке умений проводить полноценное сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений и т. д.

Сравни два числа 207 и 3007.

Найди значения выражений: 7р. 27к. + 53к. =; 7ч. 27мин. + 53мин. =

Реши два уравнения: 7 * x = 84; x * 9 = 108

Сравни эти уравнения, отметив их сходство и различие.

а) С рыбалки отец принес 10 кг 500г рыбы, это на 5кг 300г больше, чем принес сын. Сколько килограммов рыбы принес сын?

б) До своей дачи Ольга Васильевна едет 1ч. 50 мин, что на 20 мин меньше, чем едет её сестра до своей. Сколько времени едет на дачу сестра?

В чем сходство и различие заданных задач и их решений?

Реши уравнения, сравни их:

x : 6 = 23 x : 7 = 90 x : 8 = 35

88 : x = 11 700 : x = 7 540 : x = 9

Чем все числа, записанные в 1 строке, отличаются от чисел, записанных во 2 строке:

4. Нестандартные задачи.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а выходит, логично и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики разного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем школы этих задач на уроках математики является не только желаемым, но даже необходимым элементом обучения математике.

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Приведу примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

— В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в нее, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш? (3)

Веревку разрезали на 5 частей. Сколько сделали разрезов?( 4)

Бублик разрезали на 4 части. Сколько сделали разрезов? (2)

Четыре мальчика купили 6 тетрадей. Каждому мальчику досталось не меньше одной тетради. Может какой – нибудь мальчик купить 3 тетради? (да)

Нестандартные задачи нужно вводить уже с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

Предлагая учащимся нестандартные задачи, мы формируем у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

При решении занимательных задач преследуются следующие цели:

формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;

развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);

развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;

подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).

1. У Кати было орехов больше 4, но меньше 6. Сколько орехов было у Оли? (,5)

2. Бабушка дала Коле журнал «Ералаш» со 3 номера по 9. Сколько журналов у него?(7)

3. Расставить 7 книг на две полки так, чтобы на одной было на 3 книги больше, чем на другой.(4 и 3)

4. В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек придется заменить? (3)

1. На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5)

2. В коробке умещается 12 красных и 7 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)

4. Петя и Антон живут в девятиэтажном доме. Петя живет выше Антона. Антон живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя? (на 8 или 9)

1. Незнайка посадил 50 горошин. Из каждого десятка не взошло 2 горошины. Сколько всего семян не взошло? (10 семян)

2. Кусок проволоки 12 см согнули так, что получилась рамка. Какими могут быть стороны рамки? (3 и 3, 5 и 1, 4 и 2)

3. Галя написала четырехзначное число. Вычла 1 и получила трехзначное число. Какое число написала Галя? ( 1000 – 1 == 999 )

4. Женя решил прогуляться и пошел по левому берегу ручья. Во время прогулки он 3 раза перешел ручей. На левом или на правом берегу находится Женя? (на правом )

1. Незнайка решил искупаться. Он разделся, сложил одежды и поплыл. « Сейчас переплыву реку три раза и оденусь, и пойду домой». Как вы думаете, нашел ли Незнайка свою одежду? Объясни ответ. (нет, т.к. три раза это значит оказаться на другом берегу)

2. К числу 5 приписать справа и слева цифру 5. Во сколько раз увеличилось число? ( в 111 раз )

5. Также на уроках математики, для развития логического мышления, используются различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом, комбинаторные задачи.

Таким образом, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал — одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

Источник

Читайте также:  упражнения и задания по служебным частям речи
Adblock
detector